Помните, Путин ездил на болиде «Формулы-1»? Мы проверили – это фэйк
В Гран-при эта машина точно не участвовала.
В ноябре 2010 года федеральные каналы с гордостью показали удивительный сюжет: на тот момент премьер-министр России Владимир Путин запрыгнул в болид «Ф-1» и разогнал его до 240 км/ч по одному из аэродромов Ленинградской области (судя по всему, по «Ржевке»).
Для создания благостной обстановки даже привлекли комментаторов Дмитрия Губерниева и российский голос «Формулы-1» Алексея Попова.
«Председатель правительства провел несколько часов за рулем настоящего болида команды «Рено», – заявил Губерниев на всю страну по каналу «Россия 2».
Тест-драйв для премьера организовали в честь акции, приуроченной к поддержке подписания соглашения о проведении нового Гран-при в Сочи: «Ростехнологии», связанные с концерном «Рено» через долю в АвтоВАЗе, договорились о праздничной выставке французской гоночной техники для жителей Санкт-Петербурга. 6 ноября 2010 года каждый мог прийти и взглянуть на шикарные машины, а уже 7 ноября их в свое распоряжение на полдня получил Владимир Путин.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/ee/52ddd08ac47a69cd9a7244659d8bc.jpeg?f=webp&q=90)
Тем не менее в комментариях под каждым роликом о заездах нынешнего президента можно найти сомнение в классе протестированной машины. Журналистов федеральных телеканалов обвиняют в прямой лжи и искажении фактов – якобы Путину достался совсем не актуальный болид из «Формулы-1», а какое-то чудо из молодежных серий. Давайте разбираться, где же правда.
На чем конкретно ездил премьер
Если тщательно и долго изучать все доступные ролики RT, «России 2», «России 24» и фотографии из открытых официальных источников (например, с личного сайта нынешнего президента), можно обнаружить очень интересную вещь. Путин по сути ездил не на двух, а на трех разных болидах – причем на видео попал еще и четвертый.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/63/3312179ff48af956a69be502b3693.jpeg?f=webp&q=90)
Вот первый – с гордой подписью про тесты машины «Формулы-1» внизу на сайте самого президента.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/32/5e4bae2994d92b5663406f084a034.jpeg?f=webp&q=90)
А это уже вторая машина.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/37/fea9766924ae68c6efc84b99110c2.jpeg?f=webp&q=90)
Обратите внимание на низкое днище, форму антикрыла и отсутствие дефлекторов (аэродинамических элементов между передними колесами и воздухозаборниками).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/15/a1f4de6674f5b93cfb6ca6de84859.png?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/5d/70b3ae3f44d70a5e1317a524af792.jpeg?f=webp&q=90)
Была и третья машина.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/55/fd3d8b6ab4d02840d87252d44689e.png?f=webp&q=90)
Впрочем, на несколько мгновений в телерепортаже мелькнула и четвертая!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/03/61dba05ec4a0aa8cdbe6041a90170.jpeg?f=webp&q=90)
Вглядитесь в форму и высоту антикрыла – крупным планом такого больше не показывали. Также взгляните на покатую желтую деталь сразу за антикрылом – судя по всему, так выглядят дефлекторы, которых нет на остальных машинах.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/cb/5550df2964e2ab216de8d7eb3983e.png?f=webp&q=90)
Точнее сказать трудно, ведь данную модель так и не показали поближе.
С другой стороны, в репортаже «России 24» о самой выставке крупным планом мелькнула весьма похожая машина.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/76/5b5ff62e94185a6d87ea330cda306.jpeg?f=webp&q=90)
Но носовую часть и верхний воздухозаборник редакторы новостей почему-то заблюрили. Зато главными отличительными чертами машины стали форма переднего антикрыла и боковые дефлекторы (зона за передними колесами).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/32/ca8e18f754c5eb7b833717423890e.png?f=webp&q=90)
Путина на такой машине мы не видели.
Где-то здесь есть болиды «Формулы-1»?
Хороший вопрос, на который трудно сходу ответить однозначно. Давайте разбираться.
Сюжет про Путина и болиды появился в ноябре 2010 года – следовательно, актуальная машина «Рено» R30, которую пилотировал на Гран-при Виталий Петров, сразу же исключается. Никаких теорий заговора: просто в «Ф-1» не дают действующие болиды под подобного рода заезды.
