32 мин.

История формы Tampa Bay Lightning

Вводное слово

Когда я закончил писать книгу #ВеримВТампу, мне стало очевидно, что тот объем текстовой информации, который у меня получился, вряд ли сможет осилить даже такой фанатично преданный команде болельщик, как я сам. Поэтому сразу по завершению начался второй этап работы, который я для себя назвал «кастрацией» (просто «сокращением» это назвать язык не поворачивался – приходилось скрепя сердце выкидывать целые блоки информации, которую хотелось рассказать). Я старался, чтобы это не затронуло основную часть истории, чтобы в основном, кастрация коснулась, например, биографий различных игроков (за пределами их игры в Тампе) и историй про команду, которые на мой субъективный взгляд были менее интересны, чем те, которые кастрация миновала.

Но так получилось, что в итоге этого процесса, из книги частично выпала история изменения дизайна формы, в которой выступала команда на протяжении всех этих лет. Получив готовый результат (книгу), я подумал, что надо бы когда-нибудь рассказать эту историю отдельно. И вот, с дебютом комплекта формы Reverse Retro это «когда-нибудь» наступило и вашему вниманию предлагается, скажем так, бесплатное приложение к книге #ВеримВТампу, посвященное тому, как менялась форма команда с 1992 года и по сей день.

Как всё началось (первый дизайн к сезону 1992-93)

Начнем мы, как обычно с Фила Эспозито, поскольку если верить ему самому, то и первоначальный дизайн формы тоже был придуман им самим. Самое главное новшество, которое предложил Фил, было сделать хоккейные трусы частью форменного дизайна. И до, и после Молнии этот элемент хоккейной экипировки в форменный стиль вписывался только за счёт цвета или, в лучшем случае размещения на них маленького логотипа команды. Эспозито же предложил сделать трусы частью единого стиля, который будет иметь общий замысел.

«Если я смотрю и вижу молнию, я знаю, что это мой партнёр по команде, – объясняет Эспозито. – Доля секунды может сыграть роль, чтобы ваш пас не был перехвачен и не оказался на клюшке у соперника. В этом была моя идея».

Роб Рэмэдж на первом символическом вбрасывании в клубной истории демонстрирует молнию на хоккейных трусах (фото Джона Хайта)

Таким образом, первым элементом формы (ещё до момента утверждения окончательного логотипа команды и выбора клубных цветов) стали хоккейные трусы, которые украшает молния по обоим внешним сторонам бедра.  Одновременно с идеей о молнии на трусах был предложен первый логотип, под которым началась маркетинговая кампания по продвижению нового хоккейного клуба. Представлял он собой надпись LIGHTNING, горизонтально перечеркнутую зигзагом молнии. Впрочем, по ходу маркетинговой кампании никто не скрывал, что этот логотип – не более чем «временное» явление, пока не будет придуман основной.

Основной логотип в итоге был торжеством компьютерных технологий, которые в начале 90-х только входили в нашу жизнь. В отличие от классических логотипов других команд (в том числе, входивших одновременно с Тампой в Лигу хоккеистов Оттавы Сенаторс), логотип Молнии разрабатывался не художником на листе бумаги, а компьютерным дизайнером на экране монитора. Да, в 2021 году это звучит как нечто само собой разумеющемся, но давайте не забывать, что на стыке 1990 и 1991 года, когда разрабатывался логотип – такой подход был в новинку.

Неудивительно, что в итоге, в начале следующего десятилетия над некоторыми элементами логотипа уже привыкшая к персональным компьютерам публика стала посмеиваться. Речь идёт про надписи на логотипе. Они обе выполнены при помощи true-type – шрифтов, входивших в стандартный комплект поставки Microsoft Office, начиная с самого первого релиза (19 ноября 1990 года). Надпись Tampa Bay была выполнена шрифтом Reporter Two, в то время, как надпись LIGHTNING – жирным с наклоном шрифтом Haettenschweiler. Если через полгода после релиза первого в истории офисного пакета от Билла Гейтса это было очень смело, круто и точно очень оригинально, то спустя уже 10 лет, как минимум от оригинальности тут мало что осталось.

