4 мин.

Он купил себе Lonsdale

(из журнала «Total Football» за декабрь 2012)

Весной 2012 года газета Sunday Times оценила состояние владельца "Ньюкасл Юнайтед" Майка Эшли в 1,7 млрд фунтов, поставив его на 36-е место в своем ежегодном списке богачей. Хотя всегоа за несколько лет до этого владелец "сорок" столкнулся с серьезными проблемами - как в футболе, так и в бизнесе.

1

Родился: 20 октября 1963 года

Род занятий: Основатель фирмы Sports Direct, занимающейся розничной торговлей спортивными товарами, владелец футбольного клуба «Ньюкасл Юнайтед» (с 2007 года)

---

В начале века у многих британских тинейджеров было как минимум по три пары носков Donnay, купленных в ближайшем Sports Soccer. Этим магазинам, больше напоминавшим склады, очень подошел бы девиз «дешево и сердито». Фирма постепенно скупала более солидные бренды, делая их общедоступными. Например, это произошло с когда-то крутым «Лонсдейлом» и с шикарной в свое время сетью «Лилливайтс». Рынок брали не качеством, а количеством и крупными скидками.

Торговля шла бойко, и в 2006 году ритейлер, поменявший название на Sports Direct, обошел по обороту своего главного конкурента, JJB Sports (принадлежавшего владельцу «Уигана» Дэйву Уилану). В начале 2007-го Sports Direct «вышел в люди», разместив акции на Лондонской бирже. Основатель и владелец продал 43 % компании, выручив 929 млн фунтов! При этом мало кто мог назвать его имя.

Все изменилось, когда Майк Эшли купил испытывавший финансовые затруднения «Ньюкасл Юнайтед». Стало известно, что Эшли занялся бизнесом в 17 лет, открыв на занятые у родителей десять тысяч фунтов спортивный магазин в центре городка Мэйденхед, примерно на полпути между Лондоном и Редингом. Майк был женат на шведке, но развелся в 2003 году, оставив ей недвижимость, детей и 50 млн фунтов. И… вот, в общем-то, и все — в прессе он не светился. Тем более странно, что такой человек купил столь шумный и скандальный «Ньюкасл», клуб, которым живет целая «нация джордис». Может, так у разбогатевшего Майка проявился кризис среднего возраста?

Следующие два года ответили на этот вопрос утвердительно. Новый хозяин уволил Сэма Эллардайса за слишком прямолинейный стиль игры и вернул в клуб легендарного Кевина Кигана, который на тот момент, по собственному признанию, уже несколько лет не смотрел футбол. Эшли пил пиво с болельщиками в центре города и сидел с ними на секторе в полосатой футболке… Выглядело это жалко. Он вел себя как толстый непопулярный мальчишка в детском саду, в один прекрасный день появившийся с самой большой игрушкой и полным карманом конфет. Он изо всех сил хочет, чтобы с ним дружили. Но как только конфеты кончаются, а игрушка ломается, начинается жесткая травля. Это и произошло, когда по итогам второго сезона Эшли в клубе «Ньюкасл» вылетел в чемпионшип под руководством еще одной легенды, Алана Ширера. В Sports Direct дела также шли плохо. Летом 2009-го Майк почти сдался, попытавшись продать клуб. Но все сделки сорвались, так что пришлось засучить рукава и заняться исправлением ситуации.

2

Первым делом Эшли и управляющий директор Дерек Лламбиас продали полсостава за 20 млн фунтов. Затем переименовали стадион в sportsdirect.com @ St James’ Park Stadium, пытаясь заработать на правах на название. Болельщики встали на уши, но Эшли с ними больше не заигрывал. На посту главного тренера был утвержден Крис Хьютон, блеснул совсем молодой Энди Кэрролл — и «Ньюкасл» вернулся в элиту.

Всего через пару лет Майк Эшли мог с удовлетворением взглянуть на пройденный после падения путь. «Ньюкасл» занял пятое место, а состояние бизнесмена вновь приблизилось к двум миллиардам. Более того, к концу октября акции Sports Direct перевалили за отметку в четыре фунта, компания выкупила часть магазинов обанкротившегося JJB Sports и продолжает разрастаться за границей.

В чем секрет? Во-первых, в довольных и мотивированных работниках. Летом 2009-го Эшли пообещал своим служащим премии в виде акций компании в случае выполнения планов по продажам — необычный ход для низкооплачиваемой индустрии с высокой текучкой. Во-вторых, продажам всегда помогают крупные летние турниры, коих в уходящем году было сразу два — Евро и Олимпиада. В-третьих, на пользу фирме пошел экономический кризис. Во время упадка люди переключаются на то, что дешевле.

Майк Эшли может быть доволен результатами последних трех лет и в бизнесе, и в клубе. Его пример наглядно показывает, что дешевый популизм никогда не заменит настоящий труд.

УШЛЫЙ СПОНСОР

Кстати, не только Sports Direct оказался на коне в кризисные времена. Новым спонсором «Ньюкасла», заплатив 24 млн фунтов за четыре года, стала компания Wonga.com, специализирующаяся на мелких краткосрочных займах под высокие проценты. Такие фирмы наживаются в первую очередь на малоимущих. И именно на северо-востоке Англии самая высокая безработица в стране. Но хитрые «вонговцы» сумели красиво закрыть дебаты на тему этики, вернув «Сент Джеймс Парку» изначальное имя, несмотря на то что контракт с клубом подразумевал название стадиона в честь спонсора. TF