Когда система покрывает грязь, даже после убедительных побед хочется говорить не о хоккее

Когда речь заходит о противостоянии «Тампа Бэй Лайтнинг» и «Флорида Пантерс», разговоры о тактике, контроле шайбы или игровых системах давно отошли на второй план. Это противостояние выродилось во что-то иное — в демонстрацию силы, граничащей с откровенным беспределом, где одна сторона позволяет себе всё, а вторая долгое время вынуждена была терпеть. Последняя встреча команд перед олимпийским перерывом, завершившаяся унизительным для «пантер» разгромом 6:1, стала не просто победой в хоккейном матче. Она стала актом возмездия и публичной демонстрацией того, что «Лайтнинг» больше не готовы быть жертвой.
Но чтобы понять весь масштаб цинизма, исходящего от франшизы из Санрайз, недостаточно смотреть только на этот матч. Нужно вспомнить, что произошло буквально за день до этого. В игре против «Бостона» форвард «Флориды» Сандис Вилманис совершил очередной по-флоридски классический прямой удар в голову локтем. Его атака на Чарли Макэвоя была запоздалой, целенаправленной в голову, с отрывом коньков ото льда — классическое «грязное» попадание, которое лига годами клянётся искоренять…. У всех, кроме «Флориды». Макэвой, один из ключевых защитников сборной США, с трудом доиграл матч, а его участие в Олимпиаде повисло на волоске.
Реакция НХЛ? Две минуты штрафа (и то праздник). Ни дисквалификации, ни даже дисциплинарного слушания. Департамент безопасности игроков, эта бесполезная, бутафорская структура, созданная для имитации заботы о здоровье хоккеистов, в очередной раз блестяще продемонстрировал свою истинную функцию — сокрытие грязи для «избранных». Неудивительно, что «Флорида» чувствует свою безнаказанность. Когда ассистентом генерального менеджера клуба является Грегори Кэмпбелл, сын Колина Кэмпбелла — одного из высших и самых влиятельных чиновников НХЛ, — вопросы о покровительстве перестают быть теориями заговора. Это просто констатация факта. Игроки «Пантерс» выходят на лёд с пониманием, что им дозволено больше. Пол Морис, мастер лицемерных оправданий после каждой откровенной подлости, чьи подопечные, по его же словам, «не бьют не владеющих шайбой», раз за разом опровергают этот тезис на практике.

Именно в этот контекст — вседозволенности, покрываемой сверху, — и вошла «Тампа» в последний матч перед перерывом. С одной стороны, им уже было нечего доказывать в турнирном плане: 18 побед в 20 последних матчей, уверенное лидерство в Атлантике. С другой — была потребность в определенной моральной сатисфакции. Потребность доказать, что времена, когда их можно было безнаказанно запугивать и выбивать из игры (три подряд в трех матчах оставшихся безнаказанными со стороны Лиги удара в голову Брэндону Хэйглу все помнят), закончились.
Сам матч, особенно первые два периода, стал образцом того, как можно нейтрализовать грубую силу мастерством и холодным расчётом. «Флорида», отчаянно нуждавшаяся в очках, начала игру с огромным давлением. В первом периоде «пантеры» обрушили на ворота Андрея Василевского 19 бросков, но российский голкипер был непробиваем. Его игра стала фундаментом, на котором «Тампа» построила свою победу. «Мы не были идеальны, но когда у нас не получалось, нас выручал вратарь, или меньшинство, или большинство», — справедливо заметил после матча Джон Купер.