Так или иначе, логотип Молнии, разработанный с использованием новейшего программного комплекта от будущего гиганта IT-индустрии, был официально представлен публике 25 марта 1991 года, когда про шрифты Reporter Two и Haettenschweiler знали лишь единицы самых продвинутых пользователей ПК. Помимо пресловутых надписей, логотип включал серебристый круг, символизирующий одновременно материал, из которого изготовлен Кубок Стэнли и грозовую тучу, наличие которой обуславливает возникновение атмосферного явления, имя которого и стало названием команды. Ну и, разумеется, сама Молния, опять же выполненная в новейших (на тот момент) графических редакторах с применением «трехмерного» эффекта.

 

Примечательным вышел и альтернативный логотип Молнии, также выполненный в графическом редакторе, человеком, который обладал либо фантастически чистыми помыслами, либо не имел ни малейшего намека на фантазию (или был тонким «троллем»). На всё том же серебристом «блюдце» был изображен символический контур штата Флорида, который пересекал все тот-же «трехмерный» зигзаг. Замысел автора был понятен – ни о каких Пантерс на тот момент речи не было, поэтому предполагалось, что Молния из Тампы станет главной командой штата. Замысел то замыслом, но реализация… Альтернативный логотип с самого первого дня представления получил у злых языков прозвище… Ну, в общем сами можете догадаться какое, приложив минимум фантазии.

Спустя 2,5 месяца, 4 июня 1991 года были представлены и полные первые комплекты формы, в которых команде предстояло дебютировать в сезоне 1992-93. Давайте рассмотрим ее снизу вверх.

Гамаши не представляют собой чего-то неожиданного – просто чередующиеся полосы белого, серого (серебряного), синего и черного цветов – основные цвета команды. Положение и размер синей и серой полосы неизменно в обоих (домашнем и выездном) комплектах формы. Черные и белые полосы в зависимости от комплекта меняют друг друга.

Гамаши образца первой половины клубной истории (они не будут изменяться долго)

Трусы, про которые мы уже говорили, были универсальными для обоих комплектов формы – чёрные с молнией сбоку.

Цвета джерси тоже не представляют собой чего-то сверх оригинального. Синяя полоса снизу и на манжетах, плюс черно-белая гамма основных цветов в зависимости от комплекта (доминирующий белый – домашняя, доминирующий черный – выездная). На груди, как и положено – основной логотип, на плечах – альтернативный.

Эти фотографии Манон Реом и Фила Эспозито авторства Джона Хайта хороши тем, что на них одновременно представлена и домашняя и выездная хоккейка

Адам Крейтон в домашнем комплекте формы (фото Джона Хайта) 

 Анатолий Семёнов в выездном комплекте формы (фото Джона Хайта)

Очередным «ноу-хау» стали так называемые «victory stripes»  — «полоски победы». Чередующиеся полоски синего, серого и белого или черного (в зависимости от комплекта формы) цветов в подмышечной части свитера. Признаюсь честно, когда мне досталась первая хоккейка Тампы (альтернативная, до которой мы ещё не дошли), я недоумевал, что значат эти полоски на подмышках. Как выяснилось, это была ещё одна идея Эспозито. Эти полоски символизируют порыв ветра и дождь при грозе. Идея состояла в том, что при обычных игровых условиях эти полоски не видны – они становятся заметны лишь тогда, когда игрок команды поднимает руки вверх при праздновании гола. Тем самым символизируя одновременно локальный шторм с молниями и нечто вроде праздничных конфетти (забегая в 2004 год, обратим внимание, что первый залп победного конфетти был именно в этих четырех цветах: серебряный, синий, белый и черный).

Victory stripes или полоски победы

Последним элементом дизайна стал тот самый «временный» логотип Молнии (надпись, перечеркнутая молнией), размещенный на шлемах.

