«Я рад, что заплакал». Чемпионская речь Ландо Норриса
Новый статус не поменял Ландо.
В «Формуле-1» впервые с 2021-го новый чемпион мира – гонщик «Макларена» Ландо Норрис. Он сверг Макса Ферстаппена с преимуществом в 2 балла – ровно как и обещал пару лет назад, когда в интервью GQ прогнозировал пик формы на 2025-й.
Теперь Ландо – король! И что же он думает о пройденном пути? Посмотрите, какой калейдоскоп эмоций сменяется на его лице – от радости взахлеб до изможденности, когда он по пятнадцатому кругу начинает раз за разом благодарить команду, инженеров, родителей, братьев и сестер, Пиастри и Ферстаппена.
«Осознать, чего достиг, всегда непросто. Особенно когда сбывается мечта, о которой мечтал маленький мальчик. Когда в 6 лет смотришь это по ТВ и думаешь: ух, хочу так! Какое же путешествие получилось.
Впервые я смог что-то почувствовать, только когда пошел в туалет [через час после гонки] и там наконец остался один. Тогда и пришло такое радостное: «Я сделал это, сделал это!» Так шикарно наконец хотя бы ненадолго почувствовать себя на вершине мира». Во время гонки я позволил себе подумать обо всем этом только за три круга до финиша.
Я вспоминал то время, когда смотрел «Ф-1» по ТВ, когда впервые попал в картинг – где все начиналось. И без самопожертвования родителей ничего не было получилось. Мой брат и сестры – сколько раз они мне писали, а я им не отвечал. Все это привело к тому, чего мы достигли сегодня. Не мой титул – наш титул!»
Первые эмоции после победы – слезы после мысли о матери
«Я довольно давно не плакал! Вообще не думал, что расплачусь, но это случилось. Я рад, что заплакал. Очень немногие вещи могут заставить меня заплакать, но сегодня был как раз один из таких моментов.
Я не знал, случится ли это, но, проехав под туннелем на последнем круге, подумал о своей маме, и это заставило меня расплакаться – я просто подумал, как счастливы будут они вместе с отцом. Тогда-то я осознал впервые, что происходит. Дальше я думал, что у меня уже закончились слезы. Открыл шлем. Побежал к матери, и...

Порою мне было трудно, в каких-то моментах везло, какие-то вещи мне здорово помогали. Но победа в чемпионате достигается прежде всего за счет стабильности, и этот сезон выдался стабильным.
Я сосредоточился на себе, несмотря на поддержку одних и противодействие других. Мне было уютно работать с командой и близкими: родителями, друзьями, семьей, с которыми я вырос.
Я очень горжусь. Сюда приехала вся моя семья, моя девушка, много близких людей. И я не хотел опозориться в такой день. Мама и папа поддерживали меня на пути к мечте. Хочу разделить с ними момент, когда она сбылась.

Возможно, они поняли, что усилия не были напрасны, когда я попал в «Формулу 1» или одержал первую победу в Майами. Я рад, что те, кто поддерживал меня в течение многих сложных для меня моментов в этом году, могут мной гордиться. Наконец, я смог отблагодарить их не только словами.
Я ведь с 7-8 лет не очень много времени проводил с семьей. Я вижу маму, наверное, дней 20 за год. Не очень много. Есть одна вещь, которую каждый хочет достичь – дать родителям возможность гордиться тобой.
Речь не только о нынешнем сезоне или о последних 6-7 сезонах, что я выступаю за «Макларен». Я стремился к этой мечте последние 16-17 лет своей жизни».
Ключевой фактор сезона – новая стабильность в важнейшие моменты, прогресс благодаря Пиастри
«В этом сезоне мои лучшие выступления случались, когда они были особенно важны. Я выкладывался на максимум, когда оказывался в положении догоняющего, и всегда добивался необходимого результата.
Я и правда очень многому научился у Оскара и без этого не был бы тем пилотом, которым сейчас являюсь. То же касается выступлений с Карлосом Сайнсом и Даниэлем Риккардо. Однако именно Оскар заставил меня выкладываться сильнее, чем когда-либо прежде, потому что к середине этого сезона он выступал лучше меня, был стабильнее и быстрее.
Победа в первой гонке в Австралии дала значительный заряд энергии. Но довольно быстро пошли не лучшие результаты. Оскар тогда потрясающе справился. Он был стабильно лучше меня.

