26 мин.

ЧЕМУ УЧИТ НАС СПОРТ, И ПОЧЕМУ ОН ПОЛЕЗЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ. ЧАСТЬ 1: Дети и спорт

Недавно я участвовал в дискуссии на ПМЭФ о роли спорта в формировании молодежной политики будущего. Заявлена была довольно важная тема, ведь как говорил классик: “С годами замечаешь, что вокруг становится всё больше молодёжи”, и именно они в скором будущем будут решать, по какому пути пойдет, побежит или покатится наша страна. Надо сказать, что у меня остались двойственные чувства: с одной стороны, наконец-то спорт впервые всерьез обсуждался в рамках всемирно известного форума; с другой, на большинство заявленных тем мы так и не услышали подробных комментариев. Понятно, что регламент сильно ограничивал, но все же... Как будто я сходил на выставочный регбийный матч легендарных All Blacks против Wallabies в Санкт-Петербурге, а они не особо напрягаясь скатали вничью 0:0.

Поэтому придется высказаться самостоятельно в рамках этой статьи, первую часть которой вы прямо сейчас читаете. А поможет мне в этом мой приятель Алексей Гряцких, по совместительству преподаватель “Академии Регби Центр”, в которой я учусь на спортивного менеджера. 

***

В нашей жизни хватает проблем и острых общественных вопросов: борьба за равные права среди разных групп населения, изменение климата и ухудшение экологии, перенаселение и демографический кризис, голод и бедность, глобальные пандемии и неудовлетворительность системы здравоохранения... Увы, в этой статье вы не узнаете, как спорт может помочь в решении этих острых социальных тем – хотя хотелось бы. Но мне кажется, спорту есть, что предложить нашему обществу, а его мощное многофакторное влияние на нашу жизнь не всегда очевидно и не во всём полноценно изучено. 

В том числе не изучено то, как спорт влияет на конкурентоспособность государства на мировой арене. И речь сейчас не про Олимпиады, а про куда более жизненно важные вещи.

Степень успешности любого государства измеряется с помощью объективных экономических показателей, таких как ВВП, которые в свою очередь стоят на фундаменте обеспечения различных видов безопасности государства, таких как биологическая, продовольственная, экономическая и другие. И как это ни удивительно, но существует определенная взаимосвязь между экономической безопасностью страны и развитием спорта в стране. 

Сейчас вы поймёте, откуда она появляется. 

“Снежинки” как феномен воспитания

Термин “поколение снежинок” (snowflake generation) словарь Collins и Financial Times признали словом года в 2016-м году. Collins определяет этот термин как “поколение людей, которые стали взрослыми в 2010-х годах или позже и считаются менее стрессоустойчивыми и более склонными к обидам, чем предыдущие поколения”. Считается, что термин “снежинка” взят из “Бойцовского клуба” Чака Паланика: “Не думай, что ты уникальная и прекрасная снежинка!” 

На мой взгляд, появление и рост количества “снежинок” обусловлено не столько принадлежностью к определенному поколению, но скорее является результатом идеологических установок в обществе на воспитание. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях, не устанавливают допустимые рамки поведения, стремятся оградить ребенка от любых сложностей, домашних и школьных обязанностей. Руководясь излишней обеспокоенностью о здоровье и безопасности, родители стараются уберечь ребенка от всех возможных (и невозможных) опасностей, ограничивая его круг общения и варианты досуга. 

Результатом такого подхода к воспитанию может стать человек, считающий, что он лучше окружающих и убежденный в своей уникальности; не привычный ни к лишениям, ни к тяжелому труду, ни к грубому обращению; сверхчувствительный, мнительный и впечатлительный; болезненно реагирующий на неудачи и на мнения, отличные от его собственных. “Снежинки” видят окружающий мир в виде мамы, которая всегда вытрет сопли, поддержит и скажет, что это не твоя вина, но, как мы знаем, мир не совсем такой.

* * * * *

Алексей Гряцких:

«Вообще, идеология “детей бить нельзя” – это такая же историческая нелепость, как и “о мертвых хорошо либо ничего”.

