Рафаэль Надаль: я не боюсь истечения срока годности
Интервью Рафаэля Надаля журналисту издания EL ESPAÑOL Рафаэлю Плазе сразу после поражения в первом круге Открытого чемпионата Австралии от Фернандо Вердаско.
- Это тяжёлое поражение. Я тренировался гораздо больше, чем обычно, потому что моё тело сейчас мне это позволяет. Когда ты напряжённо трудишься и чувствуешь, что всё сделал правильно, а матч поворачивает не туда…
Я знаю, что делал всё правильно. Работа, которую я проделал, проделана хорошо. Вторничное поражение не меняет реальности: я в порядке и надеюсь продолжать так же и дальше. Да, я проиграл финал в Катаре Джоковичу, но я на правильном пути. Постараюсь и дальше придерживаться выбранного пути и постараюсь поскорее забыть матч против Вердаско.
– Требуются месяцы на то, чтобы отработать что-то новое на тренировках. Но почему не играть так же, как тренироваться?
— Вчера я не смог этого сделать. Для начала первый сет был безобразным вообще. Я понимал, что играю с теннисистом, который ужасно непостоянен, который провёл сезон, в котором его результаты были ниже его реального уровня. Но в дни, в матчах, в которых он супермотивирован, может быть реально опасен.
Но в любом случае тут нет оправданий. Я не использовал преимущества там, где должен был, и матч соскользнул туда, откуда его уже было не спасти. Я мог выиграть в четырёх сетах. Думаю, сделал всё правильно, чтобы закончить его, но у него случился прилив адреналина, который длился до конца пятого сета. Больше тут сказать нечего. Мог я сыграть лучше? Да. Но Вердаско был на адреналине. Ошибкой был не пятый сет, ошибка случилась гораздо раньше.
— Вы как-то сказали, что уверенность – это значит играть не думая. Как дела с вашей уверенностью?
— Всё в порядке. Это Большой шлем и это болезненно, но я не могу отрицать реальности. Ни победа, ни поражение не должны заставлять вас терять настоящую перспективу. Ни год назад, когда победа в Буэнос-Айресе помогла избавиться от дурного послевкусия от плохой игры, ни победа в Гамбурге, которая была важна – она помогла забыть месяцы плохих ощущений. Так и поражение от Вердаско не может затмить существующих перспектив: с Пекина я играю на достаточно высоком уровне. Последние четыре месяца я регулярно играю на высоком уровне, на уровне, которого я надеялся достичь. Вчерашнее поражение – всего лишь камень на тропе этого позитивного движения, и мне нужно это просто понять.
— Вы не боитесь, что вашей философии трудоголизма может оказаться недостаточно, чтобы решить ваши проблемы?
— И что мне делать? Какой ещё есть способ? Когда вдохновение приходит ко мне, оно застает меня за работой. (Рафа цитирует Пабло Пикассо. - прим.перев.) Моё понимание жизни, не только спорта, в том, что невозможно ни в чём преуспеть без тяжёлого труда. И особенно без правильно проделанного труда.Можно найти массу оправданий, но спорт – обычно штука довольно простая. Мы можем выдумать истории и написать всё, что угодно, но реальность такова – я проиграл матч, в котором был близок к победе. Вероятно, было бы нормальным выиграть сегодня и пройти во второй круг, смотреть вперёд, думая, что играю хорошо и готов очень хорошо пройти турнир.
— Специалисты уверяют, что ваш форхэнд не такой, как раньше, что он утратил былую силу вращения, которой так пугал соперников.
— Это правда. Но в матче с Вердаско не это оказало эффект. Были иные факторы. Мячи несколько изменились и стали более пустотелыми. Меньше живут. Несколько лет назад мяч с ракетки уходил очень быстро, а теперь они словно бы липнут к струнам и задерживаются на ракетке дольше. Соперники, которые играют плоско, допускают меньше ошибок. Эти мячи дают больше возможностей играть в орёл или решку. С другими мячами, летящими с сильным вращением, это было сложнее, потому что он они почти мгновенно уходили с ракетки.
— Игра изменилась.
— Да, кое-что изменилось и я стараюсь приспособиться к этим переменам. Теперь я играю далеко не так эффективно, как раньше. Играю несколько иначе. Направление позитивное, но против Вердаско у меня просто не было времени на то, чтобы контролировать удары так, как я хотел. У меня не было нужного положения на корте, чтобы это делать. Нужно было играть глубже, вынуждать его занимать более сложную позицию, но я не смог этого сделать.
— То есть то, что приносило успех прежнему Надалю, больше не работает?
— Сегодня играют в более быстрый теннис. Раньше было больше времени на подготовку ударов. Но сегодняшняя игра со мной восьми- или девятилетней давности… Искренне верю, что смогу снова играть на прежнем высоком уровне.
— С трудом верится, что 29-летний игрок сможет приспособиться к этим переменам после того, как всю жизнь играл иначе.
— Ну каких-то радикальных перемен ведь нет, давайте не сходить с ума. Я стараюсь приспособиться к тому, что с точки зрения моих тренеров должен делать, чтобы быть наверху. Изменения минимальны. Никто не способен к категорическим переменам, ни в 23, ни в 29. Никто не может играть вопреки своему стилю. Игру можно модифицировать, вносить небольшие изменения, но невозможно идти против головы, природы и понимания спорта.
— Вы часто утверждали, что одной головой матчи не выигрываются. Но головой они проигрываются?
— Без всяких сомнений – головой именно проигрываются. Но и выигрываются тоже. Но чего одной только головой точно не выиграть, так это 14 ТБШ. Единственный способ выиграть столько – это уметь наносить удары, которые позволят тебе это сделать. Когда ты встречаешься с игроками максимального уровня, играешь на пределе, голова вносит свой вклад. Когда ты плох психологически, ты проиграл, что я с успехом демонстрировал год назад.
— Ваши соперники признаются, что часто выходили на матчи, заранее зная, что счёт будет не в их пользу, вы внушали страх. Вы растеряли это ментальное преимущество?
— Способность внушать уважение приходит только с победами, причём регулярными. В прошлом году я проигрывал тем, кому проигрывать был не должен, так что логично, что люди начали думать – я тоже могу его победить. А когда веришь, появляется больше возможностей.
— В конце концов оказывается, что успех выхолащивает сильнее поражения…
— Это зависит.
— Тогда – что такое с вашей точки зрения успех?
— Успех – штука весьма относительная. Человек может быть успешен внешне, то есть добившимся чего-то в жизни с поверхностной точки зрения. Настоящий успех – это личное счастье. Если ты можешь иметь много денег, если смог стать первым номером во всём, чего от себя хотел, но если ты на самом деле несчастлив в личной жизни… Успех в том, чтобы быть счастливым. А быть счастливым – значит, иметь рядом тех, кого любишь, и кто всегда будет любить тебя. Иметь стабильную и логичную жизнь. В долгосрочной перспективе всё, что нелогично, обычно заканчивается несчастливо.
— Есть разные концепции того, что такое талант. Ваша?
— Талант – это кое-что, что путает людей. Талант не в том, чтобы играть красиво или сильно бить по мячу. У кого-то может быть талант играть красиво, у кого-то – бить без промаха по прилетающим мячам, кто-то имеет шикарный бэкхэнд, а кто-то – классно бегает. В теннисе, как в любом другом виде спорта, конечная цель – победа. И вывод очевиден: тот, у кого талантов больше, побеждает чаще.
Меня не тревожит, что кто-то за 15 минут может научиться тому, на что у меня уйдёт три часа. Если я могу тренироваться по четыре часа, а ты только 15 минут, то тебе придётся учиться за 15 минут, а я смогу потратить на это четыре часа. Вот что значит иметь талант.
Почему? Потому что моя голова способна работать часами, искать и находить возможности продолжать трудиться и принимать ошибки, чтобы становиться лучше. Есть много способов понимать талант, но суть в том – талант в том, чтобы извлечь как можно больше. И меня не волнует, достигнете вы этого как-то изящно или, напротив, уродливо. Главное – талант для того, чтобы максимально улучшить то, что умеешь.
— Вы готовы провести ещё несколько лет, не выигрывая главных титулов? Как год назад?
— Я об этом не думаю. Новый год только начался, и не стоит излишне драматизировать поражение от Вердаско. Я провёл три отличных месяца, месяца, в которых был способен достойно конкурировать на турнирах. Единственный, с кем я не мог конкурировать в борьбе за победу, это Джокович, с остальными – да, мог и могу. Я снова стал конкурентноспособен и буду и дальше. Уверен, что у меня будет хороший год.
— Надалю ещё не надоел Надаль?
— Мне нравится то, что я делаю. Я счастлив и считаю, что мне повезло. Я знаю, что то, чем я занят, это не навсегда, у этого есть срок годности, и я не знаю, когда он истечёт. Так что стараюсь взять от этого как можно больше. Я хочу, чтобы те несколько лет, которые мне остались, были продуктивными, но особенно продуктивными на личном уровне.
— Вы боитесь мыслей о завершении карьеры?
— Абсолютно нет. Теннис часть моей жизни, очень большая и важная часть уже долгие годы, но мне повезло в том, что моя жизнь – это гораздо больше, чем теннис. И я не боюсь того, что будет после. Есть многое, что мотивирует и интересует меня кроме спорта, что делает меня счастливым. Я не боюсь истечения моего срока годности, но это не значит, что я не люблю то, чем занят. Напротив, я постараюсь, чтобы мой срок годности продлился как можно дольше.
— Задумываетесь о том, как всё это произойдёт?
— Я соревнуюсь ради того, чтобы быть лучшим в рейтинге, а не с мыслью о том, когда наступит конец моему сроку годности... Я об этом не думаю. Я живу каждым днём, каждым моментом. Я не умею предсказывать будущее. Я не знаю как или когда это произойдёт. Сейчас я знаю, что вернусь домой, потому что в Мельбурне ситуация сложилась не лучшим образом, и теперь буду готовиться играть на грунте.
— И никогда не приходила в голову мысль о том, что всё, хватит, надо остановиться, дошёл до точки, надо заняться чем-то ещё?
— Если я перестану получать удовольствие от того, что делаю, остановлюсь. Мне некому и нечего доказывать. Я знаю, чего достиг, и знаю, что делает меня счастливым. Сегодня теннис делает меня счастливым. И я буду продолжать им заниматься до тех пор, пока это приносит мне счастье. Если, будучи пятым, десятым или сотым в мире, я буду счастлив, я буду продолжать. Если, будучи первым в мире, я счастлив не буду, значит, пришло время сказать «прощай!» и занять чем-то ещё. Слава богу, что у меня есть способность решать, потому что моя жизнь сложилась очень хорошо.
ИМХО, впрочем.
Энджой, если есть чем. :))
Рафа правильно сказал — не нужно драматизировать. Не повезло со жребием, плюс был не его день. Нужно двигаться вперёд и надеяться на лучшее.
Волосы рвать и поныть - ну куда же без этого :-D
Хорошее вью, толковое. Может кого-то это расстроит, но Рафа не собирается на пенсию)
Спасибо за труды, не останавливайтесь!
Нет, ну чушь спорол Рафа конечно.
Не все еще потеряно!