R29 из 2009 года выглядит вот так.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/96/d1a35229a48cea5d3deb570ba39bb.jpeg?f=webp&q=90)
R28 из 2008-го тоже и близко не подходит.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/c7/c2b72ea8e4a83af467aa1ae0d3a0a.jpeg?f=webp&q=90)
R27 2007 года слегка напоминает формой антикрыла четвертую машину.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/fe/309994b45484392d2c85c011aaa33.jpeg?f=webp&q=90)
На форме сходства и заканчиваются.
С чемпионским R26 Фернандо Алонсо примерно та же история.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/96/b62518238492f91390327a61bf38c.jpeg?f=webp&q=90)
Но он вряд ли попал бы на какие-либо выставочные заезды, поскольку все экземпляры разобраны по музеям гоночной истории – в том числе и самим испанцем.
Сходства появляются только с машины R25 2005 года.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/75/7d8dc4678405a895fcceb363c63b6.png?f=webp&q=90)
Но в ней абсолютно другие воздухозаборники, а в гребне нет «треугольника». Кстати, этот болид тоже стоит в музее Алонсо в Овьедо.
R24 2004 года выглядит чуть более похожим в зоне антикрыла.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/7c/e914a04ff487f819ae09bb9ae8791.png?f=webp&q=90)
Но снова в глаза бросается трапециевидный верхний воздухозаборник, совершенно другие боковые входные отверстия и слишком задранные рычаги подвески.
Про R23 2003 года можно сказать то же самое.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/06/25072f86d4689a49937a1a22dffb7.png?f=webp&q=90)
R22 2002 года выглядит еще чуть более похожим по общему силуэту, но остальные различия все еще заметны.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/c7/a872d079943d6afe8930216c72699.png?f=webp&q=90)
На R21 2001 года тоже видны отличия.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/3c/6b5e430644484ae4d1083389fa339.png?f=webp&q=90)
В200 2000 года похожа носом и силуэтом антикрыла, но снова не подходит по всем воздухозаборникам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/c1/58fe48ef143c6a86837ab676c4417.png?f=webp&q=90)
А к B199 1999 года стоит присмотреться повнимательнее.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/9d/362e55b6c4096b545183f54345037.png?f=webp&q=90)
Хоть форма верхнего воздухозаборника и все еще отличается, но очень схожие нос с антикрылом заставляют подумать именно на эту машину.
Но особенно приковывает взор боковые входные отверстия – они максимально похожи на те, что мы видели на третьей машине Путина и четвертой неизвестной машине.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/32/ca8e18f754c5eb7b833717423890e.png?f=webp&q=90)
Правда, это уже не «Рено» – B199 сконструирован и произведен «Бенеттоном» еще в тот период, когда о возвращении французской марки на стартовую решетку «Ф-1» не было даже разговоров.
Далее – В198.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/8a/090776aac40f18565b66769c1e2f8.png?f=webp&q=90)
Судя по форме носа и воздухозаборников, уже совсем не то. Более поздние машины проверять тем более бессмысленно из-за других регламентов.
Ходили слухи, что Путину просто выдали шоукар AP04 2001 года, купленный «Рено» у разорившейся команды «Прост», но опять же – ни воздухозаборники, ни сложная подвеска не выглядят похожими.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/cf/64fc7cfe44962b604cc03ccd1fb52.png?f=webp&q=90)
К слову, и звук моторов совершенно не похож на рев V8 или V10 из «Формулы-1».
Вот как орет V8.
А это – незабываемый визг V10.
Ни в какое сравнение не идет с записями федеральных каналов и RT.
В принципе, данных уже достаточно, чтобы заключить: ни на каком «настоящем болиде «Рено» для «Формулы-1» (цитата Губерниева) или «машине, участвующей в Гран-при» (цитата ведущего «России 24») Путин не ездил. Лишь одно соревновательное авто слегка похоже на технику, в которой Путин проехал несколько метров на камеру, да и то оно сконструировано не «Рено» и точно не содержало под кожухом моторного отсека силовую установку для Гран-при.
На чем же тогда ездил премьер?
