9 мин.

В «Ф-1» грядет битва «Ред Булл» и «Феррари»? А как же другие команды?

Разбираем данные тестов.

В «Формуле-1» закончились предсезонные тесты – в этом году командам предоставили всего 3 дня на трассе первого этапа в Бахрейне для обкатки новых машин, ведь технический регламент почти не менялся.

По чистому темпу формально победила «Феррари», за ней – «Мерседес», «Кик Заубер» и «Ред Булл».

По километражу же первенствовал «Хаас» – а следом вновь Скудерия и действующие чемпионы мира.

 

Однако сравнивать по чистым лучшим временам, конечно, не слишком справедливо: в зависимости от времени выезда на трек и дня температура асфальта могла колебаться, а также необходимо учитывать и разные составы покрышек – например, разница между C3 и С4 заключается в 0,6-0,7 секунды с круга.

Поэтому «Формула-1» собрала все доступные репрезентативные короткие отрезки, пересчитала их к условному одному составу и предполагаемой топливной загрузке и внесла коррективы к температуре асфальта (с корреляцией по средним замерам скоростей в поворотах по GPS) – рейтинг квалификационного темпа вышел следующим.

Лидер – «Ред Булл», «Феррари» отстает в среднем на 0,22 секунды с круга (теоретически отыгрываемые героизмом пилотов и настройками), «Макларен» уступает 0,38 секунды (уже за пределами «дополнительных» условий), «Мерседес» – 0,56 секунды, а дальше: «РБ» – 0,72 секунды, «Астон Мартин» – 0,84 секунды, «Альпин» и «Заубер» – 1,03 секунды, «Уильямс» с отставанием в 1,11 секунду и «Хаас» замыкает рейтинг с 1,3 секунды.

Но нужно иметь в виду, что средние результаты учитывают усилия обоих пилотов в одной команде – как и потенциально блестящих квалифайеров, так и их достаточно средних напарников. Вторые могут слегка «замедлять» общий результат.

Гоночный темп по симуляциям и длинным отрезкам с той же логикой вновь констатировал победу «Ред Булл» – со внезапным вторым местом «Мерседеса»!

Однако… На самом деле, не все эти показатели – как и многие другие инсайдерские и расчетные цифры в любых других изданиях – служат по-настоящему адекватным рейтингом хотя бы приблизительной расстановки сил. Дело в том, что нужно признать: в реальности сейчас ее практически невозможно прикинуть для всех команд.

Тесты-2024 вышли чуть ли не самыми нерепрезентативными за последние годы. Да, казалось бы, в годы стабильного регламента у всех должны быть примерно те же машины и программы, но… Оказалось, нет: из-за сокращения времени испытаний до трех дней каждая команда теперь вносит определенный набор изменений в болид и целенаправленно обкатывает именно его, размывая общую картину. Программы часто фрагментируются и разваливаются, и сводить их в общую картину крайне сложно. Если план заключался в том, чтобы сделать итог максимально запутанным и интригующим – то у авторов регламента все вышло.

Например, только в этом году при оценке всех рейтингов и данных нужно иметь в виду как минимум это:

  • «Альпин» опять откатала только на жестких шинах и не пойми чем занималась – это традиционная стратегия третий год подряд, и в прошлом году она тоже оказалась как бы в серой зоне. Кстати, тогда такая концентрация ничем не помогла – а ведь осенью и зимой машину переделали так радикально, что от нее остался только руль.

  • «Хаас» катал только длинные отрезки с высокой топливной загрузкой с попыткой разобраться с шинами. Только в последний день попробовали поэкспериментировать с короткими отрезками, но времени оставалось немного.

  • «Макларен» тоже выбрал более жесткие шины – потому не очень не понятно, как оранжевая машина в принципе способна взаимодействовать с треком при большом уровне сцепления и какой потенциальный темп. Команда столкнулась с парой проблем с надежностью, но из-за разницы в составах их проскальзывания на треке могут значит совсем не то же самое, что и у соперников.

  • Новые боссы «РБ» Петер Байер и Лоран Мекьес прямо заявили, что особо не тестировали разные настройки и темпы, а просто собирали как можно больше данных о машине, чтобы использовать для корреляции, понимания техники и дальнейших обновлений.

  • «Мерседес» так ни разу и не взялся за полноценную симуляцию гонки – все его выезды более-менее длительные отрезки составляли прокаты примерно на 10 кругов подряд, потому сопоставление с соперниками – чистые комбинации из таких отрезков и симуляции. Насколько реально W15 работает с покрышками и на каких топливных загрузках – абсолютная загадка.

Но некоторые выводы сделать все же можно!

«Ред Булл» против «Феррари» – главная интрига старта сезона

Два топа и по скорости, по надежности – причем у «Ред Булл» больше не было преимущества в некоторых типах поворотов, а скорость на прямых выглядела примерно одинаковой при cхожей топливной загрузке, и при предположительно равной активации мотора.

