6 мин.

Как режиссер «Яйцеголовых» снял футбольный «Голый пистолет» и обозначил главную проблему английского футбола

Идеальная комедия перед стартом большого турнира

К 1996 у Англии закончились великие тренеры. За 50 лет со Второй мировой войны в национальной сборной работали 8 человек, в следующие 30 лет - девять. Из 21 тренера Зала славы английского футбола нет ни одного, чья карьера началась после 96 года, с 2010 в Зал славы не ввели ни одного тренера. А еще именно в 96 году в Англию приехал Арсен Венгер – первый великий иностранный менеджер в истории местного футбола. Он стал символом того, что больших британских тренеров стало критически не хватать. За исключением шотландца Алекса Фергюсона с 1996 года Чемпионат Англии не выигрывал ни один британский тренер. 

Этот дефицит проявился и на уровне сборной. 96 – год, когда в стране прошел Чемпионат Европы. Еще до турнира стало известно, что из сборной уйдет тренер Терри Венейблс (чемпион Испании с «Барселоной», обладатель Кубка Англии с «Тоттенхэмом»). И он действительно ушел, дойдя до полуфинала и не проиграв ни одного матча в основное время. Вместо него назначили играющего тренера «Челси» Гленна Ходдла. Его карьеру в национальной команде лучше всего описывает Гарри Невилл: «если бы только у Гленна Ходдла, помимо несомненного футбольного интеллекта, были еще навыки тренера-психолога… Когда дело касалось тактики, он умел очень подробно и понятно объяснить каждому игроку, чего он хочет… Проблема была в том, что Гленн никогда не был в таких же отношениях с игроками, как Терри Венейблс». Ходдл ругался с футболистами и требовал от них был более техничными, чем они есть.

Чемпионат мира 98 Англия закончила в 1/8 финала. После чего в сборную пришел Кевин Киган, чей игровой талант был куда выше, тренерского (это объединят их с Ходдлом). На Чемпионате Европы 2000 Англия не вышла из группы. Перед следующим большим турниром в стране пошли на радикальный шаг. В 2001 году впервые главным тренером сборной Англии стал иностранец – швед Свен-Йоран Эриксен (Чемпион Италии и обладатель Кубка кубков с «Лацио»). В этом же году вышел фильм «Майк Бассет: английский тренер» (реж. Стив Бэррон, 2001).

Уже на второй минуте фильма тренер сборной Англии (вымышленный) после поражения команды умирает от сердечного приступа. Это одновременно и отправная точка истории, рассказываемой в фильме, и едкая метафора ситуации в настоящей сборной, и предзнаменование чего-то фатального, намек любому, кто придет на смену ушедшему тренеру, как в мире произведения, так и в реальной жизни.

В поиске нового тренера Федерация футбола обращается в Италию, Францию и Испанию, но никто не соглашается работать со сборной Англии, они перебирает кандидатуры внутри страны, но у всех свои причины отказа: кто-то слишком говорливый (аллюзия на Брайана Клаффа), кто-то в тюрьме, кто-то шотландец (аллюзия на Алекса Фергюссона). Но большая часть просто отказывается. В итоге тренера находят в Чемпионшипе. Его зовут Майк Бассет, он только что вышел с Норвичем в Премьер-лигу, а теперь должен вывести Англию на Чемпионат мира.

Режиссер «Майка Бассета…» - ирландец Стив Бэррон. Он стал известен в 80-е, как автор музыкальных клипов: Бэррон снимал «Billie Jean» Майкла Джексона и «Take On Me» группы «A-ha». Среди других клиентов: Дэвид Боуи, Мадонна, Пол Маккартни, Род Стюарт, «ZZ Top». Полнометражный кинематограф узнал о Бэрроне в 90-е, когда он стал режиссером первой киноэкранизации «Черепашек-ниндзя» (1990), а затем и научно-фантастической комедии «Яйцеголовые» (в оригинале «Coneheads» – «Конусоголовые», 1993).