C первой машиной все просто: это болид «Формулы-Рено 2.0» – серии европейских молодежных чемпионатов под эгидой французского автопроизводителя. Их выпускает фирма «Татуус» аж с 2000 года – вот как они выглядят и по сей день.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/a7/0399c7cb449f2be813fb94900d217.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/1e/829eab7884bab9ac4ac3c90f3c303.jpeg?f=webp&q=90)
В такой стоит четырехцилиндровый мотор мощностью всего 190 л.с. Она достигает максимальной скорости в 230 км/ч. За почти два десятилетия продано около 850 экземпляров – и да, ни одна из них не участвовала в Гран-при. По мощности занимает промежуточную ступень между «Формулой-4» и «Формулой-3».
На вторую машину, опробованную премьером, похож еще один «Татуус» – FRV6, разработанный в 2003 году.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/fb/a3991f9db4bb3bea3392fc45dfd30.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/fb/e583f39354b02bd825941deac9ee3.jpeg?f=webp&q=90)
Но еще сильнее второй болид походит на модификацию той же машины для азиатской «Формулы-Рено V6», проводившейся с 2006 по 2009 годы. Чемпионат использовал данную версию FRV6 в первые два сезона.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/28/9cdce95e540b7b801ece6fa83c204.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/64/ab77c57bd46a7aa4d7bfc4abf2bec.png?f=webp&q=90)
Машину окрасили в ливрею команды «Рено» из 2010-го, что сильно затруднило опознание (особенно в зоне боковых воздухозаборников), поставили упрощенное переднее антикрыло и добавили новое заднее антикрыло вместе с нижней пластиной из европейской версии, чтобы сделать машину более похожей на «Формулу-1». Также на фото хорошо видна внутренняя форма верхнего воздуховода: большое входное отверстие переходит в маленькое через несколько сантиметров – и как раз оно в точности повторяет форму воздуховода машины, на которой катался Путин. Дефлекторы с машины тоже сняли, но днище выступает как раз примерно на тот же уровень. Форма носа и подвески практически идентична.
По мощности азиатский FRV6 все еще далек от «Формулы-1»: в нем стоял 3,5-литровый шестицилиндровый мотор, вырабатывавший 370 л.с. Прислушайтесь к его реву из хайлайтов гонок – один в один болид Путина.
Максимальная скорость модификации составляет 275 км/ч – уровень болида примерно соответствует продвинутой «Формуле-3».
Третья машина Путина в самом деле напоминает B199 из 1999 года. Правда, в таком случае на «Бенеттоне» заменили верхний воздухозаборник и заднее антикрыло, чтобы привести болид к схожему виду с предыдущим, а также убрали зачаточную версию дефлектора. Впрочем, Путин катил на нем только в самом конце не особо долго, не очень быстро и совсем не громко – в Гран-при и эта машина точно не участвовала.
Четвертая машина фактически может быть чем угодно. Она лишь на несколько секунд мелькнула на горизонте, а потому абсолютно невозможно определить модель и пилота. С другой стороны, она похожа на выставочную модель, которая выглядит как В199 c более современными аэродинамическими элементами. Тогда «четвертая машина» и «третья машина» вполне могут оказаться одним и тем же шасси для Гран-при с разным обвесом – «подиумную» версию просто попытались сделать более похожей на машины «Ф-1» из конца 2000-х, а для кадров с президентом ее вернули в первоначальный вариант. Вероятно, осовремененный обвес держался не настолько надежно, чтобы с ним двигаться.
Новости о самой выставке как раз и содержат информацию о составе предоставленной «Рено» техники: якобы французы привезли два болида для молодежных серий и один – для Гран-при. Однако репортажи федеральных телеканалов и даже сайт Кремля называют любую машину в кадре участником «Формулы-1» – скорее всего, для создания положительного образа безмерно талантливого премьера, способного на все. Основной расчет заключался в неграмотности публики: вряд ли равнодушный к автоспорту человек в 2010-м сможет навскидку отличить машину 99 года от старой топовой молодежной серии. Чего уж там, при создании этого расследования пришлось отсмотреть и сравнить несколько сот фотографий и роликов самых разных чемпионатов из разных сезонов.
Неподготовленный человек может пилотировать болид «Формулы-1»?
Топовая гоночная техника не просто так считается сложнейшей в мире: малейший перебор с нажатием на педаль газа ведет к развороту, а слишком медленная езда может закончиться заглохшим мотором. Людям, никогда не сидевшим в гоночной машине, практически невозможно сходу почувствовать необходимую грань, а уж первые ощущения будут крайне необычными. К примеру, на Гран-при Испании на журналиста Уилла Бакстона одели костюм, воспроизводящий физическое воздействие от не самых требовательных «Эрроуза» А18 1997 года и «Лотуса» Е20 2012-го.
