11 мин.

Я побывал на «Класико Пайза». Репортаж с одного из главных футбольных матчей Колумбии

При упоминании города Медельин первая ассоциация, которая возникает у людей – это, конечно, Пабло Эскобар, наркотрафик и преступность. Когда-то это было так, но сейчас Медельин – это современный город с развитой инфраструктурой, куда приезжают не только, чтобы развлечься и познакомиться с красивыми девушками, но также, чтобы насладится красивой природой, вкусным кофе, научится танцевать сальсу, а также сходить на футбол. Именно о последнем и пойдёт речь, ведь я побывал на главном футбольном матче города – «Класико пайза».

Первое класико было сыграно более 70 лет назад, любимую команду выбирают по семейной преемственности, до сих пор спорят за какой клуб болел Пабло Эскобар

«Класико пайза» – это противостояние двух команд из Медельина: «Индепендьенте Медельин» и «Атлетико Насьональ». Пайза – это жители северо-западной части Колумбии, крупнейшим регионом которой является департамент Антиокия, а его столицей Медельин. Наименование пайза происходит от слова «paisano», что означает крестьянин. Сельское хозяйство и по сей день является важной частью региона, поэтому даже горожане называют себя пайза.

Футбольный клуб «Индепендьенте Медельин», или просто «Медельин», как его называют в Колумбии, был основан в 1913 году. Изначально команду основали пайза в противоположность клубу «Спортинг» (по прозвищу «Иностранцы»), существовавшему в городе и который был создан европейцами. Вероятно, из-за этого команда полюбилась разным слоям местного общества независимо от их происхождения и возраста, и стала называть себя «народной командой» – El Equipo del Puebo.

«Атлетико Насьональ», или просто «Насьональ», был основан в 1947 году. В первые годы существования команда решила, что в ней будут играть только колумбийские футболисты из-за чего и было взято имя «Насьональ» (Национальный). Такой стратегии придерживались даже в эпоху «Эльдорадо» – период конца 1940-х–начала 1950-х годов, когда Колумбия вышла из состава ФИФА, а в колумбийских клубах играли лучшие футболисты Южной Америки и даже Европы, а также в 1989 году команда, состоящая исключительно из местных игроков, стала обладателем Кубка Либертадорес.

Первая встреча между командами состоялась 12 сентября 1948 года. В первом класико победу со счётом 3-0 одержал «Медельин». В последующем «Насьональ» будет более успешен своего оппонента: в очном противостоянии «Атлетико» побеждает чаще, чем «Медельин», так же «зелёные», другое прозвища команды, 16 раз побеждали в чемпионате Колумбии и 2 раза в Кубке Либертадорес, в то время как «Индепендьенте» становился чемпионом страны 6 раз и ни разу не побеждал в Кубке Либертадорес.

Успехи «Насьоналя» привели к тому, что клуб стал самой популярной командой страны. Хотя на вопрос «почему вы стали болеть за «Атлетико?» мне никто не ответил, что из-за побед клуба. Буквально каждый говорил мне, что поддерживает команду, потому что его родители болеют за «Насьональ». То же самое касается и болельщиков «Медельина» – просто семейная преемственность.

Конечно, говоря о противостоянии двух клубов, нельзя не упомянуть о Пабло Эскобаре. До сих пор спорят, какой клуб поддерживал наркобарон. По легенде он был болельщиком «Медельина», однако впоследствии Эскобар стал патроном «Насьоналя». Благодаря клубу он отмывал деньги, а также благодаря футболу и другим социальным проектам пытался изменить свой имидж. В 1989 году «Атлетико» выиграл свой первый Кубок Либертадорес. Многие продолжают задаваться вопросом, была ли та победа добыта честным путём.

Вообще, между командами не видно никаких противоречий. Обе команды представляют разные слои общества, за них болеют люди разных возрастов, а также одинаково поддерживают во всех районах города. Благодаря этому в Медельине на одной стороне улицы можно увидеть граффити болельщиков «Атлетико», а на противоположной – «Индепендьенте». Получается эдакая мозаика из различных надписей и муралов, порой напоминающая игру GTA San Andreas.

