«Луну заманим с неба // В ладонь — коли мила!» Итоги ЧР в женском одиночном

Картинки по запросу трусова щербакова тутберидзе

Здравствуйте, дорогие любители фигурного катания!

Кто-то из вас мог в первый момент подумать, что фотография сверху - с Чемпионата России. Да, так и есть. Но с прошлогоднего, в Саранске. А вот чуть ниже - уже новая фотография с только что завершившегося в Красноярске Чемпионата: 

Девочки повзрослели на год. По сравнению с прошлым (уже более чем звёздным для них!) домашним Чемпионатом все они кардинально прибавили за прошедшие полсезона по многим направлениям: Алёна стала исполнять лучший в мире тройной аксель со сложнейшего захода, новые каскады; Аня выучила четверной флип, каскад с четверным лутцем (что позволило ей включить два 4Lz в Произвольную программу), значительно улучшила навыки скольжения; Саша продолжила "освоение космоса": восстановила 4S (хотя и не успела пока полностью стабилизировать), первой в мире исполнила чисто 4F (на финале Гран-при), выучила 3А (хотя тоже пока "на живую нитку", поэтому на ЧР в отличие от финала ГП пробовать его, по настоятельному совету тренеров, пока не стала), 4Т начала исполнять в сложных каскадах, а не отдельным прыжком, продолжила заметно усиливаться в качестве скольжения, связок и др. компонентов, что сразу же не преминула отметить и Татьяна Анатольевна Тарасова в своем комментарии к Сашиной Короткой программе.

При этом можно наблюдать, что ряд других относительно сильных участниц российского Чемпионата, скорее, продемонстрировали понижательную динамику в сравнении с прошлым годом. Так, например, если на предыдущем ЧР суммарные результаты у таких фигуристок как Константинова, Самодурова, Губанова и Гулякова находились в "гроссмейстерском" диапазоне 202-213 баллов, то в этом году никому из них не удалось преодолеть планку в 200 баллов, и их результаты оказались в диапазоне 180-197.

Отметим, что, с фактологической точки зрения, довольно затруднительно что-то однозначное сказать о сравнительной динамике между двумя ЧР касаемо трех выдающихся российских фигуристок - действующей Олимпийской Чемпионки и Чемпионки мира, Алины Загитовой, двукратной Чемпионки мира (сезонов 2015/16 и 2016/17 гг.), Евгении Медведевой и Чемпионки мира сезона 2014/15 гг., Елизаветы Туктамышевой, поскольку Алина, к сожалению, не участвовала в нынешнем Чемпионате, о чем заранее максимально корректно и открыто всех предупредила, Женя вынужденно и неожиданно снялась с Произвольной программы, а Лиза - наоборот, участвовала только в этот раз, но не участвовала в прошлый - из-за болезни. Поэтому ни по одной из них прямой сравнительный анализ провести не представляется возможным.  

Таким образом, если посмотреть на сложившуюся картину, как говорится, в целом, то бросается в глаза, что одна группа лидеров (та, что и на прошлом Чемпионате была в явном авангарде и заняла весь пьедестал), ушла за год еще вперед, а другая группа "догоняющих" лидеров, наоборот, еще чуть отстала даже от собственных прошлогодних результатов. Это можно, конечно, пытаться объяснить формальной разницей в возрасте в один-два года (Гулякова, Губанова, Самодурова родились в 2002 г., Косторная -  в 2003 г., Щербакова и Трусова - в 2004 г.), но можно объяснять и чем-то еще. ;)) Я же здесь предпочту вообще это никак не объяснять, а ограничусь констатацией данного факта.

Отдельного комментария, наверное, требует сравнение суммарных баллов Саши Трусовой на прошлогоднем и текущем ЧР: формально говоря, в этом году Саша показала в Красноярске чуть худший суммарный результат (226.34), чем в прошлом году в Саранске (229.71). При этом за Короткую программу Саша в этот раз заработала чуть больше (76.46 против 74.96), а вот в Произвольной - наоборот, 5 баллов самой себе уступила: 149.88 против 154.95. Но в данном случае все не совсем так, как кажется на первый взгляд. В прошлом году ЧР был для Саши своего рода "статистическим выбросом", причем в большую сторону: ее "коридор" оценок на международных стартах был (округлённо) 140-150 за ПП и 215-223 по сумме двух программ. Как мы видим, на прошлом ЧР она превзошла свой международный "season's best" почти на 7 баллов. В то же время в текущем сезоне "коридор" Сашиных оценок на международных стартах составляет (округлённо) 160-167 за ПП и 233-241 по сумме двух программ. Таким образом, результат нынешнего ЧР отличается от нижней границы ее текущего "коридора" почти на 7 баллов в меньшую сторону. Из этих цифр становится ясно, что, если самый ужасный прокат в текущем сезоне (по сути, полностью сорванная Произвольная) даёт по итоговой сумме за две программы лишь на 3-3.5 балла меньше, чем феноменально успешный прокат в прошлом сезоне, то это явно не только не регресс, но даже и не стагнация. А сравнение средних приведенных оценок на международных стартах говорит нам о том, что прогресс Саши Трусовой по сумме баллов составляет пока в текущем сезоне (по сравнению с прошлым) плюс 16.71 баллов, или почти плюс 8%, что весьма и весьма существенно.

