6 мин.

У «Краснодара» - беда со стандартами. Понимает ли Мусаев масштаб бедствия?

 

Недавнее интервью Мурада Мусаева получилось очень информативным и насыщенным множеством занятных деталей, но при этом бросились в глаза некоторые странности.

В частности, на вопрос о том, почему «Краснодар» не забил ни одного гола с угловых за весь чемпионат, объяснений у Мусаева оказалось два:

1. Нет ярких игроков, которые хорошо играют головой.

2. У основного «штатника» Перейры не всегда получается стабильная подача.

А теперь давайте разбираться по существу.

Истинный масштаб бедствия

На самом деле, нулевой результативностью корнеров беды «Краснодара» вовсе не ограничивается, и в реальности картина выглядит намного печальнее:

1. 0 забитых мячей в 30 турах после подач с фланговых штрафных и угловых.

2. 7 пропущенных мячей в 30 турах после подач с фланговых штрафных и угловых.

3. Из 6 матчей, в которых быки пропускали после навесных стандартов соперника, они не выиграли ни одного (поражения от «Спартака» и «Зенита» плюс четыре ничьи с «Ростовом», «Оренбургом», «Динамо» и «Ахматом»). 

Грубо говоря, «упущенная выгода» из-за стандартного дисбаланса составила 10 очков, тогда как итоговое отставание от чемпиона – только 8.

 

Нельзя сказать, что эта напасть свалилась на «Краснодар» как снег на голову в июльский денёк: прошлый сезон «быки» тоже закончили с худшим стандартным сальдо среди лидеров чемпионата, но этот звоночек, кажется, не услышали.

Неравноценное замещение

С учетом того, что прошлым летом команду одновременно покинули Гранквист и Смолов (оба хороши наверху и по 3-4 стандартных гола за сезон забивали стабильно), нужно было без потери качества замещать обоих, чтобы хотя бы стабилизировать ситуацию и выйти в ноль.

В итоге 192-сантиметрового шведа заместили Спайичем (186 см), а на место Смолова (187 см) вернулся из аренды Ари (182 см). Несмотря на разницу в росте, по общей статистике выигранных/проигранных верховых единоборств эти замены примерно эквиваленты.

Но при этом надо понимать, что в общем случае основная масса верховых единоборств в защите выигрывается просто за счет банального преимущества в росте габаритных защитников над игроками атаки – просто в силу того, что больших форвардов с комплекцией Дзюбы или прыжком Зе Луиша в РПЛ (да и в любой другой лиге) не так много в принципе. Т.е. высокий центрдеф намного чаще вступает в прямые дуэли с оппонентами, которые уступают ему в габаритах, а никак не наоборот.

Но конкретно при навесных стандартах подобного преимущества нет, потому как на маленьком участке поля собирается куча здоровенных лбов, которые сталкиваются между собой в "битве равных" (и тут даже не так важно, по какой системе команда обороняется – персонально или по зонам).

 

И в таких ситуация более мощный, атлетичный и тяжелый Гранквист выглядит предпочтительнее того же Спайича – за счет пяти лишних сантиметров роста и пяти килограмм мышечной массы, отнюдь не лишних в данном контексте.

Якобы второстепенный критерий

Есть и еще один очень показательный момент из интервью Мусаева, в котором он рассказывает об основных критериях выбора центрального защитника на место Гранквиста:

«Все равно защитник – это защитник, поэтому при просмотре мы в первую очередь смотрим на действия в обороне: насколько быстрый, насколько резко переключается с эпизода на эпизод, как играет один в один, игровой интеллект. Первый пас, движение вперед – тоже важно, но это имеет меньшее значение.»

И опять ни слова о верховой борьбе и габаритах, которые, видимо, в «Краснодаре» считают второстепенным критерием.

В какой-то мере это можно списать на то, что «быки» при комплектовании в большей степени отталкиваются от собственной игровой стилистики, направленной на владение. В их системе защитникам намного чаще приходится срывать контратаки и работать с мячом, тогда как навыки игры при позиционной обороне в низком блоке применяются сильно реже. Кроме того, команда, подолгу владеющая мячом, априори зарабатывают существенно больше угловых и штрафных на флангах в высоких позициях, чем ее соперник. И получить «минус 7» при таком раскладе – явный признак глобальной недооценки рисков, связанных с «габаритным дефицитом».

Ведь проблема не только в качестве («нет ярких игроков, которые хорошо играют головой»), но и в количестве больших игроков. Кроме Мартыновича и Спайича, эффективно побороться в верху при стандартных массовках в штрафной в принципе некому, и в матчах с силовыми командами вроде «Зенита», «Ростова» или «Оренбурга» (где по 4-5 гренадеров неизменно в старте) это сказывалось в первую очередь.

Дело точно не в подающих

В этом контексте «нестабильная подача Перейры» выглядит не самым правдоподобным объяснением того, почему стандарты «Краснодара» вдруг стали непродуктивны.

 

На протяжении всех последних сезонов Маурисио был одним из главных специалистов в лиге по этой части. Так, например, в позапрошлом сезоне в его активе было 5 результативных подач со стандартов (при том, что уругваец только в половине матчей выходил в старте), в прошлом – 3 (плюс две штанги и один заработанный пенальти).

Поэтому в данном случае дело вовсе не в личности подающего: тренд на снижение количества стандартных угроз наметился еще в прошлом сезоне (когда в «Локомотив» ушел Ари, забивший несколько таких мячей в сезоне 2016/17), а в текущем проблема достигла апогея.

Мнимый прогресс

Однако у Мурада Олеговича несколько иное мнение на этот счет:

«Главная проблема – тайминг. В момент подачи мы либо рано вбегаем в штрафную, либо поздно. Мы отрабатываем момент, когда нужно вбегать в штрафную и играть головой после прыжка с одной ноги – считаю, есть большой прогресс. Пока только в тренировках.»

Не будем ставить под сомнение наличие этого самого прогресса, но при этом надо понимать, что Мартыновичу и Спайичу на тренировочных занятиях противостоят далеко не Дзюба с Азмуном, а условные Классон с Газинским или в лучшем случае один Фьолусон. В реальных условиях уровень сопротивления оказывается совершенно другим, поэтому перенести стандартные наработки с тренировки в игру и не получается.

 

Судя по объяснениям Мусаева, он всё-таки не до конца точен в определении диагноза, а значит и эффективность «тактики лечения» пока вызывает вопросы. Отсюда крайне интересно, сделает ли «Краснодар» какие-то поправки при комплектовании состава в ближайшее трансферное окно, или же попытается обойтись консервативным методом упорных тренировок.

Подозреваю, что второй сценарий с точки зрения перспектив на сезон, включая лигочемпионские, не сулит «быкам» ничего хорошего.

Плюсы и репосты традиционно приветствуются: больше плюсов - больше аналитики - больше текстов!

В нашем паблике ВК делимся неочевидными наблюдениями и всякими интересностями по «Зениту», российской премьер-лиге и сборной России. Подключайтесь!