Да, у RB20 сохранилось невероятное преимущество по эффективности шасси и наивысшая прижимная сила – Ферстаппен все еще забирает все быстрые повороты и связки, однако теперь у Скудерии есть чем ответить и контратаковать. Прямо как в начале 2022-го.

Но главное – невероятно стабильный гоночный темп. «Феррари» действительно перестала пожирать резину – «мы теперь на другой планете» (с) Фредерик Вассер – и тоже нашла способ убрать уязвимость к ветру.

И нужно понимать: все-таки речь именно о Бахрейне, и на других треках с большим количеством медленных поворотов алая машина внезапно может оказаться фаворитом. На усредненном круге RB20, возможно, слегка ее превосходит, но уже не радикально. Все зависит от подбора настроек, формы пилотов, стратегии, работы команды на пит-стопе и даже немного удачи с погодой и флагами – повлиять может даже мелочь. До первой волны обновлений точно нельзя сказать, что «Ред Булл» уже чемпион.

«Астон Мартин» вряд ли будет на подиуме так же часто, как в 2023-м, но останется в среди топов

К сожалению, прогресс «Феррари» и частичное искоренение проблем «Мерседеса» уменьшает вероятность увидеть Фернандо Алонсо в топ-3 чаще – ведь на подиуме только три места, и на них прежде всего будут претендовать обе машины Скудерии и «Ред Булл».

Однако зеленый болид AMR24 все еще останется в зоне досягаемости в случае осечки у любого из фаворитов: в последний день тестов №14 выдал феноменальную гоночную симуляцию на самом жестком составе С1. При сложении трех его отрезков на 57 кругов дистанции выйдет отставание от лучшего «Ред Булл» всего в 16 секунд – в 2023-м такого хватало для подиумов.

39 кругов из этого отрезка вообще уложились в промежуток 1.36,7-1.38,0: почти на уровне Ферстаппена. Босс «Астон Мартин» Майк Крак отреагировал фразой в стиле: «Все прошло даже слишком гладко для нас». Команда сделала рывок, просто из-за прогресса остальных формально осталась на месте.

«РБ» возглавит середняков

Даже несмотря на «просто сбор информации», новый облик второй команды «Ред Булл» сумел удивить.

  • VCARB01 держал дорогу под порывами ветра лучше всех середняков – почти на уровне «Ред Булл».

  • Риккардо после долгого поиска траектории нашел такую линию, что входил в быстрые повороты «почти на уровне «Ред Булл».

  • Финальная гоночная симуляция Риккардо оказалась на уровне Пиастри из «Макларена» и лишь чуть хуже Албона на обновленном «Уильямсе».

  • При сравнении «РБ» с «Уильямсом» и круг Цуноды оказался лучше, и времена по расчетам «Ф-1». Судя по всему, в хороший день ребята в голубом смогут даже погоняться за Строллом с «Мерседесами».

Но это если «РБ» и правда просто так «собирала информацию ради будущих обновлений», а не катала во всеоружии ради новых спонсоров. Поскольку «Заубер», судя по всему, занимался именно поездками ради отметок в протоколах и трансляции – больно сильно коррелируют хорошие отзывы об управляемости и высокое место в протоколе со средненькими итогами расчетов и симуляций.

«Хаас» обречен. И «Альпин» тоже

«Хаас» даже после 400+ кругов показал худшую симуляцию гонки. Шины все еще с ревом стираются об асфальт в быстрых поворотах, судя по свидетельствам очевидцев с трека. Может, часть проблем решена или стала менее суровой, но соперники просто прогрессируют быстрее – американцам вновь придется надеяться только на квалификации, спринты, красные флаги и удачу.

Хотя немецкий AmuS, например, выбрал «Альпин» главным аутсайдером – «машина слишком тяжелая, аэродинамически неэффективная, медленная на одном круге и на длинных отрезках». «Хаас», на их взгляд, хотя бы демонстрировал прогресс, пока французский заводской коллектив катал так, что «самые котируемые в паддоке инженеры, по слухам, уже на чемоданах».

С другой стороны, вы же помните про особый план и полностью новую машину, верно? Причем плотность именно в подвальной пятерке ожидается фантастической – вполне вероятен сценарий с новым аутсайдером на каждом Гран-при. Как и с фаворитом среди середняков. Как и с лидером.

«Решетка теперь так сблизилась, что сегодня можешь быть вторым, а завтра – десятым, – главное резюме тестов от шефа гоночной команды «Макларена» Андреа Стеллы. – Все зависит от пары десятых секунды».

Мы же этого и ждали все эти годы от нового регламента, верно?

Читайте также:

Фото: Hoch Zwei Photoagency, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press