Вторая фраза, напомню, в оригинале имеет концовку “либо ничего, кроме правды” – но была “обрезана” некими родственниками каких-то отъявленных скончавшихся подонков, чтобы репутация подонков не транслировалась на остальных (гуглим термин “перенос репутации”). А потом прижилась в народе в ошибочной, но выгодной семьям разного рода злодеев форме. 

Точно так же с побиванием детей. Изначально подразумевалось, что детей бить нельзя без существенных на то оснований – когда физическое наказание транслирует ребенку тяжесть содеянного. Однако борцы за всё хорошее и против всего плохого умело довели эту идею до абсурда и превратили это в “бить нельзя вообще и никогда”, давая тем самым повод для вседозволенности. 

Всегда хочется спросить таких борцов за лучшее будущее: соседский ребенок зарезал вашего кота – вы будете его бить или нет? Вы можете сколько угодно врать себе в комментариях, но будете – и ещё как. 

Более того, таким образом ребенок ставится на уровень домашнего животного типа кошечки – ведь котиков действительно бить нельзя. Но если ребёнок спускается на уровень котика – то и отношение к нему должно быть соответствующим. Ноль обязанностей, абсолютный ноль прав, тотальный контроль, на улицу на шлейке в радиусе 50 метров от подъезда. Подозреваю, что, пожив “кошачей жизнью”, ребёнок сам потребует, чтобы его за проступки пару-тройку раз крепко отметелили, зато вернули ему его права.»

* * * * *

Важно понимать, что “снежинка” – это образ мышления и поведение человека, а не его принадлежность к определенному поколению. Уверен, вы не раз сталкивались со взрослыми или даже пожилыми людьми, имеющими многие из перечисленных черт характера. 

Помню, как будучи ещё студентом, я помогал своему детскому тренеру готовить 12-летних мальчишек. Как-то раз к нам на тренировку пришла рассерженная мама одного из игроков и долго нас отчитывала за то, что её сын пришёл домой с синяком после тренировки. Я, конечно, поинтересовался у неё, знает ли она вообще, что такое регби, но взаимопонимания мы тогда явно не достигли. А ведь парень мог сам легко научиться терпеть боль и преодолевать трудности в занятиях контактным видом спорта, но мама ему этого не позволила.

Того мальчишку я больше не видел на наших тренировках и, увы, не знаю каким он вырос человеком – но было очень жаль потерять такого талантливого и перспективного игрока. Фактически мама сделала за него выбор и лишила его возможности стать успешным профессиональным спортсменом и состояться в этой области. То есть, мама отняла у сына одну из потенциальных карьерных лестниц и, возможно, украла у него мечту на основании всего лишь своих страхов и спорной модели поведения, которую она проецирует на своего сына. 

Пытаясь уберечь детей от всех рисков, препятствий, обид и страхов, мы лишаем их возможности стать успешными взрослыми, способными справляться с жизненными неприятностями. Обращаясь с ними как с хрупкими эмоционально, социально и физически, мы фактически делаем их такими. В ставшей в какой-то мере общепринятой мании физической безопасности в сочетании с недавней модой говорить об «эмоциональной безопасности» мы систематически лишаем наших детей сотен сложных, а иногда и огорчительных переживаний. Которые им необходимы для того, чтобы научиться быть устойчивыми к различным жизненным стрессам.

Уверен, что каждый родитель испытывает страх того, что его ребенок может быть похищен незнакомцем. Но многочисленные исследования показывают, что вероятность этого события крайне мала, и что просто быть пассажиром в машине гораздо опаснее. Данные канадского исследования, например, показывают, что у любого жителя Канады риск получить удар молнией выше, чем у канадского ребенка быть похищенным незнакомцем.

Конечно же вероятность различных событий и связанные с ними риски часто привязаны к определенным местам и социумам. Например, не стоит регулярно гулять в районе озера Маракайбо в Венесуэле, где молнии сверкают в среднем 297 из 365 дней в году. Или в городе Тихуана в Мексике, где риск быть похищенным несоизмеримо выше большинства других городов мира. Именно это произошло с одним моим приятелем из Ирландии, который в студенчестве путешествовал по США и заехал на так называемый “тур по ночным клубам” в Тихуане. В среду вечером автобус отвозит молодых людей (обычно тех, кому еще нет 21 года) из Сан-Диего к границе с Мексикой и забирает обратно рано утром в четверг. Его же вылазка в Мексику закончилась спустя почти две недели, когда его похитители так видимо и не придумали, что делать с молодым ирландским парнем, и просто выкинули его голого и связанного в каком-то поле вблизи границы. 