И это при том, что Александра идёт пока "экстенсивным" путем - осваивает неведомые никому до селе территории, прокладывает новые тропы, по которым еще не ступала нога ее предшественниц и современниц. Накопив этот потенциал "широты репертуара", она получит возможность сфокусироваться следующим шагом на оттачивании его качества, что при правильном подходе сможет дать ей огромный дополнительный прирост в технической базе. И, как мне кажется, этот постепенный переход количества в качество уже начался. Хотя Сашечка, возможно, слегка расстраивается, когда ее безудержный азарт прыгать все новое чуть сдерживают мудрые и стратегически мыслящие тренеры, но все же этот этап оттачивания для неё сейчас представляется весьма актуальным: стабилизировать "триксель", стабилизировать 4F, правильно рассчитать силы на всю Произвольную, чтобы катать ее с запасом и с удовольствием, а не на пределе. Параллельный и уже по факту явно наблюдаемый прогресс в компонентах - дополнительное подспорье в этой кропотливой и столь важной работе.

Ну и, конечно, настало время сказать о главном: от всей души хочется поздравить теперь уже двукратную Чемпионку России, волшебную Анечку Щербакову, со сногсшибательной победой!

Сама Татьяна Тарасова захотела встать и аплодировать Анне стоя после Произвольной программы! Это был, действительно, исторический прокат. Отставание Анны от блистательной Алёны Косторной по итогам КП был огромным - 10 баллов. И даже при том, что Алёна и Произвольную программу затем откатала тоже очень хорошо (она допустила лишь две незначительные помарки, о которых скажем чуть позже, но всё же все без исключения элементы были выполнены ею "на плюсы", а два тройных акселя, один из которых в каскаде, были просто потрясающими), Анне Щербаковой удалось немыслимое - вырвать победу у своей феноменальной одногруппницы, пробив ранее в принципе недосягаемую планку в 260 баллов (Аня набрала по сумме двух программ 261.88) и, таким образом, на 14.29 балла превысив официально действующий мировой рекорд Алёны Косторной. Напомним на всякий случай, что ИСУ регистрирует рекорды, установленные только на официальных международных стартах, поэтому данный результат как мировой рекорд, к сожалению, не будет засчитан. Но это - формальная сторона вопроса.

В реальности же Анна сотворила ЧУДО! Хочу отдельно отметить ее Короткую программу. Я был просто счастлив, когда Анне международные судьи наконец-то поставили на финале Гран-при 78.27 за КП, что впервые вплотную приблизило ее к "чемпионской отметке" 80 баллов, преодолеть которую удавалось считанным единицам во всем мире (по новой системе оценок, по-моему, только Алёне Косторной, Алине Загитовой и Рике Кихире). Этот факт вселил в меня надежду, что сложную и изысканную "эстетскую" программу "Парфюмер" судьи в конце концов "распробовали". Учитывая, что Анна пока еще не обладает громкими взрослыми титулами и укрепившимся авторитетом в глазах судей, и сейчас идёт лишь ее первый взрослый сезон, дорасти до такой высокой оценки за КП буквально за 2-3 старта (напомним, что на "бэшке" в Бергамо она начинала сезон с ~68 баллами за эту программу) - это колоссальное достижение. И это при том, что у Анечки пока не включен в КП тройной аксель (она только недавно приступила к его изучению). И вот, на Чемпионате России Аня еще чуть улучшает свой Туринский результат, получив за КП в Красноярске 79.93 балла. Сравним эту оценку, например, со средневзвешенной оценкой Рики Кихиры - 73.46 в прошлом сезоне и 77.53 - в текущем. А ведь у Рики в Короткой программе изначально присутствует прекрасный тройной аксель, что сразу относит ее в элитарный "отряд трикселисток" в исполнении КП, где квады пока запрещены у женщин. Поэтому, говоря об "отставании" Анны по итогам КП от Алёны, мы говорим об "отставании" прекрасного результата от запредельно фантастического.  

Что касается Аниной "Жар-птицы", то ничего более фееричного я никогда в женском ФК не видел. Мне посчастливилось живьем смотреть Финал Гран-при, очень близко, на центральной трибуне, и уже там я был совершенно ошеломлен этой удивительной по своей эстетической изысканности программой. И, хотя Анечка тогда не сумела в ПП чисто выехать с нового для себя 4F (в отличие от Саши, которая как раз первой в истории на том старте его прекрасно исполнила), но тем не менее именно Аня произвела на меня в Турине наиболее неизгладимое впечатление, как своей Короткой программой, так и Произвольной.