Я теперь определенно лучше как пилот, чем в начале года. Ты растешь, когда гоняешься против четырехкратного чемпиона мира, Макса, когда гоняешься против пилота калибра Пиастри – который определенно в конце концов победит меня и станет чемпионом.
В конце концов результат показывает, что успеха можно добиться только благодаря стабильности. Верно говорят, что нужно извлекать уроки из этих непростых моментов. Нужно признавать и понимать проблемы.
В конце концов, я выиграл титул с преимуществом в 2 балла, и в таких условиях важны любые мелочи. Даже теплые и поддерживающие сообщения от людей в течение сезона – как присылали мне Хэмилтон, Себ Феттель или Кейси Стоунер – просто смс со словами поддержки и призывами веры в себя».
Почти потерял веру в середине сезона
«Когда я увидел, что уступаю 34 очка пилоту за рулем такой же машины, который выступал на невероятном уровне, уверенности это не прибавило. У меня не было чувства, что теперь мне нечего терять. Я ощущал, что делал все возможное прежде и что продолжу делать все возможное и дальше.

Мне просто пришлось расширить круг знакомств за пределами трассы. Пришлось усерднее трудиться как на симуляторе, так и на трассе. Я был вынужден изменить подход, изменить пилотажный стиль. Как и многим другим людям, мне пришлось копнуть глубже и попытаться многое быстрее понять – выйти на более высокий уровень, чем прежде.
Если оглядываться назад, моя первая половина сезона получилась не очень впечатляющей. Временами я допускал ошибки, неправильно оценивал ситуацию – любой пилот это признал бы. Было много трудностей, с которыми я боролся, и я немного потерял веру в себя в начале сезона. Но мне удалось все перевернуть и хорошо выступить во второй половине сезона, чем я очень горжусь.
Серия неудачных результатов и отсутствие эффективности – отсутствие способности сложить вместе все составляющие позволили мне понять: «Мне нужно сделать больше. Мне нужно попытаться понять все на более глубоком уровне».
В психологическом плане это помогло мне лучше понять себя. Это тот уровень, на котором я должен быть. Я смог превратить трудности в свою силу. Никогда не был эгоистичным, но понял, что иногда стоит быть чуть эгоистичнее в своих чувствах и мыслях. Подумать, как вместе с моей командой собрать кучу мелочей и лучше их делать, как бы люди вокруг меня могли бы лучше работать.
В последний раз, когда я разрыдался – впервые за последние лет десять – после решающего круга квалификации в Монако. Этот момент стал еще одним доказательством для меня, что я ошибался в себе после серии неудачных выступлений.
Мне просто не давались квалификации. Хотя они всегда были моей сильной стороной и подходили мне больше всего. Сильнейшая моя сторона с картинга. Все квалификационные результаты всегда зависели от меня, и в начале сезона они не давались.
В тот уик-энд в Монако я впервые выключил разрывы во времени по секторам на дисплее руля, чтобы не видеть, еду я круг лучше или хуже. И для меня выдать тот круг в квалификации – один из лучших моментов карьеры, потому что в тот момент я чуть ли не сомневался в себе больше всего за все время, в самый важный сезон. И за тот круг – 69 секунд – мне нужно было все перевернуть. Это был момент переопределения для меня в моей голове.
Было приятно в каком-то смысле доказать себе, что я не прав, начиная с квалификации в Монако и нескольких моментов после этого. Во второй половине сезона я действительно смог показать себе, что я могу делать и на что способен.
Уверенность в себе – та вещь, которой мне всегда не хватало. Я никогда не был агрессивным ребенком, не выставлял локти».
Чем больше всего гордится
«Я сумел выиграть титул, сделав это так, как сам посчитал правильным, а не пытаясь быть кем-то, кем я не являюсь. Не пытаясь действовать очень агрессивно, как Макс. Или не пытаясь быть таким же сильным и решительным, как многие чемпионы прошлых лет, ну и так далее.
Мог ли я иногда действовать более агрессивно, отпустить тормоза и обогнать нескольких соперников? Мог. Возможно, мне нужно чаще делать это в будущем. Но мой ли это путь? Мой ли подход? Останусь ли я самим собой? Нет. И я уверен, если вы сравните меня с другими чемпионами: был ли я таким же агрессивным? Нет. Был ли я иногда таким же дерзким, как они? Нет. Но сделал ли я все, что нужно? Выступал ли стабильно? Добивался ли успеха под сильнейшим прессингом? Вернулся ли в борьбу? Да. И я выступал успешно, когда нужен был успех.
Так что я счастлив. Потому что выиграл, идя к этому своим путем. Счастлив, что смог выехать на трассу и победить, следуя «путем Ландо», как бы выразился Андреа Стелла.