Питер Таглианетти демонстрирует шлем с временным логотипом Молнии (фото Джона Хайта)

Шрифты, которыми были выполнены номера были одновременно оригинальны и эстетически ужасны. Фамилии выполнены шрифтом, также одно время используемым Питтсбургом (на этот раз дизайнеры не пошли путём Офиса от Микрософт), с игривым «разрезом» сверху у некоторых букв (например, «А», «B», «R», «D» и ряда других), но для полноты картины усиленным синей обводкой в виде тени, придававшей 3-D эффект. Аналогичным образом были исполнены и номера, только к ним был добавлен ещё один уровень обводки: на домашней форме чёрные номера были обведены серебристой обводкой и синей тенью, а на выездной – серебристые номера с чёрной обводкой бросали всё ту же синюю тень. В итоге это одновременно было и оригинально и резало глаз неподготовленному зрителю. Причем, если на домашней белой форме это выглядело ещё более-менее пристойно, то на выездной черной такая комбинация прямо физически вызывала боль в глазах (см. выше фотографию Фила Эспозито со спины в выездном комплекте).

Майк Хартман демонстрирует номер и надпись на спине (фото Джона Хайта)

Образ хоккеиста Молнии образца 1992-93 также дополняла нашивка на правой стороне груди, которую в том сезоне носили абсолютно все клубы НХЛ – 100 лет Кубку Стэнли.

Марк Бержевин и нашивка в честь 100-летия Кубка Стэнли

 

Первые изменения (сезон 1993-94)

В следующем сезоне форму ожидали минимальные изменения, связанные с жалобами на слишком вырвиглазовое начертание номеров и фамилий. Правда учли его очень оригинальным образом: и без того плохо читаемый шрифт сделали вдобавок ещё и наклонным, что ещё больше усложнило задачу прочтения имени игрока и его игрового номера. Других изменений (кроме исчезновения нашивки в честь 75-летия НХЛ) не последовало.

Не самый идеальный ракурс, но и на этом фото Билла МакДугалла видно, что шрифт стал наклонным (фото Джона Хайта)

Не самый идеальный ракурс, но и на этом фото Билла МакДугалла видно, что шрифт стал наклонным (фото Джона Хайта)

На этом фото Тима Бергланда наклонный шрифт видно лучше (фото Getty Images)

Оптимизация внешнего вида (сезон 1994-95)

Во время локаута 1994-95 дизайнеры Молнии всё-таки решили учесть пожелания зрителей и сделать начертание номеров и фамилий более приемлемым для требовательного флоридского глаза. Получился один из лучших вариантов дизайна формы Молнии в истории.

На этой фотографии Джона Хайта, зафиксировавшего Брайана БрэдлиПетра Климу и Романа Хамрлика видны основные изменения шрифтов и написания имен (а также vitory stipes, да)

Шрифт номеров изменили на ставший уже привычный микрософтовский Reporter Two (которым сделана надпись Tampa Bay на логотипе) с двойной обводкой. Впрочем, обводка фактически была актуальна только для домашнего комплекта формы. Чёрный номер, обведенный сначала белым, а затем синим контуром выглядел очень удачно и симпатично. На выездном же комплекте номера были белыми, но сначала чёрный, а затем синий контуры вокруг него сливались с черным цветом самой хоккейки и делались практически полностью неразличимыми.

Второе изменение касалось имён игроков. Во-первых, был выбран более простой вариант шрифта, который обрёл такую-же двойную обводку, что и номера. Во-вторых, сами надписи стали не прямоугольной нашивкой, как у всех команд, а выгнутой дугой над номером. Это усложнило (и удорожило) производство свитеров, но позволило достичь оригинальности, к которой стремились дизайнеры не в ущерб эстетическому восприятию, как это было с «трехмерными» шрифтами.  В таком основном комплекте формы (домашняя + выездная) Молния играла вплоть до сезона 2000-01.  Лично автором этих строк именно этот вариант дизайна формы расценивается в качестве лучшего в истории.

Пол АйзебертАлександр Селиванов и Крис Грэттон демонстрируют фотографу Джону Хайту спины выездной формы.

 

Штормовая альтернатива (сезон 1996-97)

В 1996 году Молния представила первый альтернативный комплект формы. Хотя с этого момента и прошло уже 25 лет, споры о нём не утихают до сих пор. Одна часть считает этот вариант шикарным, другая – ужасными и отвратительным. Мы постараемся не давать своих оценок, а лишь зафиксируем исторический факт.

Что представлял из себя альтернативный комплект, который периодически использовался в период с 1996 по 1999 год?

