Рафа Надаль – ментально самый великий игрок в истории тенниса
Патрисия Рамирес, специалист в области спортивной психологии, анализирует победное мировоззрение Рафаэля Надаля, его психологическую силу и мотивацию испанца.
Надалю «повезло», что было столько травм
За свою карьеру спортивного психолога Патрисия Рамирес работала с футбольными командами первого и второго дивизионов, а так же с баскетболистами, горнолыжниками, пловцами, велогонщиками и теннисистами. В настоящее время занимается частной практикой, а так же периодически пишет для таких изданий, как Marca и El País и выступает в эфире радио Сора и телеканала TVE.
По просьбе Tennis Planet настоящий специалист-психолог рассуждает о лучшем игроке с истории Испании: Рафаэле Надале.
Рамирес объясняет, как Надалю удается поддерживать высочайшую мотивацию: «Обычно люди продолжают получать мотивацию и желание сражаться, потому что для этого есть причины: это либо мечта, либо необходимость что-то делать. У Надаля это удовольствие от профессии, он страстный, он постоянно превосходит сам себя, переходит собственный предел, расширяет границы возможностей и бросает себе вызов. Это очень сильный посыл, заставляющий действовать. Ты можешь ставить перед собой разные цели – одни с прицелом на то, чего ты хочешь в итоге достичь, другие – связанные с процессом достижения. Это позволяет человеку мотивировать себя. Мотивацию первого вида легко растерять, достигнув поставленной цели, а вот мотивация второго вида позволяет очень долго оставаться на высочайшем уровне. Именно она – главный движитель для Надаля.»
Кроме того, психолог уверена, что у Надаля «нет потолка»: «Все, что достигнуто им на настоящий момент, только укрепляет его талант, его творчество на корте, но не останавливает. Когда у нас есть что-то, за что стоит бороться, это всегда поддерживает мотивацию».
Как ни парадоксально это звучит, для Надаля это – почти постоянное преодоление последствий травм.
Один из наиболее поразительных аспектов спортивной биографии Надаля – это количество травм, которые ему приходилось побеждать, и тот невероятный уровень тенниса, который он показывал каждый раз, вернувшись в тур. «Травмы могут привести к психологическим проблемам и даже срыву, потому что ты поневоле задаешься вопросом – будешь ли ты так же хорош, как прежде, когда вернешься, и вернешься ли вообще? Тебя мучают мысли типа «как же мне не повезло» и «почему, за что я должен проходить через все это?!» Сомнения – вещь нормальная. И Рафе «повезло» иметь несколько травм… и говорю о везении, потому что каждая его травма доказала ему, что, возвращаясь, он становится даже сильнее. Жизнь научила его признавать, что он может травмироваться и будет вынужден затем проходить период восстановления, но когда он вернется, то его талант, его тяжкий труд и менталитет победителя позволят ему снова стать номером один и выигрывать турниры так же, как он делал это до.
Первая травма для профессионального теннисиста всегда самая страшная, но затем, когда в течение карьеры ты зарабатываешь их несколько и возвращаешься более сильным, чем был, то начинаешь думать, что это неизбежная часть твоего пути и твоей игры», - объясняет Рамирес, чтобы лучше понять, как Надалю удается справляться с последствиями травм.
В одном интервью для еженедельника El País Semanal Надаль как-то сказал: «В моей голове всегда полно сомнений, это привычное для меня чувство (…) Я – человек, недостаточно уверенный в себе, во всех жизненных аспектах. Я нерешителен почти во всем. Я не осмеливаюсь. Для меня очень трудно принимать решения… но когда я играю, в самые важные, решающие моменты игры у меня всегда есть решимость предпринимать нужные действия».
Психолог проанализировала эти слова Надаля: «Думаю, это позитивный аспект – то, что такие люди, как Надаль, имеют какие-то страхи и сомнения по поводу каких-то ситуаций. Это позволяет им никогда не расслабляться полностью. Когда ты сталкиваешь с ситуацией, о которой думаешь, что предусмотрел все и со всем справишься, ты начинаешь полагать, что ты выше, очень легко допустить автоматическое расслабление тела и сознания, ибо они понимают – для того, чтобы преодолеть данную ситуацию сверхусилий не потребуется. И это может привести к поражению. Но когда ты сталкиваешься с ситуацией, вызывающей даже небольшое беспокойство или неуверенность, то это вынуждает обострять вашу настороженность так, что вы не упустите из вида ни одну деталь, и это не позволит вам потерпеть неудачу. Это тот страх, который позволяет увеличивать эффективность действий».
Любопытно в этом свете послушать мнение известного в прошлом игрока, экс-пятой ракетки мира Джимми Ариаса, ныне – теннисного аналитика нескольких изданий и телеканалов, который порассуждал на тему «Сможет ли ум и сила воли Надаля справиться с уязвимостью его тела» для CNN.com.
- Когда он только появился в туре, у него уже были признаки парня, который завяжет с теннисом лет в 26-27, потому что его манера игры перемалывала тело и сознание подобно жерновам. Но он опроверг эти прогнозы. Он определенно сделан из намного более прочного материала, чем большинство из нас, потому что в состоянии возвращаться снова и снова после травм и длительных периодов простоя и продолжать доминировать. И это позволяет предполагать, что и на этот раз все будет, как всегда – если он будет физически здоров.
Если тело Надаля создает ему некоторые проблемы, то психологически он так же силен, как прежде, и именно эта сила делает его не похожим на остальных.
- Я бы сказал, что ментально он самый великий игрок в истории. Не обязательно стратегически, но он способен играть каждый мяч, каждое очко так, словно это самое важное очко из когда-либо сыгранных, и так на протяжении каждого матча.
P.S. Рафа еще раз открыто дал понять, что его цель номер один на 2015-й – это Открытый чемпионат Австралии, который не дался ему в руки в 2014-м.
- Я начал этот год уверенным, что снова готов ко всему, - признался Рафа. – Но в ходе финала АО травмировал спину. Было очень сложно смириться с тем, что в этом финале я не в состоянии конкурировать на должном уровне. Это меня в каком-то смысле подкосило, и понадобилось определенное время, чтобы прийти в себя как физически, так и психологически. Но потом я мало-помалу снова начал играть хорошо, на РГ приехал уже в нужном состоянии – и выиграл. Это была самая чудесная часть года. Сейчас моя задача – привести мое тело и мою игру к тому уровню, который позволит быть конкурентноспособным на самом высоком уровне. Это то, чем я намерен заниматься в декабре. Думаю, что я так сосредоточен на Австралии потому, что провел здесь немало хороших лет и чувствую, что многое делал здесь правильно. АО – это сейчас моя особенная мотивация.
http://edition.cnn.com/2014/12/16/sport/tennis/rafa-nadal-tennis-2014-injuries/
http://www.puntodebreak.com/2014/12/15/nadal-suerte-haber-tenido-varias-lesiones
До этого у Рафы были разные мотивации. В 2013-м это, да, на мой взгляд, было отчасти из-за травмы. И еще один мотиватор был, на мой взгляд - то, что пришлось пропустить ОИ в 2012-м. Думаю, что, если бы он выиграл те ОИ, то уже бы ушел. А так играет, нам на радость!)))
Все строго ИМХО, естественно. Только мое личное мнение)))
Хотя его характер закалялся с самого детства, растили его так)