Для «Майка Бассета…» Бэррон выбирает форму псевдодокументалистики: имитация реальных съемок, ракурс камеры, преследующей героев, телевизионные интервью и пресс-конференции персонажей, закадровый голос рассказчика, стилизованного под ведущего новостей или типичного спортивного репортера. Как результат - комедия положений в жанре мокьюментари об иррациональности футбола

Стив Бэррон снимает клип «Billie Jean» Майкла Джексона

«Майк Бассет…» иронизирует над всеми футбольными процессами: тренерская работа, тактика, научный подход к футболу, тренировочный процесс, освещение в медиа, отношения с болельщиками, футбольный менеджмент – все подвергается насмешке. Основной метод – комедия положений, в которой все строится на случайном стечение обстоятельств. На уровне сцены: тренировка невидимым мячом, потому что все у помощника тренера в багажнике, а он уехал за покупками. На уровне персонажей: помощником Бассетта становится продавец поддержанных машин, который продолжает заниматься старой работой и в сборной. На уровне сюжета: само назначение тренера из второй лиги, подготовка к Чемпионату мира и выступление на турнире. 

Сарказм фильма легко проецируется на реальность, и в таких ситуациях возникает терапевтический футбольный юмор. Например, пародия на «руку Бога» и «гол века» от Марадоны, в фильме эти мячи забивают, конечно же, в ворота Аргентины. Связь с реальностью особенно заметна в узнаваемых типажах: в сборной есть пьяница и скандалист вроде Гаскойна, плейбой под тотальным контролем жены вроде Бэкхема, костолом вроде Винни Джонса, не забивающий уже несколько месяцев нападающий вроде Эмиля Хески, «близнецы» в центре поля (предсказание дилеммы Лэмпарда-Джеррарда) и, конечно, молодой талант – новая надежда нации (выбирайте любого от Оуэна до Фодена). Это именно типажи, хоть и имеющие прототипов, поэтому если вместо Хески вы увидите Йана Райта или Лэса Фердинанда, а вместо Винни Джонса Стюарта Пирса или Тони Адамса – это лишь докажет точность образов. 

Обилие мелких гэгов и богатых на нелепости диалогов сближают этот фильм с «Голым пистолетом» (реж. Дэвид Цукер, 1988), а Фрэнка Дребина (Лесли Нильсон) с Майком Бассетом (Рикки Томлинсон). Тренер был срисован с Грэма Тейлора (сборная Англии 1990-93), а сам фильм создавался как пародия на документалку об отборе на Чемпионат мира 1994, куда англичане не попали. Но персонаж вышел объемнее оригинала. Рикки Томлинсон похож на всех олдскульных английских тренеров сразу – в Майке Бассетте есть Хьюз, Брюс, Пьюлис, Моейс и, конечно, Сэм Эллардайс, с которым персонажа роднит не только внешнее сходство, но и драматическая судьба в сборной Англии.

В 2016 году сценаристы фильма Роб Спрэклинг и Джон Смит еще плотнее связали своего персонажа и реальность – они написали открытое письмо от лица Майка Бассета в поддержку Сэма Эллардайса: «…как многие из твоих предшественников: Стив Макларен, Гленн Ходдл, Кевин Киган, Грэм Тейлор, у тебя тоже нет крупных трофеев, поэтому ты идеально подходишь для этой работы».

В первой части фильма Майк Бассетт характеризует себя так: «я тренер старой школы: пишу состав на пачке сигарет и играю по схеме 4-4-2». Обе эти черты проявятся в дальнейшем – одна сделает из Бассетта клоуна, а другая – драматического клоуна. Результаты сборной Англии в фильме полностью игнорируют причинно-следственные связи. Ведь из всех игр, которые принято считать спортом, футбол – самая иррациональная и отрицающая логику, победителя в ей часто определяет случайность. Сопоставление комического (роль тренера сборной, социальная ответственность, переменчивость общественного отношения) и трагического (нервный срыв, проблемы семьи) в «Майке Бассете…» показывает абсурдность чрезмерно серьезного отношения к такому непредсказуемому процессу, как футбол.  Телеграм-канал автора: https://t.me/diegesismimesis