Во-первых, основным цветом формы впервые стал синий. «Победные полоски», ранее стыдливо прятавшиеся в подмышках, на этом комплекте стали основным элементом дизайна, перекочевав на грудь и спину, окружив, соответственно логотип и игровой номер. Нижняя часть свитера обрела черный основной цвет, на котором при помощи серого цвета с синей обводкой были нарисованы стилизованные волны. В итоге, если рассматривать только грудь и спину этого варианта хоккейки, то замысел дизайнеров был более чем понятен: в темное время суток (когда преимущественно проводятся игры НХЛ) над темными морскими волнами залива Тампы бушует гроза с ветром и ливнем (роль которых играют «victory stripes») и по центру – грозное погодное явление в виде молнии, которую олицетворяет, собственно, эмблема команды. Отличная идея, но…

Патрик Пулин и Игорь Уланов на фотографиях Джона Хайта демонстрируют образцы первого альтернативного комплекта

… Но уже на этапе реализации одной только этой идеи мнения разделились – слишком много «смысловых» элементов на форме многим показались излишними. А когда к этому добавились ещё и рукава… Черные рукава (с серыми плечами) завершались (от локтя до запястья) языками пламени бело-золотого цвета. Что? Какие языки пламени? Пламя – это к Калгари. При чём тут Тампа?

Шрифт, использованный для имени на спине остался неизменным относительно основных комплектов формы, но исчезла многослойная окантовка – только белый шрифт с едва заметным серым кантом – и это благо, учитывая, что форма и без того была перегружена различными элементами. А для номеров разработали уникальный шрифт на основе все того же Reporter Two. Края были дополнены своего рода пиками и провалами, очевидно, символизирующими наэлектризованность атмосферы. Белый номер был обведен серой окантовкой. По факту получился эффект, обводки номера колючей проволокой.

К сожалению фото игрока со спины найти не удалось, поэтому оцените дизайн номера по фотографии хоккейки Мика Вукоты с интернет-аукциона

 

«Классика» (сезон 2000-01)

В 2000-м году без каких либо изменений формы, надпись «Lightning» с молнией на шлеме сменила надпись «Tampa Bay» шрифтом Reporter Two. Но это касалось только выездных, чёрных шлемов. 

Каспарс Асташенко и чёрный шлем с надписью Tampa Bay (фото Джона Хайта)

Следующее изменение дизайна формы произошло в 2001 году. Именно в этом комплекте Молния выиграла свой первый Кубок Стэнли. Изменения по сути были минимальными в сторону упрощения и отказа от «оригинальности». Из оригинальных «ноу-хау» остались только Молнии на трусах и «полоски победы» в подмышках.

Винни Лекавалье демонстрирует спину ставшей выездной чёрной формы (фото АР)

Шрифт с фамилией игрока на спине вновь распрямился, перестав быть дугообразным и лишившись всех окантовок. Просто фамилия, написанная стандартным для всех НХЛ-овских клубов шрифтом. То же самое произошло и с номером, который, впрочем, сохранил двойную обводку. Домашняя форма: черный номер, первый контур обводки – белый, второй контур обводки – синий. Гостевая форма: черный номер, первый контур обводки – синий, второй – белый.

Вацлав Проспал и Дэн Бойл демонстрируют спины ставшей выездной белой формы (фото AP)

На шлемах надписи «Lightning» и «Tampa Bay» были заменены на альтернативный логотип (да, тот самый, с контуром штата Флорида). Зато на форму вернулся первый «временный» логотип, правда немного перерисованный. Надпись Lightning с горизонтальной молнией появилась в качестве нашивки на правую штанину хоккейных трусов. Молнии сбоку трусов также сохранились.

Эпоха Reebok Edge (сезон 2007-08)

Перед стартом сезона 2007-08 во всей лиге вводились новая единая система формы Reebok Edge. Дизайнеры Тампы воспользовались случаем и существенно переработали весь внешний облик команды, начиная с логотипа.

Пропал столь привычный шрифт Reporter Two, над микрософтным происхождением которого уже откровенно похохатывала вся лига. Надпись «Tampa Bay» была выполнена шрифтом, специально для этой задачи разработанным и более нигде не используемым. Надпись «LIGHTNING», также, напомню, имевшая происхождения из офисного пакета Билла Гейтса, и вовсе исчезла из логотипа. Молния на логотипе утратила «трехмерность», хотя общая идея с черной тенью осталась, и подчеркнулась синим отливом, чтобы напомнить о том, что клубных цвета – четыре (черный, белый, серебряный и синий).

 

Альтернативный логотип тоже претерпел изменения. Контуры штата Флорида утратили округлость, став принципиально угловатыми и резкими. Благодаря этому удалось пусть и не полностью, но всё же избавиться от ряда некоторых ассоциаций сексуального толка.

Но самые большие изменения коснулись непосредственно дизайна формы. Полностью пропали контрастные вставки на плечах. Вся форма стала более однотонной – или черной или белой (к тому моменту же поменялся и подход к комплектам формы в НХЛ – тёмные варианты стали домашними, светлые – выездными) с синими вставками с нижней стороны рукава. По манжету рукава шла либо белая (для черного комплекта), либо чёрная (для белого комплекта) полоса.

Мартин Сан Луи в выездном комплекте формы после ребрендинга 2007 года (фото АР)

Шрифт и дизайн номеров и имен хоккеистов на удивление остался неизменным. Зато добавился номер на правой стороне груди, которого ранее не было.

Шейн О’Брайен в домашнем комплекте формы образца 2007 года (фото АР)

Изменился дизайн гамашей в сторону большего доминирования одного цвета (полоски синего и белого на чёрных гамашах или черного и синего с белой вставкой на белых гамашах стали очень узкими). Изменился даже ранее незыблемый дизайн хоккейных трусов, хотя суть осталась неизменной. Теперь сбоку черных трусов шла широкая синяя полоса, на которой уже была изображена молния (это видно на фотографии Шейна О’Брайена выше).

«Болты — это к Франкенштейну» (сезон 2008-09)

В сезоне 2008-2009 дебютировала вторая альтернативная форма в клубной истории, которую ожидал больший успех чем ее «штормового» предшественника. Этот альтернативный вариант прослужил вплоть до 2014 года.

Как и у предшественника у новой «третьей» формы основным цветом стал синий. Черные подмышечные вставки украшали немного переосмысленные «victory stripes», которые теперь тянулись на всю ширину вставки. Нижнюю часть свитера и его рукавов украшали серая, белая и черные полосы. На черной полосе сзади на уровне чуть ниже поясницы было написано «Tampa Bay». Шрифт имени игрока остался неизменным, а шрифт номера утратил один кант – белый номер был окантован только одним черным контуром. Альтернативный логотип на плечах был заменен на основной.

Райан Мэлоун и альтернативный свитер со спины (фото Getty Images) 

Самым значимым изменением стал вид груди свитера. На этом комплекте формы логотип был заменен на диагональную надпись «Bolts», что вызвало негодование у Фила Эспозито и ряда болельщиков. «Bolts» — неофициальное прозвище команды, которое сложно точно перевести на русский язык по той причине, что оно означает… Молнии. Только если Lightning – это больше про само погодное явление, то Bolts – это больше про зигзаги, которые оно оставляет на небе.

 Симон Ганье в альтернативном свитере (фото Getty Images)

Фил Эспозито предельно ясно обозначил свою позицию относительно этой формы: «Когда я создавал команду, я хотел выделяться из толпы. Все остальные – Bruins, Rangers, Hawks, Red Wings… А мы – Lightning, безо всяких S. Если бы я хотел назвать команду Bolts, я бы назвал её Bolts. Болты – это к Франкенштейну».

Так или иначе, но именно синяя форма Bolts стала толчком к следующему изменению, которое коснулось всего визуального облика Молнии.

Трансформация Виника-Айзермана (сезон 2011-12)

5 февраля 2010 года клуб приобрел Джефф Виник и год спустя – 4 февраля 2011 года было объявлено о старте программы трансформации франчайза, которая в том числе касалась и всего брэндинга клуба. Сразу отметим, что первый вариант, который был представлен публики отличался от того, в котором Молния начала сезон 2011-12 одной деталью: в изначально представленном комплекте формы были синие трусы. Просто синие трусы. Просто. Синие трусы. Без всяких молний. Возможно, дизайнеры и маркетологи Тампы предвидели крайне негативную реакцию на новый вариант и специально оставили себе пространство для маневра, чтобы иметь возможность сказать, что часть поступивших замечаний была учтена. Молнию вернули на трусы, где она счастливо проживает и до сегодняшнего дня. Про ещё одно учтенное замечание мы скажем чуть позже.

Новый визуальный вид формы, как он представлен изначально (без молний на трусах)

Итак, что собой представляла визуальная трансформация Молнии имени Виника-Айзермана?

Во-первых, изменились основные клубные цвета. Вместо четырехцветной палитры, не используемой более ни одним клубом НХЛ (черный, белый, синий и серебристый) Тампа стала монохромной копией Торонто (или московского Динамо) – бело-голубой.

 

Полностью изменился логотип клуба. Идея состояла в том, что эмблему должен суметь нарисовать даже ученик начальной школы. Поэтому новый логотип был упрощен до зигзага молнии, заключенного в круг. Проще, пожалуй, можно было сделать только без круга. Альтернативный логотип, заменивший лого с контуром Флориды был более интересным – все тот же зигзаг молнии в центре с надписью «Tampa Bay Lightning Hockey Club» по кругу.  На выездном (белом) комплекте формы над логотипом также была добавлена надпись «Tampa Bay».

Теперь к, собственно, форме. Предложенный дизайн формы также шокировал своей простотой и, что самое главное, вторичностью. Вместо оригинальных (даже самых вырвиглазовых) дизайнов всех предыдущих вариантов болельщики Тампы увидели… форму Детройт Ред Уингс, выполненную в цветах Торонто Мэйпл Лифс.

И, собственно, больше про этот дизайн, который с небольшими изменениями (о которых я расскажу ниже) сохраняется и по сей день, сказать нечего. Дизайн новой формы Тампы был плагиатом с формы Детройта, где красный цвет был заменен на синий и слегка увеличена ширина белой полосы на рукаве. А бело-голубые цвета в свою очередь были копипастой с цветов Торонто. Да в 2021 году, спустя десять лет после этих изменений, Тампу уже сложно представить иначе, но в 2011 году большинством болельщиков (даже тех, которые сейчас говорят, что сине-белая форма лучше, чем черно-белая), визуальная трансформация по пути примитивизации и подражательства клубам «с историей» (и Детройт и Торонто – команды из «оригинальной шестерки») были восприняты как потеря собственной идентичности.

Новая форма Тампы (справа) выглядит исключительно как форма Детройта (слева) в цветах Торонто (в центре)

Сюда же относились и нелепые бутафорские завязки под горлом на новом комплекте формы. Если у команд «оригинальной шестерки» и команд первого расширения эти завязки были данью собственному прошлому (в 1930 – 1960-х годах большинство хоккейных свитеров завязывались под горлом в силу этапа развития индустрии пошива одежды), то какое отношение к тем временам, имела Тампа, появившаяся в НХЛ в 1992-м? Изменение цвета завязок, которое случилось в 2016 году я к изменениям дизайна формы относить не буду.

Мэтт Карл и завязочки 

Второй уступкой (помимо возвращения молнии на трусы) недовольным болельщикам стала двойная окантовка номеров, которую также вернули (в изначальном варианте никакого канта предусмотрено не было – лишь белый номер на синем фоне и синий номер на белом фоне).

 Би Джей Кромбин и форма со спины (фото Getty Images) 

Да, автор сих строк и не скрывает, что он до сих пор при взгляде на форму Молнии вспоминает песню Тани Булановой «Стерпится, слюбится» («годы прошли, и с мужем своим стерпелась я, но навсегда в моём сердце любовь моя», или как-то так). Собственно, именно поэтому, появление комплекта Reverse Retro и сподвигло его на написание сего материала.

Back in Black (сезон 2014-15)

В 2014 году примитивизация продолжилась и с альтернативным комплектом формы. Хотя, тут стоит отметить, что редизайн третьего комплекта маркетологи преподнесли как своего рода «дар» болельщикам вроде меня, которые продолжали скучать по «черно-белым» временам выигрыша Кубка Стэнли. Комплект так и назвали «Back in Black» («Назад в черном»). Впрочем, на цвете хорошее и заканчивалось.

Андрей Василевский в альтернативной черной форме (фото Getty Images) 

 Новая альтернативная форма больше напоминала пижаму, чем спортивную форму. Торжество минимализма: полностью черный цвет, две тонкие белые полоски. Надпись «Bolts». Всё (если не считать номера и имена игроков). Молния сбоку на черных трусах из белой на предыдущем альтернативном комплекте стала синей, и оттого почти незаметной.

 Влад Наместников демонстрирует сливающуюся с формой молнию сбоку хоккейных трусов (фото Getty Images)

 

Переход к Adidas (сезон 2017-18)

Минимализация продолжился и дальше, когда перед сезоном 2017-18 вся Национальная Хоккейная Лига переходила от Reebok к Adidas. Цвета и дизайн формы остались неизменными. Исчезли только бессмысленные бутафорские завязочки под горлом. Также на выездном комплекте форме исчезла надпись «Tampa Bay» над логотипом. В остальном все осталось таким как было.

Алекс Киллорн и пропавшая с белого комплекта формы надпись Tampa Bay (фото Getty Images)

 

Градиентная ночь (сезон 2018-19)

Годом позже Тампа представила новую альтернативную форму для ностальгирующих по черному и серому цветам болельщиков. Эта форма стала поистине пиком примитивистских тенденций в творческом поиске дизайнеров Тампы. Черно-серый пиксельный градиент основной заливки. Серый логотип. Серый номер. Серое имя игрока. Серая молния на черных трусах. Всё.

Градиентная чёрно-серая форма вид сзади на примере Тайлера Джонсона (фото Getty Images)

Градиентная чёрно-серая форма вид спереди на примере Райана МакДоны (фото Getty Images)

 

Reverse Retro (сезон 2020-21)

И вот наконец, бальзам на израненную душу – комплект Reverse Retro.

Черные трусы с трехмерной (!!!) молнией, которая сочетает в себе белый, синий и серебристый цвет. Прямая отсылка на оригинальный дизайн трусов.

Свитер трех цветов – нижняя узкая черная полоса, широкая белая полоса, основной синий цвет и сверху белые плечи. Красота же! Ведь можно сделать красиво не прибегая к минимализму и примитивизму! А вы заметили? В подмышечной вставке – те самые «victory stripes». Про оригинальные логотипы (да, включая оригинальный альтернативный логотип с контуром штата Флорида) я и вовсе молчу.

Янни Гурд и комплект формы Reverse Retro (фото Getty Images)

В общем, получилась поистине прекрасная комбинация из двух комплектов формы, в которой Молния выигрывала свои Кубки Стэнли. Собственно, дизайнеры прямым текстом указали именно на эту цель, которую они ставили перед собой при разработке дизайна Reverse Retro. И именно в этом контексте был сделан промо-ролик нового комплекта. 

Скажите, где можно подписать петицию, чтобы этот комплект стал основным домашним комплектом формы?

Бонус: патчи (нашивки) на форме.

Ну и, в завершение рассказа про форму я расскажу про те патчи (нашивки), которые Молния носила на форме на протяжении своей истории. Про самый первый патч – в честь 100-летней годовщины Кубка Стэнли в первый сезон существования франчайза, я уже рассказал, поэтому повторяться не буду.

Следующая нашивка, которую хоккеисты Молнии носили на груди – четырехлистный клевер с номером 12 (шрифтом Reporter Two, да) в центре. Этой нашивкой команда выражала свою поддержку и пожелание удачи центрфорварду Джону Каллену, ведшему тяжелейшую борьбу с раком, во время которой он пережил несколько курсов химеотерапий и радиотерапий, пересадку костного мозга, миокардит (воспаление сердечной мышцы), остановку сердца, клиническую смерть. Нашивка и железный характер самого Каллена помогли ему победить недуг и он даже вернулся на лёд в форме Молнии, выиграв первый в клубной истории трофей – Билл Мастертон Трофи, а сейчас жив, здоров и занимается продажами автомобилей. От команды, впрочем, удача в том сезоне отвернулась полностью и безвозвратно – это отдельная история о том, как весь сезон развивался по законам Мёрфи (закон подлости, закон падающего бутерброда) – когда казалось, что хуже уже быть не может и дно уже достигнуто, снизу каждый раз раздавался стук.

