5 мин.

«Тур де Франс» – топка для углеводов. Гонщики сжигают до 6000 ккал за этап. А что едят велосипедисты на гонке и до нее?

«Тур де Франс» – не просто многодневная велогонка. Здесь каждый день спортсмены преодолевают горный марафон, сжигая по 5000-6000 ккал за этап. Очевидно, что парой углеводных гелей на дистанции не обойтись. Завтрак и правильная раскладка питания во время гонки становятся залогом успеха, ведь крайне важно удержаться в основной группе до начала финишных разборок за победу.

Как же питаются сильнейшие велогонщики мира на самой престижной велогонке.

Что едят на завтрак перед стартом

Завтрак должен быть плотным, ведь впереди 200 км рельефного пути. Овсянка, яичница, тосты с авокадо, немного фруктов – типичный рацион райдера на «Туре». Как правило, завтрак заканчивается за 3-4 часа до старта этапа, чтобы еда успела усвоиться.

Марк Кэвендиш отмечает, что не любит овсянку. Он предпочитает на завтрак рис и омлет – это простое сочетание углеводов и белков, которое хорошо усваивается и дает необходимую энергию для старта. Также Марк не пьет молочные продукты, отдавая предпочтение растительным аналогам – миндальному или соевому молоку.

Жюлиан Алафилипп ест на завтрак блины с джемом, омлет (белков должно быть больше, чем желтков) и хлеб. Из фруктов выбирает бананы, клубнику, черничный смузи и яблочное пюре. И обязательно чашечка кофе!

Кевин Дэмс, нынешний шеф-повар футбольного «ПСВ», который ранее успел поработать с профессиональной велокомандой Deceuninck-Quick Step (участницей «Тур де Франс» 2021 года), отмечает, что рацион большинства велогонщиков одинаков: «На завтрак мы каждое утро готовили примерно одно и то же – овсянку, омлет и блины. Углеводов всегда было много, ведь гонщикам нужна энергия, чтобы добраться до вершины горы. Также в меню фрукты, мюсли с семенами и орехами, смузи и имбирный чай».

По словам Кевина имбирный чай полезен для пищеварительной системы и позволяет запустить организм в работу.

Что в основном едят во время этапа

Поскольку велогонки – циклический спорт, основа питания на дистанции – углеводы, много углеводов. Джеймс Моран, специалист по питанию команды Ineos Grenadiers, считает оптимальным расход в 80-120 г углеводов на час дистанции. 

Некоторые используют простую формулу: 1 грамм углеводов на 1 килограмм веса на 1 час дистанции. Для гонщика весом 70 кг это будет равноценно 500 мл изотоника с углеводами плюс средний банан.

Пока пелотон едет в умеренном темпе, есть возможность перекусить чем-то плотным, например, рисовыми шариками с начинкой из фруктов (фиников, абрикосов). В отличие от гелей их надо пережевывать, поэтому начало гонки и равнинные отрезки – оптимальный момент для подобной еды.

В дальнейшем большая часть велосипедистов переходит на энергетические батончики и гели: в них много углеводов, и они помогают поддерживать высокий уровень работоспособности. Обычно берется один батончик на час езды. Гели хорошо усваиваются благодаря сочетанию глюкозы и фруктозы.

У каждого гонщика по две бутылки с водой или изотоником на велосипеде, плюс он дополнительно получает питание от машины сопровождения. Классический пример, знакомый многим бегунам-марафонцам – энергетический гель, примотанный к пол-литровой бутылке с изотоником. Жидкость берется из расчета не менее 500 мл на час дистанции.

Кофеин принимают в определенное время – за 45 минут до того, как гонщику понадобится, чтобы дозировка кофеина «сработала». Ineos Grenadiers использует для этих целей энергетические гели с кофеином.

Как питание и вода доставляются гонщикам на дистанции

Помощь команды во время прохождения этапа не запрещена, поэтому велогонщики могут получать воду, изотоники и еду прямо на ходу. 

Самый распространенный способ доставки выглядит следующим образом: лидер команды собирает заказы со всех остальных членов команды и отправляет одного из гонщиков в конец пелотона. Там он поднимает руку вверх, сигнализируя директору гонки, что ему нужна помощь команды. После того, как директор дает разрешение, машина сопровождения подъезжает к гонщику и выдает ему все необходимое. Затем спортсмен возвращается в пелотон и раздает припасы напарникам.

Другой способ обеспечения питанием – мюзетты, специальные сумки-мешки, которые надеваются через плечо. Команда формирует подобные пакеты с водой, изотониками, гелями, батончиками, фруктами и раздает их участникам команды прямо с обочины во время прохождения выделенных зон питания.

Особые правила касательно питания

Хотя помощь команды разрешена, тем не менее в правилах Международного союза велосипедистов есть свои ограничения:

  • Помощь с питанием запрещена на первых 30 и заключительных 20 километрах этапа.

  • Запрещено подкармливать гонщиков на последнем километре перед и на первых 500 метрах после промежуточных финишей (очковая классификация, классификация короля горы, бонусный спринт и т.д.).

  • Помощь с питанием запрещена на спусках с гор.

«Тур де Франс»: технический обзор. Карбон, дисковые тормоза, бескамерные шины. Насколько ваш велосипед далек от самых совершенных байков современности?

Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Фото: unsplash.com/Rob Wingate, Alex Motoc, Julia Topp; pexels.com/RUN 4 FFWPU; road.cc; youtube.com/user/VelonCC/