7 мин.

Мой любимый гол в РПЛ (рывок с центра, глум над защитниками и парашют) Аршавин не праздновал – из-за продажи Быстрова в «Спартак»

Кислое лицо как бонус.  

В 2005-м мне было 9, и я впервые попал на большой футбол, приехав с родителями в Петербург из родной Республики Коми. В конце июня «Зенит» играл с «Москвой», и на «Петровском» я почувствовал себя счастливым. Это не преувеличение, восхищало буквально все: путь от метро до стадиона в толпе поющих людей, мой первый шарф, кажется, за 150 рублей, и поле, которое лежало намного ближе к трибунам, чем казалось по телику. 

На стадионе было так громко, зрелищно и уютно, что я просто не понимал, как «Зенит» вообще может проигрывать в Петербурге. Закончили 2:2, а забили Денисов и Спивак – помню это до сих пор. Через две недели я уже был дома, а «Зенит» принимал «Амкар» и устроил из матча целое шоу: скорости из «Формулы-1», хет-трик Аршавина и издевательские 5:1. Это была эйфория, но кое-что немного подавляло радость: меня не было на стадионе, я не видел разгрома вживую и не узнал, что происходит, когда «Зенит» побеждает вот так монументально. 

Отдельно мучило, что именно в том матче Аршавин забил самый прекрасный для меня гол в РПЛ. 

И за 15 лет ничего не изменилось. 

Хет-трик Аршавина «Амкару» – это высказывание. Его так злил переход Быстрова, что он сам не знал, останется ли в «Зените»

Огромную роль играет контекст: матч с «Амкаром» был через три дня после перехода Быстрова в «Спартак», Петербург гневался не только на игрока, но и на клуб, который допустил предательство. Быстров пытался объяснить, что здесь ничего личного, и дело исключительно в ужасных отношениях с Петржелой, но, конечно, полузащитника уже никто не слушал.  

«Что мне оставалось делать после того, как Петржела заявил, что я команде больше не нужен и больше прогрессировать как футболист не буду? – исповедовался Быстров «Невскому спорту». – Сейчас он утверждает, будто не говорил такого, но те, кто читал тот номер «Спорт-Экспресса» (Петржела действительно так сказал в интервью газете – Sports.ru), понимает, что тренер противоречит сам себе. Историю с моим переходом вообще повернули таким образом, что сделали меня виноватым, мол, сам ухожу из команды.

После тех слов Петржелы уже хотел уйти. Ведь иначе бы я весь второй круг играл за дублеров и потом, возможно, уже никому бы не был нужен. Подобное уже происходило со многими питерскими футболистами, незаслуженно изгнанными из «Зенита» с клеймом бесперспективных.

– Почему выбрали именно «Спартак»? 

– Да не выбирал я никого. Все произошло спонтанно, буквально за несколько дней. Просто «Спартак» оказался первым, кто захотел меня приобрести. Других вариантов не было, и я ухватился за этот. Ведь вполне возможно, что за те деньги, что за меня хотел «Зенит», других покупателей не нашлось. И тогда мне светил все тот же дубль».

В «Зените» были люди, которые переживали из-за трансфера не меньше самого Быстрова – это Аршавин и Денисов, его лучшие друзья в команде. Особенно волновался Аршавин: он даже встречался с гендиректором Ильей Черкасовым и председателем совета директоров Давидом Трактовенко, чтобы убедить повлиять на Петржелу, но ничего не вышло. 

На первой тренировке после трансфера на базе в Удельном парке было напряженно. Аршавин поругался с капитаном Радимовым, который обиделся, что ни Аршавин, ни Быстров не посвятили его в детали перехода. «Я сделал вывод, что Быстрову, а я участвовал в его становлении, наплевать на мое мнение», – объяснял Владислав.  

Ссора быстро погасла, а расколол стресс «Зенит» как раз в матче с «Амкаром». Петербуржцы не побеждали в четырех играх подряд и выплеснули все, что накопилось. 

Это был день Аршавина. 

Во-первых, насладитесь его вторым голом, где он убрал троих защитников. А во-вторых, обратите внимание, что Андрей не отпраздновал ни один из мячей – и это был жест в поддержку Быстрова. «Если мои слова что-то значат в нашем городе и им доверяют, я вполне ответственно заявляю, что он не хотел уходить из «Зенита», – сказал после матча Аршавин «Спорт уик-энду». – Поэтому можете расценивать мое выступление как протест. Все было сделано так, чтобы он ушел». 