Впрочем, надо понимать, что мы с вами не живем в депрессивных странах типа Венесуэлы, Мексики или Афганистана, где массовое возникновение “снежинок” в принципе невозможно ввиду социальной и политической обстановки, а забота о физической безопасности детей – это насущная необходимость.

Роль опасности и риска в детских играх

Норвежские психологи Лейф Кеннар и Эллен Сандсеттер рассуждают на тему важности риска и “опасных” игр в воспитании детей. В конце 90-х в Норвегии приняли закон о единых стандартах безопасности, и множество детских площадок, которые были построены городскими общинами, были демонтированы и заменены на площадки с типовыми пластиковыми качелями, низенькими горками и песочницами с грибками.

Детям, конечно, этого было недостаточно, они начали усложнять аттракционы, так как для нормального развития им необходим риск, и они получат его любыми возможными способами. Им, например, надоедает скатываться с горки, и они начинают на нее забегать задом наперед. Или залезают на крышу грибка и прыгают оттуда. Или прыгают с качелей.

По статистике количество детей, получивших травмы на детских площадках в Норвегии после принятия закона, не уменьшилось и ежегодно составляет 2,2 случая в каждом детском саду. При этом была выявлена тенденция: если раньше дети травмировались за счет якобы недостаточной безопасности на площадках, то теперь они ломают руки и ноги, пытаясь сделать “стерильный” элемент более интересным. И более опасным.

Иногда, общаясь с близкими друзьями, мы не раз вспоминали наши детские состязания с прыжками с качелей на дальность, когда улетая на 5-6 метров, ты не мог даже мечтать о победе. Или когда выкручивали “солнышко” – тогда качели, которые не позволяли сделать оборот на 360 градусов считались “дефектными”. У всех из нас были “приключения” со сжиганием за гаражами всего, что могло гореть, или игры в “ножички”. Да и по стройкам и по крышам нам всем, похоже, удалось в детстве вдоволь нагуляться. А прыжки с любого пирса, дерева или тарзанки в воду были вообще отдельным видом искусства.

Помню, когда мне было 7 лет, мы только переехали в новый строящийся микрорайон в Зеленограде. Рядом с домом был огромный котлован будущего бомбоубежища, а по соседству с ним строящаяся панельная высотка. Ни о каких заборах на стройках тогда речи особо не шло, а детских площадок тогда построить еще не успели... Я не стремлюсь давать оценку правильности нашего поведения, но зато с уверенностью могу сказать, что проблем со стрессоустойчивостью и трудолюбием во взрослом возрасте ни у кого из нас не наблюдается. 

Исходя из научных работ и собственного опыта, можно сделать вывод о том, что немного опасности и риска в играх у детей – это нормально. Забираясь высоко на дерево, горку, лазалку или недострой; прыгая с гаража, пирса, тарзанки или качелей; играя с ножами или тыча палкой в улей, дети неосознанно пытаются преодолеть свои страхи. Будь то боязнь воды, высоты или боли. Страх высоты встречается у людей чаще всего, а испытывать его начинают с самого раннего возраста. Укуса осы боятся практически все, но те, кого оса хоть раз кусала, боятся его не так сильно. Возможно, если бы я в детстве не жил на 13-ом этаже высотки и так не любил посидеть и поплевать арбузными косточками с балкона, то сейчас у меня точно было бы на одну фобию больше. 

Есть старая английская поговорка: готовь ребенка для тропы, а не тропу для ребенка. Давайте теперь на секунду представим, какого результата мы в конце концов можем добиться, если и дальше продолжим излишне трястись над безопасностью наших детей, ограждая их от занятий, где они могут получить синяки и ушибы. По сути мы делаем наоборот, пытаемся создать стерильную тропу – несмотря на то, что в реальной жизни это технически невозможно.