Впервые после начала пандемии я оказался на заполненном стадионе. Во время игры царила атмосфера эйфории, а фанаты устроили настоящий концерт

В последние дни стояла пасмурная погода. Вот и по дороге на стадион заморосил дождь. «Хоть бы во время матча дождя не было», – подумал я, вспоминая, что на стадионе нет крыши. Я не взял с собой ветровку, так как она синего цвета – цвета «Медельина», я же шёл на фанатскую трибуну «Насьоналя». К счастью, прямо на выходе из метро болельщиков встречали торговцы, предлагающие дождевики зелёного или белого цвета – то, что надо.

Стадион «Атанасио Хирардот», названный в честь одного из освободителей Колумбии, часть большого спорткомплекса, куда также входят бассейны, теннисные корты, стадион для занятий лёгкой атлетикой, множество площадок для футбола и Колизей – крытый спорткомплекс, где располагаются залы для баскетбола, пляжного волейбола, гимнастики, борьбы. У Колизея интересная архитектура – крыша спорткомплекса волнообразная, многочисленные конусы символизируют горы и долину Абурра, в которой располагается Медельин.

Вокруг стадиона люди в зеленых и красно-синих цветах спокойно ходили вперемешку. Попадались пары, где один из партнёров был одет в футболку Насьоналя, а другой в футболку Медельина. Хотя людей в зелёном всё-таки было в разы больше. Что неудивительно: матч был домашним для Атлетико.

Когда я подошёл к стадиону дождь прекратился. В последующем он лишь заморосит пару раз. Хотя стоит отметить, что организаторы подготовились и у входов на стадион поставили палатки, чтобы зрители могли проходить досмотр под укрытием.

На удивление досмотр прошёл быстро. По моему опыту, обычно при входе на фанатскую трибуну проверяют буквально всё. Тут такого не было. И нельзя сказать, что ко мне просто снисходительно отнеслись как к иностранцу – фанатов, стоявших в очереди передо мной, проверяли точно также.

До начала матча был ещё час, но фанатская трибуна уже практически заполнилась. Фанаты готовились к матчу, развешивали баннеры, фотографировались на фоне стадиона. Повсюду курили марихуану. В принципе в Колумбии травка запрещена, но стадион оказался островком свободы: тут не только курили, но и принимали вещества посерьёзнее. Прямо передо мной паренёк вынул пакетик, с помощью ключа достал его содержимое и поднёс к носу.

Я же забрался повыше на трибуну, чтобы разглядеть стадион и болельщиков. Ну и, чтобы подышать свежим воздухом. Это намерение, однако, оказалось безуспешным – свежего воздуха тут в принципе не существует. Есть только запах марихуаны. Так, в течение всего матча пришлось быть пассивным курильщиком, что сказалось на мне, как на некурящем человеке, на следующий день: весь день был в состоянии укачивания, и болела голова.

Фанаты косо поглядывали на меня и не проявляли особого энтузиазма пообщаться со мной. Лишь когда я уселся на сиденье несколько человек поочерёдно подошли ко мне и сказали как один: «Ты бы лучше не обустраивался здесь. Тут будет много толкотни во время матча и может начаться безумие».

Я, конечно, к ним прислушался, но на трибуне остался, так как знал куда пришёл и что можно ожидать. Рядом со мной сидел полноватый мужчина. Он представился Себастьяном. Он ходит на фанатскую трибуну уже десять лет. В обычной жизни Себастьян является туристическим гидом, а здесь среди фанатов, по его словам, он может расслабиться и получить несравнимые ни с чем эмоции.

Себастьян тоже предупредил меня о том, что тут может быть опасно: «люди будут прыгать и толкать в спину. Это такое своеобразное развлечение». Думаю те, кто видел трансляции матчей из Латинской Америки, обращали внимание на цветные ленты, развешанные на фанатских трибунах. У лент есть не только декоративное предназначение, но и практическое: во время толкотни фанаты держатся за них, чтобы не упасть.