У Анны, на мой взгляд, есть уникальная способность совершенно завораживать зал, передавать зрителям не только сильные, но и утонченные эмоции, погружать своим катанием словно в какой-то "возвышенный транс". Это волшебно и бесценно.

И на Чемпионате России Анечка вновь превзошла саму себя. Сочетание дивной музыки Стравинского, утонченной, яркой, с потрясающим вкусом и вдохновением сделанной хореографии и невероятного по уровню таланта и мастерства исполнения дали результат, которому не могли поверить даже всё на своем веку, казалось бы, повидавшие гранды фигурного катания: почти 182 балла набрала Аня Щербакова за эту ПП! Такого не только не помнит мировая история женского ФК, но такое даже невозможно было помыслить. Второй 4Lz идет у Ани в этой программе четвертым (!!!) прыжковым элементом - после грандиозного каскада (который, кстати, пока только она в мире исполняет) 4Lz3T, затем 4F, который ей на этот раз покорился, пусть и с небольшим степ-аутом, и еще 2А. Вот этот четверной лутц, безукоризненно исполненный на высоченные GOE 4.44: 

И вот, сразу после беспрецедентного триумфа Анны, когда зал еще не успел оправиться от этого шока, на лёд выходит лидер соревнований по итогам Короткой программы, Алёна Косторная.

На несколько секунд оператор дает крупный план Этери Георгиевны и Даниила. Оба чрезвычайно взволнованы. Не прислушиваясь к объявляемым космическим оценкам своей предшественницы, Алёна выходит на старт, собранная и сосредоточенная. Ее предвечной красоты лицо, оживляющее в памяти лики всех Мадонн и Архангелов, написанных сверхгениями флорентийского Ренессанса, как и всегда, не выражает ни тревог, ни страхов, ни сомнений... лишь какую-то нездешнюю тайную грусть, едва уловимую и непостижимую, как у прекрасной Блоковской Незнакомки. И она начинает свой прокат.

Изумительная, бесконечно элегантная и точная в первой части программы, Алёна исполняет два грандиозных тройных акселя (первый - в каскаде с 2Т), чистейших, пролётных, своих фирменных - лучших на всей планете. 

Затем она допускает две мизерных помарки, которые даже не опускают GOE в минус (просто "плюсы" чуть менее высокие, чем могли бы быть и чем обычно бывают): одна - на выезде с 2А (чего с Алёной практически никогда не случается - ведь это один из ее самых великолепных прыжков!) и вторая - на выезде с 3T в каскаде, что тоже для Алёны крайне нетипичный недочет. 

Бесспорно, после проката она была очень и очень огорчена этими микро-ошибками, и некоторое время выглядела буквально разбитой. Многие болельщики, увидев такую ее реакцию, ошибочно подумали, что она так расстроена из-за второго места. Ведь она сама сказала в интервью первому каналу в самом начале сезона, что в их группе любое место кроме первого считается уже, скажем так, "не очень". Однако, в действительности причина той острой душевной боли, которую Алёна испытывала после своего проката Произвольной (включая короткое "диванное" интервью у всех троих сразу после ПП в КиКе) была вовсе, на мой взгляд, не в серебре, а в том (и только в том), что она в этот раз не сумела выполнить чистый прокат. И это ни в коем случае не тщеславие и, уж тем более, не гордыня. Это - доведенный почти до абсолюта перфекционизм. И это - один из "краеугольных камней" системы воспитания в группе Этери Тутберидзе. Вспомните слова самой Этери Георгиевны: "Для меня самое главное - воспитать... я ничего не требую на самом деле. Важно, чтобы спортсмен сам чувствовал себя гадко, если он не выполнил домашнее задание". Вот в этом-то перфекционизме, в значительной степени, и кроется секрет тех фантастических результатов, которых достигают ученицы Этери Тутберидзе. С другой стороны, этот же перфекционизм заставляет их несравнимо сильнее страдать, чем "простые смертные фигуристки", когда у ЭТИХ уникальных девочек, творящих чудеса на грани гениальности, что-то вдруг где-то получается не на том запредельном уровне, который они сами перед собой привыкли ставить как необходимую норму. И если открытая на всю вселенную и солнечно-лучезарная Сашечка после бури рыданий довольно быстро взяла себя в руки и на ее лице, пусть даже сквозь не высохшие еще слезы, вновь засияла всепобеждающая улыбка, то Алёна с ее более "лунным", "иньским" (от слова "Инь" - древнее божественное Женское начало) характером нуждалась в более длительном времени переживания случившегося и пребывания в огорченном расположении духа. И, если она и испытывала в эти минуты острую досаду, то только лишь на саму себя, а ни в коем случае не на подруг-соперниц, и только лишь из-за ошибок, допущенных ею самой на прокате, а ни в коем случае не из-за второй ступени на пьедестале.