Синяки, ссадины и фингалы являются неотъемлемой частью нормального пути развития ребенка. Дети учатся на практике: споткнись о пень, и ты научишься смотреть под ноги. Иногда болезненное падение, укус рассерженной осы или подпаленные волосы лучше всего помогут ребенку понять границы собственных возможностей и принять ответственность за свои действия. Не почувствовав страх и боль от своих ошибок в детстве, человек может компенсировать все пробелы в десятикратном размере, когда вырастет, пойдя на риск там, где этого делать категорически нельзя.

Подробнее можете прочесть здесь и здесь.

Есть и другие научные работы, которые могут помочь убедить нас давать детям больше свободы и “риска” во время игр. Недавнее канадское исследование показало, что самооценка детей повышается, а их предрасположенность к злоупотреблению наркотиками в подростковом возрасте снижается, если ребенку разрешаются “рискованные игры”. То есть прыжки с высоты, быстрая езда на велосипеде, игра с перочинным ножом или игры около воды. 

Но вы можете этот список улучшить и дополнить. Спектр “полезных опасных игр” широк и многообразен. 

 

О приспособленности “снежинок” к учебе и работе

Утратив в значительной степени возможность проводить много времени без присмотра, чтобы играть, исследовать и разрешать конфликты самостоятельно, дети стали более уязвимыми и более зависимыми от других, что ставит под угрозу их открытость к новому и гибкость мышления, необходимые молодым людям для успешной учебы и в дальнейшей жизни. Если они приходят учиться или начинают карьеру, не привыкшие к разочарованию и недопониманию, мы можем ожидать, что они станут сверхчувствительными и неустойчивыми к стрессам.

Выросшие в таких условиях дети поступают в университеты и ВУЗы, где по словам известного британского писателя-педагога Тома Беннетта “они ищут защиты и безопасности, а не творчества и знаний”. В западных университетах широко распространилось движение “no platforming”, при котором инициативными студентами (обычно их не так много, но они очень громкие) перекрывается доступ в ВУЗ для спикеров и лекторов, чьи взгляды были ими сочтены спорными или оскорбительными. Они не хотят понимать этих людей, изучать их взгляды, спорить с ними, так как эти лекторы могут “принести им огорчения”, а комфорт для них важнее знаний.

К тому же, теперь профессора нередко пользуются правилом “предупреждения о триггерах”. Например, в Оксфордском университете студентов-юристов уже учат с триггер-предупреждениями, типа: “Сейчас будет описание одного очень неприятного дела и просьба к тем студентам, которые могут принять это близко к сердцу, покинуть аудиторию или включить музыку в наушниках”.

Соответственно, вопрос зачем миру нужны столь нежные юристы, и как они потом будут функционировать в судебных залах, уже не стоит. Куда важнее избежать инцидентов и скандалов прямо сейчас.

Тот же вопрос о приспособленности (или скорее её отсутствия) “снежинок” к работе и ведению успешной (или хоть какой-либо) экономической деятельности становится актуальным и для других сфер современного общества. 

Конструктивная критика помогает улучшать навыки и формирует характер. Однако, если воспринимать критику как личное оскорбление, то это вряд ли приведет к развитию навыков, а любой работодатель воспримет такую реакцию как ограниченность во взглядах. Фактически, “снежинки” – это мина замедленного действия под экономику страны. А значит и под её суверенитет.

* * * * *

Алексей Гряцких:

«Характерная черта “снежинок” – стремительно бросать задачи, которые не получается закрыть сразу, и где достижение результата требует не всегда приятного самообучения и хоть сколь-нибудь существенных усилий. Чуть стало не получаться – тут же следуют попытки под любым предлогом скинуть задачу на кого-то ещё, отказаться от выполнения или добиться, чтобы её отложили на неопределенный срок. Я неоднократно встречался с такими коллегами по работе, и что пугает, часть из них была аналитиками. Которые были неспособны копать хоть немного глубоко. Потому что думать тяжело, больно и долго. Пусть думает кто-то другой (за аналитиков). 

Вторая характерная черта – если правила “снежинкам” невыгодны, а отказаться от задачи не получается, то надо громко истерить и требовать срочно поменять правила. 

Давайте посмотрим на тот же бодипозитив. Изначально это была борьба за естественность без килотонны макияжа и фотошопа. В целом, логичная идея на фоне бескрайней ретуши в “глянце”. Но что произошло дальше? Жиробасины всего мира превратили бодипозитив в манифест жировым складкам и безобразным фигурам – лишь бы не заниматься физическими упражнениями и не следить за своим питанием и здоровьем. И теперь нам отчаянно пытаются навязать ожирение как новую норму привлекательности и здорового образа жизни! 

Задайте себе вопрос: могут ли люди с таким образом мышления создать что-то серьезное и масштабное? Могут ли они решать сверхзадачи на сверхусилии, если того потребует ситуация? Или у них лучше всего получается (как в детстве) громко орать и топать ножкой, чтобы мама “прогнулась” и отстала со своими разумными требованиями? Ответ предельно очевиден.» 

* * * * *

Спорт как воспитатель

Теперь пришло время обсудить то, как спорт помогает заполнять пробелы в воспитании детей и как его уроки отражаются на формировании характера человека в будущем.

Как мы знаем, спорт делится на массовый, любительский и профессиональный. И, на мой взгляд, все они одинаково важны и стоят на страже экономической безопасности страны. 

Для тех, кто не видит очевидных различий между ними, поясню разницу. Массовый спорт – это побегать и попрыгать для удовольствия. Любительский спорт – то же самое, только ещё медальку получить за самое быстрое бегание и самое высокое прыгание. А профессиональный спорт – когда к медальке ещё идет контракт профессионального спортсмена. 

Что как-бы намекает нам на то, что российские олимпийские атлеты фактически все являются профессионалами, имея контракт с минспорта или федерациями. Таким же образом обстоят дела в студенческом спорте в США (причем не только в игровых видах спорта), где спортсмены нередко имеют профессиональный контракт со своим ВУЗом.

Массовый спорт для детей помимо раннего физического развития и формирования привычки к двигательной активности (что крайне важно), необходим в том числе потому, что во время игр ребенок испытывает радость. И, как следствие, чувствует себя счастливым. 

Игра для ребенка, даже если в процессе приходиться преодолевать опасность – это удовольствие. Лиши его возможности играть, и ребенок останется один на один с окружающей действительностью, которая далеко не всегда способна радовать. А несчастливый ребенок с мизерным социальным лифтом в каком-нибудь депрессивном регионе – это не только грустно, но и опасно. В первую очередь для его собственного благополучия.

Это утверждение подкреплено и научными исследованиями. Одно из них было проведено в Нидерландах и охватывало более 2000 учащихся начальных школ. Авторы пришли к выводу, что дети, которые регулярно занимаются спортом (будь то индивидуальным или командным), чувствуют себя более счастливыми. Они здоровее и лучше ладят с другими детьми, чем дети, которые мало тренируются или вовсе не занимаются спортом. Более того, исследования показывают, что занятия спортом напрямую связаны с более высокими оценками в школе, сокращением количества прогулов и более низким уровнем детской преступности.

Недостаток же игр и спорта в жизни ребенка зачастую компенсируется “залипанием” в смартфоны и погружением в мир социальных сетей и онлайн-развлечений. По данным Американской академии педиатрии чрезмерное воздействие средств массовой информации связано с проблемами физического и поведенческого здоровья у детей, включая ожирение, агрессивное поведение, депрессию, плохую успеваемость, низкую самооценку, ночные кошмары и другими.

Свежее австралийское исследование, вышедшее в августе 2021 года и охватившее почти 600 тысяч детей и подростков, говорит о том, что более высокий уровень “экранного” времени и более низкий уровень физической активности связаны с более низким уровнем удовлетворенности жизнью и более частыми психосоматическими жалобами среди детей. 

 

Профессиональный и любительский спорт

Профессиональный и любительский спорт играют не менее важную роль в процессе развития личности ребенка. И они тесно связаны и зависимы друг от друга – в том числе, в рамках удовлетворенности от занятий ими. 

Например, сложно представить ребенка, получающего большое удовольствие от монотонной, тяжелой и часто болезненной подготовки при занятиях спортом (или родителя, который его туда отправляет), если бы не было хотя бы малого шанса получить социальный лифт и сделать спорт своей будущей карьерой. 