Мог бы я быть в большей степени похожим на того человека, которого вы все хотите видеть? Временами – да. Но в какой-то степени я бы тогда чуть меньше гордился победой. Я горжусь собой за то, что смог остаться спокойным в этой ситуации. Я уверен, что стал чемпионом, оставаясь верным себе – честным, справедливым и открытым гонщиком.
Я горжусь не потому, что завтра проснусь и скажу себе: «Я всех победил». Не потому, что теперь буду говорить, что стал чемпионом «Формулы-1». Горжусь тем, что сделал счастливыми многих людей. В том числе моих инженеров – Уилла [Джозефа, гоночного инженера] и Джарва [Эндрю Джарвиса, инженера по производительности болида]. Эти ребята не очень часто видят свои семьи. Фактически, они больше следили за моим взрослением, чем за тем, как растут их дети. И мне это не нравится.
Но с учетом того, какие усилия они приложили для того, чтобы я смог так выступить, добившись победы, я смог дать им возможность почувствовать, что они не зря потратили время и что это того стоило. Вот что делает меня счастливым.
Я хочу доказать, что я лучший в мире, но это не моя цель. Я не проснусь завтра счастливым из-за возможности сказать себе: «Я – чемпион мира». Это может вызвать у меня улыбку, но это не будет правдой. Это будет так: моя мама счастлива, мой папа счастлив, мои сестры счастливы, мой брат счастлив, мои друзья счастливы, и это все, что мне нужно в жизни».
Сравнения с Ферстаппеном и Хэмилтоном – хотел бы взять многие заявления назад
«Терпеть не могу, когда приходится сравнивать себя с другими людьми. Это все ваша работа. Все, что я стараюсь делать каждые выходные, – это максимум возможного. А потом вы уже решаете: он лучше, чем тот, или у него машина хуже, и он справляется лучше. Пишите, что хотите, решайте, что хотите. Должны решать люди со стороны.
Конечно, иногда мне кажется, что я пилотировал лучше, чем многие думают. Я уверен, что пилотировал как никто другой. Но допускал ли я при этом ошибки? Делал ли я иногда больше ошибок, чем другие? Да. Есть ли вещи, которые Макс [Ферстаппен] мог бы делать лучше, чем я? Да. Считаю ли я его непобедимым? Нет.