В то время как «Флорида» топталась на подступах, «Лайтнинг» демонстрировали убийственный голевой контрапункт. Уже на 3-й минуте Брэндон Хэйгл с кистевой точностью ювелира перенаправил бросок Виктора Хедмана в створ. 1:0.
А в середине периода четвёртая тройка в лице Земгуса Гиргенсонса (после работы Понтуса Хольмберга) удвоила преимущество, грамотно воспользовавшись моментом у ворот Даниила Тарасова.
Второй период окончательно переломил игру в пользу хозяев. Реализовав большинство (которое «Флорида» заработала благодаря неспортивному поведению Мэттью Ткачука, уже тогда о чём-то спорившего с судьями), Джейк Гёнцель добил отскок после щелчка Даррена Рэддиша — 3:0.
А под занавес периода Эрик Чернак, обведя сетку, оформил эффектный гол, вколотив шайбу с острого угла. 4:0 после двух периодов — это был уже не спортивный счёт, а приговор, вынесенный чистой, эффективной игрой.
Именно в этот момент «Флорида», понимая, что хоккейными методами матч не вырвать, решила перевести его в привычную для себя плоскость — плоскость силового, грязного противостояния, где можно нанести удар исподтишка. И они нашли свою цель — Никиту Кучерова. Российский форвард, главный творческий гений «Лайтнинг», всегда был мишенью номер один для «пантер».
На пятой минуте третьего периода, при счёте 4:0, шайба находилась в зоне «Тампы». Игра была остановлена, и Нико Миккола позволил себе грубый толчок в корпус Никиты Кучерова, который даже не готовился к контакту. Судья фиксирует нарушение, и «Лайтнинг» должны были получить большинство. Но «Флориде» этого показалось мало.
Пока шла смена, на лёд выскочил Мэттью Ткачук. Вместо того чтобы присоединиться к игре, он целенаправленно проделал дугу, зашёл со спины к ничего не подозревающему Кучерову и нанёс тот самый предательский, подлый удар, который и является визитной карточкой этой команды. Шайбы и близко не было. Это было не хоккейное действие, а акт запугивания, расчётливый и грязный.
Именно в этот момент что-то щёлкнуло. «Тампа» не просто приняла вызов — она ответила катарсисом. Первым к Ткачуку бросился Даррен Рэддиш, но тот, истинно трусливая натура, моментально начал уворачиваться от ответа, демонстрируя, что силён лишь когда бьёт исподтишка.

Но настоящую точку поставил Брэндон Хэйгл. Тот самый Хэйгл, которого «пантеры» неоднократно выводили из строя грязными попаданиями в голову. Он не просто вступил в драку — он доминировал. Сорвав с Ткачука свитер и оголив его нагрудник, Хэйгл нанес несколько чистых, хлёстких ударов, наглядно показав разницу между подлостью и честной силой.
«Слушайте, Никита Кучеров — наш лучший игрок. Он продолжает делать невероятные вещи, так что, наверное, стоит держаться от него подальше», — сухо прокомментировал Хэйгл после матча.
Пока бушевала эта буря, на льду разгорелся второй очаг конфликта. Джей-Джей Мозер вступил в схватку с Густавом Форслингом. Швейцарец Мозер, чья игра строится на интеллекте, а не на кулаках, быстро оказался в невыгодном положении, наступил на клюшку и упал. И здесь «Флорида» вновь показала своё истинное лицо: Форслинг, нарушив все неписаные кодексы хоккейной чести, принялся избивать лежачего и не способного дать сдачи соперника. Этот эпизод — идеальная иллюстрация морального облика этой команды: беспринципность, возведённая в абсолют.

Вспыхнувшая массовая драка привела к феерическому разгулу штрафов: 147 минут штрафного времени, удаления, и, наконец, удаление до конца игры самого тренера «пантер» Пола Мориса, чьё лицемерие и оправдание грязи давно стали притчей во языцех.
На фоне этого хаоса «Тампа» не забыла и про хоккей. Ещё до того, как страсти окончательно улеглись, Понтус Хольмберг забил пятый гол, после чего произошла рокировка вратарей «Флориды» — Тарасова сменил Бобровский.
«Пантеры» сумели отыграть одну шайбу в большинстве, но Оливер Бьоркстранд поставил окончательную точку, эффектно перехватив передачу и бросив в верхний угол. 6:1 — разгром был тотальным.
Чисто хоккейные итоги матча:
Андрей Василевский отразил 33 броска из 34, вновь подтвердив свой класс.
Даррен Рэддиш завершил свою рекордную для защитников «Лайтнинг» голевую серию , но продлил результативную до 6 матчей, отдав также результативную передачу.
Все 6 шайб «Тампы» были заброшены разными игроками, причем все едут на Олимпиаду, что стало в достаточной степени символичным показателем глубины состава.
Команда одержала 19-ю победу в 21 последнем матче (19-1-1) и уходит на перерыв твёрдым лидером не только дивизиона, но и всей Восточной конференции.
Но главный итог лежит не в статистике. «Тампа Бэй Лайтнинг» послала чёткий месседж всей лиге, и в особенности — «Флориде Пантерс»: эпоха безнаказанного запугивания закончилась.

«Мы довольны двумя очками. И, очевидно, довольны тем, как постояли друг за друга», — заявил капитан Виктор Хедман.

Эта победа стала моральной расплатой за годы грязи, потворства и лицемерия. За удары по голове Хэйглу в прошлых матчах. За то, что Департамент безопасности игроков, возглавляемый людьми вроде Джорджа Парроса, смотрел на всё это сквозь пальцы. За то, что Пол Морис после каждого такого эпизода разводит руками и говорит, что его парни «невинны». Система, где сын высокопоставленного чиновника НХЛ работает в управлении клуба, который получает карт-бланш на грязную игру, по прежнему работает, но, как минимум, «Тампа» смогла ответить на эту грязь.



