Возьмем для примера такие виды спорта, как синхронное плавание или спортивную ходьбу: без зрителя и ожиданий будущих медалей и выступлений на Олимпиаде сложно найти мотивацию заниматься ими и терпеть боль во время подготовки. Или даже взять серьезные занятия хоккеем в раннем возрасте – удовольствие от игры само по себе вряд ли перевесит трудности, нагрузки и жертвы (в том числе со стороны родителей), которые необходимы для полноценной подготовки юных спортсменов. Если бы не было цели попытаться дорасти до профессионального уровня – а значит иметь шанс выиграть что-то существенное, хорошо заработать и продвинуться по социальной лестнице.

Любая работа над собственным развитием – это насилие, это скучно и неприятно, но необходимо для появления вариантов роста. Спорт обеспечивает то самое “необходимое насилие”, которое зачастую не может обеспечить школа или родители.

Большую роль в этом безусловно играет тренер – настоящая ролевая модель для ребенка, наставник, готовящий ребенка ко встрече со стрессовыми ситуациями и враждебной обстановкой в реальной жизни, способный заставить подопечного задействовать внутренние резервы, превозмогать боль и трудности на тренировках и соревнованиях.

Спорт в детском возрасте может стать тем самым “воспитателем”, которого у них нет. При этом, при всей строгости “воспитателя” спорт в достаточно мягкой форме позволяет наглядно показать человеку, что он не идеален, что он делает ошибки и он имеет право на эти ошибки. В определенных пределах, конечно же.

* * * * * 

Кстати, в новом одноименном сериале “Регби” главная героиня изначально демонстрирует типичное для “снежинки” поведение. Она нетерпелива и болезненно реагирует на чужое мнение и преграды в новом для нее спорте, хочет всего и сразу, и поначалу не хочет делать больших усилий. А реальность в регби сначала бьет ее башкой о стол, а потом заставляет пахать и думать, думать и пахать.

В первой серии, попав в новый для себя спорт, главная героиня обнаруживает, что тренер не спешит выпускать ее на поле и ставить в состав. Когда тренер отказывается выпускать её на игре, мотивируя свое решение неготовностью спортсменки, героиня даже не думает о том, чтобы сконцентрироваться на работе и улучшении своих навыков. Не привыкшая к отказам и нежелающая выглядеть неидеально, она сначала закатывает истерику тренеру, а затем, не думая о последствиях, решает подкупить капитана команды, чтобы та помогла ей с попаданием в основной состав. Это типичная ситуация, когда под новым стрессом и необходимостью адаптации проявляются черты “снежинок”.

* * * * * 

 

Неудачи и провалы полезны и нужны

В повседневной жизни или на работе мы нередко чувствуем страх перед непростым делом или задачей. Мы можем бояться совершить ошибку или просто выглядеть нелепо и некомпетентно. Возможно, что такой страх будет побуждать нас избегать сложных дел и задач. Это может быть связано с тем, что в детстве у нас не было достаточно опыта ошибок и провалов, которые позволили бы нам проще относиться к таким эпизодам. В то же время спорт в детском возрасте позволяет делать достаточное число ошибок и учиться на них. “Ведь это всего лишь игра”. 

Возвращаясь к “снежинкам”, их мнительность, пугливость и частая недееспособность к экономически осмысленным действиям как раз и связана с тем, что когда родители оберегали их от травмирующего опыта и от ошибок, они невольно привили им некое ощущение своей идеальности. А окружающий мир такому ребенку будет постоянно показывать, что он не идеален. 

При этом самый простой способ избежать демонстрации неидеальности – это неучастие в ситуациях, где это может произойти. Ситуации эти могут быть крайне разнообразными, от работы до отношений с близкими. То есть, ребенок может прийти к модели “не ошибается тот, кто ничего не делает” как к своей жизненной догме. Это означает, что такой человек бессмысленен с точки зрения экономической жизни государства. 

Чемпионка мира по футболу Эбби Вамбах отмечает важность уроков спорта для своих детей: 

“Примечательная особенность спорта, которая делает его таким важным для детей – это обучение неудачам. Обучение неудачам в моменте, обучение неудачам в проигрыше, обучение неудачам в кругу своих сверстников, обучение через совершение ключевой ошибки, из-за которой их команда проиграет. И что у нас, родителей, недостаточно хорошо получается, так это позволить нашим детям терпеть неудачу, позволить им падать, чтобы они смогли сами понять, как подняться”.