На следующий же день в интервью Алёна сама совершенно прямо об этом сказала: "Если бы я откатала программу чисто и стала бы второй или третьей, были бы другие ощущения. А я не выполнила то, что могу выполнить".

Эти ее слова - не позерство и не игра. В искренность этих слов абсолютно веришь, ибо это то бескомпромиссное отношение к своему Делу, которому их учит их великий Наставник. Это то, благодаря чему они - самые потрясающие фигуристки за всю историю мирового фигурного катания. Это цена существования на грани гениальности в своей профессии, исступленного стремления творить на самом острие Красоты.

Вновь и вновь хочется сказать Этери Георгиевне, Ане, Алёне, Саше, и всей их несравненной Команде: НИЗКИЙ ВСЕМ ВАМ ПОКЛОН, ЛЮБИМЫЕ!!

********************************************************************************************************************

P.S.: и вот, когда страсти ЧР только-только поулеглись и зрители уже было переключились на показательные выступления, неким своеобразным эхом через пол-России в смс-формате приходят тихие и лаконичные слова всеми и, видимо, навсегда уже любимой и поистине великой (в данном случае можно действительно не стесняться этого слова) фигуристки - Алины Загитовой, что она уже соскучилась по соревнованиям.

ВСЁ ПРАВИЛЬНО! И чтобы "мелкие" не очень-то расслаблялись тут! )))))))))

Этери Тутберидзе и Алина Загитова Валерий Шарифулин/ТАСС

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Новая вселенная в женском ФК
+33
Реклама 18+
Популярные комментарии
Zankou
+8
Я фан Косторной, но Аня и Саша прям семимильными шагами прибавили в компонентности, не могу не отметить это. И это круто на самом деле
Mihail K
+4
Я тоже обожаю ее «Парфюмера». Совершенно согласен, что это Шедевр. Акценты в музыке появляются все же (во второй половине, как раз на основной дорожке и вращении, после всех прыжков). Здесь надо, правда, не только Анечке, но и хореографу тоже поклониться. Хореография изысканнейшая. Анна вводит зал буквально в транс этой программой. Она уникальна. Очень не люблю в то же время ее сравнивать или, тем более, противопоставлять Алёне. Мы же не говорим, что у Рафаэля более нежные образы, чем у Леонардо да Винчи, равно как и не обвиняем первого в меньшем уровне мистицизма в сравнении со вторым. Их вообще не принято сравнивать - ни друг с другом, ни с Микеланджело. Хотя бывали конкурсы на те или иные заказы, в которых они друг с другом соревновались - кто-то выигрывал, кто-то проигрывал. И все же в мировой истории живописи все трое остались на недосягаемые Титаны Возрождения. Это подход мне ближе в отношении ТЩК.)))
JulesWinnfield
+4
И хочу отдельно отметить: "Парфюмер" в Анином исполнении - абсолютный шедевр, даже больше, чем "Ангел" Алёны. Вы попробуйте мысленно представить музыкальный рисунок этого саундтрека - его там нет. Вслушайтесь в ритм - он отсутствует. Нет структуры. Нет даже основного мотива, чёткой мелодии, за которую можно зацепиться. Нет вообще ни одной вещи, которая может помочь фигуристку в расстановке акцентов. Есть только общая атмосфера саспенса и отдельные вставки а-капелла. Эта музыкальная тема - настоящий ад для любого, кто попробует её использовать для проката. И Аня не просто её катает, а тонко расставляет акценты в музыке, наполняет смыслом, доносит всю атмосферу ужаса, который сгущается над жертвами Парфюмера. Добавим к этому прекрасное платье и изысканную хореографию, умножим на сложнейший контент... Я уверен, со временем программа станет классикой и войдёт в золотой фонд фигурного катания всех времен.
JulesWinnfield
+4
По поводу короткой хочу отметить, что каскад лутц-ритт, исполняемый Аней во второй части, является ничуть не менее "элитарным" элементом, чем триксель. И людей, способных в принципе исполнить этот каскад, в мире ещё меньше, чем людей, прыгающих тройной аксель. После того, как Алина снялась, а Саша убрала этот элемент из КП, Аня осталась единственной из мировых топов, кто выполняет этот элемент в короткой. А то уже предвижу пылающий баттхерт хейтеров, когда на следующих стартах Аня пробьёт 80.
Маргарита В Сафронова
+4
Золотых три, а золото одно.
Написать комментарий 29 комментариев

Новости

Реклама 18+