В конце интервью Аршавин добавил, что тоже может покинуть клуб и признался, что знает, сколько за него готов выложить «Спартак». Подвисшая на «Зенитом» тревога быстро достала Радимова, и он предложил боссам план примирения. Через день Трактовенко, Петржела, Радимов и Аршавин собрались в ресторане, чтобы обсудить претензии друг к другу. 

«Хоть каждый и остался при своем мнении, но, думаю, стало полегче», – рассказал тогда Радимов. Только другие участники с ним не согласились. «Не понимаю, зачем была нужна эта встреча, – удивлялся Петржела. – И почему Владик так переживал, не хотел быть капитаном, тоже не понимаю. Это разница русского и чешского менталитетов. Что произошло? Да ничего!» 

«Мне эта встречал не дала ничего, – сказал Аршавин. – На ней подтвердилось все, что я думал и знал. В лицо и честно там, на мой взгляд, говорили два человека. Кто – говорить не буду».

И все же встреча, видимо, подействовала, потому что Аршавин остался в Петербурге. 

Дозвонились вратарю «Амкара» и защитнику, от которого легко убежал Аршавин. Он говорит, что даже сфолить на нем было нереально 

Почему я влюбился именно в третий гол, а не, например, во второй – тоже очень красивый? Потому что третий гол – это портрет всего, что Аршавин умел на поле. 

Скорость. Он рванул со своей половины и легко обогнал на дистанции защитника Алексея Попова, хотя изначально тот был ближе к мячу. 

Техника и изящество. Аршавину понадобилось всего одно касание, чтобы растерзать другого центрального Дмитрия Пятибратова. Кажется, он даже не понял, куда делся мяч. 

Интеллект. Андрей детально проанализировал эпизод, хотя гнал к воротам на огромной скорости. Заметил, что вратарь Алексей Степанов далеко, и можно решать, не заходя в штрафную. 

Наглость и неординарность. В РПЛ боятся лишний раз включить дриблинг, но Аршавин обожал дерзить – вот и здесь элегантный парашют над кипером. 

 

Чтобы понять, почему Аршавина никто не остановил, я позвонил защитнику Алексею Попову (это он проиграл забег с центра поля) и вратарю Алексею Степанову.

«Я хорошо помню тот матч – когда столько пропускаешь, это всегда запоминается, – рассказал Степанов. – Андрюха тогда был злой из-за Быстрова. И всю злость на нас выместил. Он отлично понимал партнеров, а они его. Здорово открывался, всегда находил свободные зоны и оказывался в нужном месте в нужное время. Когда он получал мяч в штрафной, его было не остановить: жестче сыграть нельзя – будет пенальти, а чисто отобрать почти нереально. Из штрафной ему не нужно было бить сильно, главное – попасть. И он всегда выбирал идеальный момент для удара. 

Возможно, я тогда и рассердился на защитников, но выяснять отношения не хотелось. Мы все были виноваты. Не только защита и вратарь, но и полузащитники, которые не страховали». 

«У Аршавина такие антропометрические данные, что с ним очень тяжело бороться, – объяснил Попов. – У него низко посажен корпус, невозможно сбить с ног. Когда ты вроде пытался у него выбить мяч, он отскакивал к нему обратно, и это тебя будто расслабляло. Когда бьешь его по ноге или толкаешь в корпус, который у него намного ниже, чем у тебя, думаешь, что сейчас он упадет и свистнут фол. Но он бежит дальше и уходит от тебя. Все решает секунда».

И эти секунды делали Аршавина королем нашего футбола. 

Любимый гол Глеба Чернявского: навес тюнингованного Калиниченко и серебряный удар Титова мимо Овчинникова 

В 1988-м Карпина заставили перейти в ЦСКА угрозой: либо соглашайся, либо будешь охранять зэков в Сибири

«Зенит» никогда не станет чемпионом». 15 лет знаменитой фразе Петржелы, который считал, что Петербург душат судьи

Фото: fc-zenit.ru; globallookpress.com/Alexander Wilf/Russian Look