Вамбах признает, что ее совет позволить детям учиться на своих ошибках идет вразрез с инстинктами многих родителей, старающихся уберечь своих детей от боли провалов. Она призывает родителей отказаться от постоянного стремления к совершенству и напомнить своим детям, что им разрешено проходить через трудности и ошибки.

 

Глупость и беспечность наказуемы

Ещё один урок спорта заключается в том, что он очень эффективно, а главное быстро, демонстрирует причинно-следственную связь. То есть  учит занимающихся простым принципам, что каждое действие имеет последствия. 

В спорте последствия наступают очень быстро после действия или бездействия – чего не скажешь, например, про бизнес. Персональная некомпетентность будет оперативно выявлена, гениальность и талант будут также быстро оценены. А качество и скорость принятия решения будет четко и явно не только влиять на конечный успех, но и на выживание как таковое. 

Если хоккеист, владеющий шайбой, или регбист, бегущий с мячом в руках, замешкаются с принятием решения, то они быстро попадут под крепкий силовой прием и смогут в полной мере всем телом ощутить применение данного принципа. Ошибка, лень или глупость выльются в обидное поражение или даже травму.

При этом из-за твоей нерасторопности или глупости под тяжелый удар может попасть и партнер по команде. В хоккее есть понятие “suicide pass” (“пас на убой”), в регби или американском футболе – “hospital pass” (“пас в реанимацию” или “пас в больницу”). Оба термина описывают передачу, которая подвергает получателя мяча или шайбы неизбежному тяжелому контакту со стороны игрока соперника. Который повлечет за собой сотрясение мозга или тяжелейшую травму. 

Как в случае паса Рафаэля Диаза прямо под Эрика Грайбу.

Или можете посчитать число сотрясений и сломанных рёбер в этих видео. Пострадавшие должны сказать “спасибо” подставившим их партнёрам по команде. 

Спорт быстро объясняет, чего стоят глупость и беспечность. 

В отличии от спорта, в жизни последствия действий могут быть неочевидными еще очень длительное время. Можно для примера взять сроки вынесения дисквалификации в спорте и сравнить со сроками рассмотрения административных или уголовных дел.

* * * * * 

Алексей Гряцких:

Спорт – это фактически, это очень ускоренная модель нашей жизни. Где последствия наступают в десятки-сотни раз быстрее, а их тяжесть гораздо нагляднее.

* * * * *

 

Итог

Джейден Агасси, сын великого теннисиста Андре Агасси – звездный бейсбольный питчер, в этом году начал выступать за команду Университета Южной Калифорнии (USC Trojans). Несмотря на то, что Джейден уже добился немалого успеха, отец часто напоминает ему, что он может и не дорасти до Главной лиги бейсбола (MLB). Вместо этого Андре Агасси призывает сосредоточить внимание на обучающих аспектах спорта: 

“В спорте есть немало обучающих моментов, которые важно сознавать родителям молодых спортсменов. Умение сопереживать, дисциплинированность, проверенная временем, и трудовая этика дают детям инструменты для достижения успеха в своей жизни, чем бы они ни занимались”.

Все упомянутые ранее “уроки” могут помочь воспитанию в детях полезных для общества и задач государства черт характера. Жизнь в современном обществе, равно как и мировая экономика — это суровая конкурентная борьба за влияние и лучшую долю. И кому, как не спорту готовить наших детей к этой борьбе? 

* * * * * 

Как вы могли убедиться, роль и ценность спорта в обществе выходит далеко за рамки общепринятых предубеждений. Однако, воспитательная миссия спорта и его влияние на формирование личности подрастающего поколения – это ещё далеко не всё. Спорт также является кладезем идей и аналогий для применения в других сферах общества, в частности в бизнесе. И именно об этом пойдет речь во второй части статьи. 

Читайте скоро в моем блоге “Регби с усами” на sports.ru: Чему учит нас спорт, и почему он полезен для развития экономики страны. Часть 2: Бизнес и спорт

До встречи!