7 мин.

«Футбол – это холст». Прекрасный монолог Даниила Чалова, который придумал форму в стиле супрематизма 

Выбирал между Эль Лисицким и Малевичем.  

Чалов-старший не останавливается. Мы уже рассказывали о его любви к искусству и знакомстве «Витебска» с училищем Малевича и Шагала: в марте игроки сходили на экскурсию, представили в музее два комплекта формы и пообщались с болельщиками. 

Теперь Чалов вывел отношения спорта и искусства на новый уровень: во вторник клуб презентовал альтернативную форму, основа узора – агитационный плакат художника Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», впервые опубликованный в Витебске в 1920 году. Работать над комплектом начали в марте, а закончили почти через полгода – к началу августа.  

Чалов не только придумал смелую концепцию, но еще сам участвовал в дизайне и занимался производством. Ниже – монолог Чалова о том, почему важно через футбол говорить о вещах, которые лежат в других плоскостях, и что чувствуешь, когда создаешь радикально новое. 

***

Эта история родилась из соединения моих увлечений: футбола и искусства. И они соединились в Витебске. А Витебск – это город художников. Когда я сходил в музей Витебского народного художественного училища, узнал, что исполняется 100 лет авангардному движению УНОВИС – в нем состояли, например, Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий.

Подумал, что это нужно как-то закрепить в сознании. А когда пришел в музей в очередной раз, в сувенирной лавке познакомился с директором. Сказал ему, что это одно из лучших мест Витебска и что не понимаю, почему оно нераскрученное. В городе должен быть культ искусства, и это место – прекрасная точка, в которой есть и история, и мультимедийность, и идея. Когда он узнал, что я играю в футбол, мы разговорились и поняли: нужно сделать что-то объединяющее футбол и искусство.

Через некоторое время, уже в январе 2020-го, мы встретились снова и начали разговаривать конкретно: у меня было несколько идей, один из пунктов – уникальная форма. Дословно называлось так: «3-й комплект в стиле супрематизм». Директор подсказал, что в минском Центре белорусско-еврейского культурного наследия есть отличные ребята, которые мыслят со мной в одном направлении, хотят развивать искусство и адаптировать его под наши реалии. Они как раз работали над проектом «УНОВИС-100» – в честь 100-летия объединения.

Так я познакомился с куратором Майей. Сказал ей, что нужен дизайнер, который мог бы нарисовать форму. В том же музее дизайнер и нашелся – Владимир Горз. У нас было два варианта: Малевич и Лисицкий. Я предложил Лисицкого, потому что работу «Клином красным бей белых!» считаю очень сильной. 

На этом плакате – движение. И спорт – постоянное движение. Это как раз объединяет искусство и спорт – там вечные метаморфозы. Треугольник и круг – одни из ключевых фигур супрематизма. Причем Лисицкий их использовал почти везде, с первых работ. В одном из первых вариантов формы было написано не «Бей», а «Забей». Но мы решили, что забить можно кое-что другое, а наше послание – бить по мячу. Другие слова – «клином», «красным» и «белых» – отбросили, чтобы избежать лишних смыслов. Они не нужны в данном контексте. Получилось переосмысление. Время меняется, смыслы меняются, но искусство и спорт – вне времени.

На самом деле у этой работы много внутренностей. Если человек собирается мимолетно смотреть на форму, он не получит удовольствия. Здесь нужно погрузиться в процесс, узнать, что скрыто за этой работой и почему она живет уже 100 лет. В моем понимании, это не просто госзаказ, в этом плакате – перманентное движение, весь супрематизм. Это движение создает мир, управляет им. При этом оно не подстраивается под контекст. Условно, 100 лет назад люди видели так, а сейчас увидят по-другому. И мы вправе сами решать, каким будет это движение.

В этом и смысл абстракции. Почему я люблю супрематизм? Потому что люди заявили миру: у нас нет привязки к изображению, мы предлагаем чувствовать. Мне кажется, в этом и есть сила: кто-то увидит бутсу и мяч, кто-то – плакат, кто-то – половой акт, кто-то – сотворение мира. В этом и кайф искусства.