Патч с номером 12 на плече голкипера Кори Шваба (фото Джона Хайта)

В 1999 году Молния принимала Матч Всех Звезд на своём льду, поэтому весь сезон на форме красовалась нашивка, напоминающая об этом. Команда выступила лучше, чем годом ранее, но всё равно заняла самое последнее место в НХЛ.

Патч Матча Всех Звезд на форме представителя Молнии на этом мероприятииУэнделла Кларка (фото Джона Хайта)

Следующий год тоже стал неудачным и, возможно, виной тому была очередная нашивка. На этот раз Лига решила отметить наступление нового тысячелетия, поэтому все команды носили на форме соответствующую нашивку.

Нашивка нового тысячелетия на свитере Дарси Такера (фото Джона Хайта)

Следующей нашивкой Молния отмечала своё десятилетие. Стоит отметить, что «отсчёт» велся не с момента первого матча в клубной истории в 1992 году, а с момента принятия решения о включении команды из Тампы в НХЛ, поэтому нашивку носили в сезоне 2001-02.

Тим Тэйлор и нашивка 10-летия клуба (фото с официального сайта Молнии)

А вот следующая нашивка, которая появилась на форме Молнии была уже совсем из другой оперы. Такую нашивку носят только две команды за весь сезон НХЛ. Нашивка участника Финала Кубка Стэнли. И только одна из этих получает заветный приз. Мы все знаем, какая команда получила его в 2004 году.

Стэн Нецкарж с Кубком Стэнли и нашивкой участника Финала (фото Getty Images)

Сезон 2008-09 Тампа и Нью-Йорк Рэйнджерс начинали в Праге матчами между собой в рамках регулярного чемпионата, а также с некоторыми европейскими клубами в рамках предсезонных матчей. В честь этого во время всего европейского турне хоккеисты и Молнии и Рэйнджеров носили на груди соответствующий патч.

Евгений Артюхин с нашивкой за участие в матчах в Праге (фото Getty Images)

К сезону 2012-13 прошло уже двадцать лет с сезона 1992-93, который стал первым в клубной истории. На этот раз команда решила взять отсчёт не по дате «зачатия» (как в случае с десятилетним патчем), а именно по дате рождения и по этому поводу нанесла соответствующую нашивку на форму.

Патч в честь 20-летия клуба на джерси Кори Конахера (фото Getty Images)

В 2015 году на форму Тампы второй раз в истории нанесли нашивку участника Финала Кубка Стэнли. К сожалению, на этот раз, эта нашивка стала единственным, что осталось Тампе на память об участии.

Патч Финала Кубка Стэнли — 2015 на форме Джей Ти Брауна (фото Getty Images)

В сезонах 2016-17 и 2017-18, на протяжении календарного года (с 1 января по 31 декабря) все команды НХЛ носили на плече патч, посвященный 100-летию Национальной Хоккейной Лиги. Молния не была исключением.

Патч в честь столетия НХЛ на плече Онджея Палата над номером 18

При этом, в сезоне 2017-18 Молния играла сразу с тремя патчами. Помимо упомянутой в предыдущем абзаце нарукавной нашивке в честь 100-летия НХЛ, на груди были две нашивки. Первая, посвященная 25-летию франчайза стала частью домашнего комплекта формы. Вторая, посвященная проходившему в Тампе Матчу Всех Звезд НХЛ, была нанесена на выездной комплект.

Дэн Жирарди демонстрирует патч в честь 25-летия клуба

Джейк Дотчин и Крис Кунитц с нашивками Матча Всех Звезд в Тампе

 Ну и, наконец, последние две нашивки, которые наносились на форму Молнии в прошлом сезоне (2019-2020). Первая – это Global Series — два европейских матча против Баффало, прошедших в Стокгольме. Такую нашивку носили только две участвовавшие в этом событии команды. Почти как нашивка Финала Кубка Стэнли. Ну а вторая…. Это, собственно, нашивка Финала Кубка Стэнли. И мы все знаем, чем он закончился.

Нашивка Global Series

Патч Финала Кубка Стэнли на плече Александра Волкова

 

На этом, пожалуй всё. Как говорится: «лайк, шэр, репост».

Оригинал: Российский фан-клуб Tampa Bay Lightning