В реальности, понятное дело, все выглядит и ощущается еще хуже.
Например, «Рено» два года назад устраивала публичный тренировочный лагерь для прессы и победителей рекламного розыгрыша – им предоставили шанс поездить на болиде 2012 года. Программа подготовки растянулась на три дня. На первый день участников подвергли физическим тестам, а на второй день – устроили прикладной инструктаж с пилотом Нико Хюлькенбергом и гоночным инженером. По результатам проверок половина участников в итоге отправилась домой без допуска к реальной машине – и не просто так: вот что будет с человеком с недостаточной физподготовкой в болиде даже без пилотажа и не на самых высоких скоростях.
Данную двухместную технику специально готовили как аттракцион на основе реальных гоночных машин: максимально повышали комфорт, снижали нагрузки и мощность.
Вторая же половина участников тренировочного лагеря, допущенная-таки до болида, тормозила и разгонялась в отмеченных конусами точках и не пробила отметку в 200 км/ч.
Конечно, видеосъемка и фотографии на официальном сайте президента говорят, что Путин провел с машинами много часов от середины дня до темноты. Однако вряд ли «Рено» взяла бы на себя ответственность за 58-летнего непроверенного и высокопоставленного человека за рулем полноценного болида «Формулы-1» мощностью 800 л.с. – особенно на скользком асфальте площади Островского. Так просто не делают, и любое исключение стало бы жесточайшим нарушением техники безопасности.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/9f/5d5c919104616a5b1964a86fee51e.jpeg?f=webp&q=90)
Молодежные болиды обладают вдвое и вчетверо меньшей мощностью, а потому не норовят вынести водителя с трека при каждом неумелом переключении передачи или нажатии на педаль. В них команды уже пускают хорошо заплативших желающих на специальных трековых днях без многодневной подготовки – на адекватное освоение ради пары приятных заездов хватает и 5-6 часов. Потребуют лишь права или гоночную лицензию начального уровня.
Конечно, далеко не все зрители знали нюансы выставочных заездов на технике «Формулы-1», но во многих моментах видео трудно не заметить разницу.
Почему Путину можно в комнату пилотов в обход регламента и почему в Сочи всегда будут грид-герлз
Самый богатый спортсмен в истории – колесничий из Древнего Рима. Мы не шутим
Фото: putin.kremlin.ru; Gettyimages.ru/Clive Mason, Vladimir Rys/Bongarts, Bryn Lennon, Mark Thompson; ru.wikipedia.org; tatuus.it
А если без шуток, то проделана титаническая работа. Автор молодец.
Я не такой уж фанат младших серий и мне показалось, что это болид из Ф-3. Но копать я не стал, ограничился галочкой в голове "фейк" и выкинул историю из головы. В то время были и более замечательные истории.
А вот уж различать Ф-3, Ф-2 или Ф-Рено 3.5 сходу не умею.
Другой момент. А почему именно сейчас вернулись к этой, покрытой пылью времени, истории? Да еще и сразу в топ повесили...
А что раньше не публиковали? Режим лютовал? Страшно было?
Ж-журналистка 21 века.
Ну и конечно такое мощное расследование ... Ухахахаха))))
Не по теме, но вот я например только недавно узнал про шапито под названием "Десантируемая церковь " в вооруженных силах РФ. А этой веселухе уже как минимум 6 лет. Так что для разоблачения и высмеивания подобной чуши, льющейся из федеральных каналов нет и не должно быть срока давности, как и для ответственности лиц вовлеченных в создание этих шедевров.
Полигон на нижеприведенных видео как то мало напоминает площадь Островского в центре города, да и разогнать там машину до 240 км/ч, мягко говоря, затруднительно :)
О Боже, Путина посадили в Ф-3, а не трушный Ф-1? О Боже, Путин не нажал газ на 100% и не показал визг V10(даже V6) на очень лёгкой и очень мощной машине?!?!? О боже, Раааашааааа Тудееееей?!?!?
(ничгео против медузы не имею, делают хорошую работу чаще, чем реже, но есть такие вот моменты, от которых подташнивает)
Никакой я не фанат Путина, но тут на него катить бочку тупо не за что. Стандартные машины для всех, стандартная практика. Все гости Рено именно на таких и ездили тогда.