Работа над формой началась в марте, а закончилась ближе к августу. Дизайнер прислал макет, мы вместе его докрутили, переосмыслили нюансы и детали. Созванивались втроем с Майей и Владимиром. Был, например, момент с логотипом: Владимир сделал его с правой стороны, потому что так было органично, и фигура оказалась чуть выше. Я сказал, что логотип обязательно нужно поместить налево, и чуть ниже расположить плакат. Примерно спустя неделю правок мы пришли к финалу – в мае макет был готов.

Потом была эпопея с производством, потому что, если не погружаться в процесс, в России нелегко сделать качественную форму. Большие компании, которые занимаются большими тиражами, задачу брали неохотно – из-за маленького тиража (заказывали только на команду). Тогда мы обратились в питерскую компанию поменьше, но качество работы нам не подошло. Потом обратился в Москву, но там вообще отнеслись не очень серьезно – видимо, тоже из-за небольшого тиража.

В итоге мы попросили проверенного человека. Он делал очень крутую форму для нашей команды «Ничего обычного» – на мой взгляд, лучшую форму Кубка Селебрити. Этот чувак, Антон Гриб – энтузиаст из Саратова, который думает о деталях. Он глубоко погружается в процесс и советует, как лучше: вот здесь бы сделать как у Nike, вот здесь нужны такие вставки, а здесь другие. Мы – «Ничего обычного» – полностью взяли производство на себя. Уже сейчас форму можно купить на нашем сайте

Подготовили фотосессию и промо-ролик – это важная часть проекта, здесь есть высказывание и смысл, который я закладывал. Огромный респект всем, кто помогал в этом. В очередной раз убедился, что в любом месте есть люди, которые хотят делать жизнь вокруг лучше. Нужно просто дать пас в нужную зону.

Майя рассказала о проекте правнучке Эля Лисицкого – Валерии. Она сразу нас поддержала. После презентации перекинулись с ней парой слов, сошлись на том, что получилось круто. Так вышло, что сейчас не только 100-летие УНОВИС, не только 60 лет клубу «Витебск», но и 130 лет Лисицкому. Настоящий парад планет. Возможно, так и должно было случиться, потому что у супрематистов есть заявление: «Нас поймут через 100 лет». Прошло 100 лет – и на форме появилось супрематическое изображение.

Некоторые говорят, что это выглядит чем-то радикально новым, но мы же не про обычное. Думаю, у меня есть преимущество, потому что я нахожусь внутри процесса. Преимущество перед людьми, которые делают что-то для спорта, но наблюдают снаружи. А у меня каждую неделю игры и каждый день тренировки. Я выхожу на поле, а потом делаю вещи, вдохновляясь игрой. То есть я пытаюсь понять и футбольный «Витебск», и Витебск как место. Я не думал о том, чтобы сделать что-то хайповое и революционное. Это было важно по-человечески.

Я не хочу просто существовать и проходить мимо, как это иногда происходит в спорте и в жизни. Футбол приковывает огромное внимание – хочу, чтобы он показывал и другие ценности, которые есть вокруг. Верю, что люди, которые раньше бы не задумались, теперь обратят внимание, что в Витебске жили великие художники, существовало важное для истории объединение. Что в этом городе прекрасные музеи. Что есть такое направление как супрематизм. То есть с помощью футбола можно говорить о чем угодно.

Футбол – это холст. Вопрос только в том, что нанести на этот холст.

После презентации формы у меня необычное ощущение: наконец-то ты родилась. Я еще не был отцом, было бы интересно узнать, как себя ощущает мужчина, когда у него рождается ребенок. Наверное, первое время не осознает.

Главное – прежде всего, я профессиональный футболист и впереди еще много матчей. Я хочу чтобы игра, которой я отдаю большую часть жизни, притягивала разных людей. И чтобы люди чувствовали себя частью игры.

В новой форме мы играем 4 октября в Кубке. Мы будем бить. Бить по мячу. Включайтесь.

Чалов-старший влюблен в живопись. Задумал ребрендинг своего «Витебска» в стиле супрематизм и подружил клуб с училищем Малевича и Шагала

Место, где можно купить форму. И другие классные вещи 

Фото: instagram.com/fc.vitebsk.by

Какой лучше выбрать зимний пуховик: наша подборка топ-5 в 2020 году.

Какие зимние кроссовки выбрать: наша подборка топ-5 в 2020 году