«Держи ленту крепче, – порекомендовал Себастьян. – Особенно если «Насьональ» забьёт гол. Тогда будет самое безумие». В этот момент в голове промелькнула мысль, что возможно будет лучше, если команды сыграют в нулевую ничью.

Пока мы общались с Себастьяном, на трибуне появились несколько иностранцев. Им также, как и мне порекомендовали не находится в этой части трибуны, после чего они удалились. В это время фанаты «Медельина», располагавшиеся на противоположной стороне стадиона начали петь. В ответ им тут же раздалось уханье, и началась перекличка, закончившаяся только перед началом матча.

Кстати, зачастую в латиноамериканских странах полевые игроки разминаются за пределами игрового поля: на тренировочном поле или в подтрибунном помещении. Вот и перед класико на поле вышли разминаться только вратари. Показывая на тренера вратарей «Насьоналя», Себастьян сказал мне: «Это Рене Игита».

Во время выхода команд на поле я успел сделать только одну фотографию – дальше всё заволокло дымом файеров, а болельщики подняли небольшие куски пластика зелёного или белого цвета. Это традиция клуба «Насьональ». Перед каждым матчем по всему стадиону в определённом порядке у сидений раскладывают данные куски пластика. Их поднимают перед началом матча, и получается красивый общий перформанс. В это же время над стадионом поднялся гул из множества совместных звуков: болельщики обеих клубов продолжали петь, за пределами стадиона запускали салют, а команды слушали гимн Колумбии.

В этот момент я осознал, что впервые за 2 года оказался на заполненном стадионе. Подзабытое чувство, надо сказать. И около 45000 человек, присутствовавших на матче, создали ощущение праздника и эйфории. Находясь среди фанатов, на какое-то время сам матч даже отошёл на второй план. Хотелось просто наблюдать за этим концертом, прыгать вместе с болельщиками вокруг меня и даже подпевать.

Репертуар у фанатов в Латинской Америке в целом одинаковый, просто меняются названия команд и клубные цвета. Хотя есть и особые песни к конкретному сопернику. В случае «Медельина» фанаты «зелёных» пели, что о победах клуба помнят только их отцы, а также подтрунивали, что на своих домашних матчах «Индепендьенте» не может собрать полного стадиона.

По многочисленным флагам и баннерам, развивавшимися на трибуне, можно было изучать географию департамента Антиокия и Колумбии. Наименования различных городов и поселений показывали обширную поддержку клуба, а многочисленные граффити, которые я встречал в разных частях страны, подтверждали, что «Насьональ» является самым популярным клубом страны.

В первом тайме «Насьональ» забил один гол, который, правда, отменили из-за положения вне игры. Тем не менее, гол стал катализатором того самого безумия, о котором меня предупреждали перед матчем. На деле всё оказалось не так уж и плохо: фанаты стали толи толкаться, толи обниматься. Во втором тайме «Насьональ» забьёт два гола, и к последнему, я уже привык к толкучке и даже сам стал активно принимать в неё участие.

Класико закончилось победой «Атлетико Насьональ» со счётом 2-0. Первыми стадион стали покидать фанаты «Медельина». Нас же держали на стадионе. Однако, ожидание продлилось не дольше 10 минут. Дольше пришлось ждать у входа в метро, куда нас не пускали, пока не проедет поезд с болельщиками «Индепендьенте» – полиция разделила фанатов, чтобы они заходили в метро на разных станциях.

Ожидание поезда и поездка до дома прошли в тишине и спокойной атмосфере, которые резко контрастировали после того фестиваля на фанатской трибуне. «Класико пайза» закончилось как-то даже слишком буднично.

 Фото: автора; elcolombiano.com (1); gentepasionyfutbol.com.co (8); facebook.com/nacionaloficial/ (9, 13)