Что бы вы ни захотели написать против меня – не стесняйтесь. Моя мотивация не в том, чтобы доказать, что я лучше кого-то другого. Не это делает меня счастливым. Я не проснусь завтра и не скажу: «Я так счастлив, потому что победил Макса». Честно говоря, мне все равно. Я не знаю, если в каждой статье вы напишете, что он лучше меня или Оскар лучше, или что-то еще. Это не имеет значения. Мне это неинтересно. Это не то, о чем я хочу думать. Это не то, о чем я должен думать. Я просто сделал то, что должен был сделать, чтобы выиграть чемпионат. Вот и все.
И я знаю, что иногда говорю глупые вещи. Что-то о Максе, или, возможно, говорил что-то в прошлом о Льюисе [Хэмилтоне]. О некоторых вещах я сожалею и я хотел бы взять их обратно, и чтобы они никогда не слетали с моих губ.
Но я искренне считаю, что проявляю больше уважения к кому-либо, чем кто-либо другой. Я проявляю больше уважения к Оскару, я проявляю больше уважения к Максу, я стараюсь проявлять как можно больше уважения к Льюису; он лучший гонщик, который когда-либо был в «Формуле-1». Я даже близко к нему не приблизился. Возможно, никогда и не достигну.
Но я мечтаю о таких вещах. И уже добился одного из семи [титулов]. И сожалею ли я о некоторых комментариях, которые я, возможно, сказал в комнатах отдыха или где-то еще? Да. Но многое из этого сказано в пылу момента и по прошествии времени я говорю: «Какого черта я только что это сказал?»

Я стараюсь быть настолько искренним, насколько это возможно. Я стараюсь всегда говорить правду. Я никогда не пытаюсь дать вам ложное представление о чем-либо. Если я думаю, что мы победим, я думаю, что мы победим. Если я думаю, что кто-то будет быстрее… Мне нет смысла скрывать от вас что-либо.
В глубине души, действительно ли я ненавижу, когда вы пишете обо мне чушь? Я ненавижу. Это тоже жизнь, и я научился в большей степени жить с некоторыми из этих вещей. И я также ценю, что у каждого есть свое мнение. Независимо от того, что хотят написать и сказать об этом другие люди, никто, кроме людей внутри, на самом деле не знает правды о том, что происходит. И мне не нужно слушать эти вещи. Единственное, что мне действительно нужно слушать – себя и свою команду».
Чемпионская «единичка» и празднования
«Хочу насладиться этим моментом. А еще мне очень нравится, какой эффект это произвело на других людей, нравится, что они тоже испытывают радостное чувство. В общем, я собираюсь отпраздновать по-настоящему.
Что после всего этого и торжественного награждения? Честно? Постараться забыть весь этот сезон, постараться забыть, чего мы можем достичь вместе, забыть, что я гоняю в «Ф-1». То есть не хочу забыть сами достижения, просто прожить парочку обычных дней за год, поиграть в гольф, поделать обычные вещи, все такое.
Недавно я проходил мимо бассейна, и когда кто-то говорит «поздравляю, чемпион!» или что-то в этом роде – совсем по-другому звучит, чем когда кто-то говорит просто «Поздравляю, Ландо». Такое великое достижение.

[О чемпионской «единичке» в качестве номера на 2026-й вместо фирменного №4]: Это же традиция. И существует она не просто так. Потому что ты должен постараться, чтобы заполучить этот номер, должен упорно работать ради достижения результата.
И все в нашей команде, кто имеет прямое отношение к работе с «Маклареном» и с моим болидом, будут носить этот номер с гордостью. Все мои механики, инженеры – все, кто имеет к «Макларену» непосредственное отношение.
Так что этот номер – скорее не для меня, а для них. Носить этот номер, зная о том, сколько сил было вложено в работу, чтобы в итоге каждый мог сказать: «Мы – номер один». Ведь говорить, что вы «номер четыре» – это не так круто. Так что ребята будут рады даже сильнее меня, ха-ха».
И Ландо не шутил: его команда Quadrant запустила мерч с №1 уже на следующий день после завоевания титула!

Заслужил?
Фото: East News/AP Photo/Fatima Shbair; IMAGO/Jerry Andre, Ian Bundey / Mps Agency, Dppi/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason









