Фелисиано ЛОПЕС: Федерер в теннисе как Майкл Джордан в НБА
В свои 33 уроженец Толедо, проведший в 2014-м лучший сезон в карьере, поднявшийся на высокое 14-е место в мировом рейтинге и сыгравший невероятно классно на траве (победа в Истборне и финал в Queen’s), общается с прессой с привычным терпением, характеризующим настоящего профи. В Лондоне, во время итогового турнира серии Мастерс, где он был запасным вместе со своим соотечественником и партнером по команде Кубка Дэвиса Давидом Феррером, Фели говорил с журналистами сайта Tennis Topic о жизни в туре, о том, как это сочетается с личной жизнью, о молодежи и долголетии Роджера Федерера.
- Вы согласились на роль запасного во время итогового в Лондоне, в то время, как другие молодые игроки, стоящие впереди вас в рейтинге, отказались. Феррер же сказал, что сыграть на итоговом – мечта…
- Давид как игрок имел возможность не раз играть на итоговом, поэтому его словам можно верить. Для меня же приглашение на роль запасного было честью и своего рода наградой за хорошо проведенный сезон. Я не могу упустить такой возможности – быть частью этого турнира, посмотреть на его жизнь изнутри.
- Как личная жизнь влияет на жизнь в туре?
- Очень сильно. Когда у тебя все хорошо в обычной жизни, ты счастлив, это сказывается на том, как ты играешь. Ведь теннис – очень индивидуальный вид спорта, и на корте во время игры ты сталкиваешь с громадным количеством проблем, решить которые ты можешь только в одиночку, помочь тебе не может никто. Так же и на личном фронте. Поэтому никаких сомнений нет в том, что, когда у тебя все получается вне корта, на корте тоже все идет заметно лучше. Это своего рода страховка.
- Летние недели на траве были лучшими в вашей карьере?
- Определенно, но самым большим своим успехом считаю тот факт, что был способен в течение месяца удерживать форму на довольно высоком уровне. В нашем виде спорта это очень сложно: ты играешь финал в воскресенье, а уже во вторник или в лучшем случае в среду должен играть на следующем турнире в совершенно других условиях. На это раз это была трава, но все равно – поучилось очень много игр подряд. Выиграв в Истборне, я приехал на Уимблдон и снова сыграл хорошо. Тот факт, что в течение месяца я смог играть на довольно высоком уровне, придал мне уверенности. И она помогла мне играть уверенно и дальше.
- Год назад вы утверждали, что играть на прежнем уровне в таком возрасте уже не сможете. Но вот прошел 2014-й…
- Я правда не ожидал, что смогу в 33 достичь такого уровня. Но в конец концов у меня получилось. Я предпринял серьезные усилия для того, чтобы продлить свою карьеру, больше заботился о себе, уделил много внимания физической форме. И мне повезло избежать серьезных травм. А ведь травмы – это в каком-то смысле часть игры и они могут сильно отбросить тебя назад. Но что мне дает самую большую мотивацию, так это что молодые игроки не превосходят меня с точки зрения физических кондиций, даже несмотря на то, что многие моложе меня на 10 лет. Это дает мне силы продолжать. Я же не разучился играть в теннис, это невозможно. Из игры люди выбывают главным образом из-за травм или морального износа.
- Что прикажете делать с молодежью? Выплеснуть вместе с водой?
- Димитров, Раонич и некоторые другие сделали в этом сезоне серьезный шаг вперед. А это нелегко, потому что четверка ведущих постоянно и максимально осложняет всем жизнь. Мы ведь с вами говорим о четверых игроках, каждый из которых был бы первым номером рейтинга в любое время, особенно трое из них. Для того же Димитрова, которому многие прочат будущее первенство в рейтинге, по-прежнему максимально трудно играть с 33-летним Федерером. Заметного прогресса достиг в этом году и Нишикори. Но мы с вами говорим о четырех гигантах, по-прежнему сохраняющих свой статус. Чтобы убрать их с дороги, нужен, наверное, второй Федерер, но ведь его нет.
- Обычно говорят о том, какая дыра образуется в теннисе, если ракетку на гвоздь повесит Рафа Надаль. А что будет, когда уйдут они все? Надаль, Джокович, Федерер, Маррей…
- Я провел в теннисе очень много лет. С тех пор, как начал играть, видел очень много игроков. Но игроков такого класса, как эти трое, Надаль, Джокович и Федерер, не видел никогда в жизни. Нам повезло иметь их в нашем поколении. Когда они уйдут, образуется пропасть. Даже если убрать одного Федерера, потеря будет очень серьезной для тенниса. Это как уход из баскетбола Майкла Джордана, потому что Федерер в теннисе – как Джордан в НБА. И рядом с Федерером есть Надаль, и второго такого Надаля не будет. Мы ведь говорим о тех, кто выиграл 17 и 14 ТБШ. Без них все будет иначе. Хуже или лучше, не знаю, но совсем по-другому. Если вы спросите меня, то я предпочту задержаться в этом времени. Не думаю, что когда-нибудь теннис был или будет на таком же высочайшем уровне.
- Что происходило с Федерером?
- Его, как и любого великого игрока, выигрывавшего в жизни так много, убивал тот факт, что он больше не выигрывает все и всегда. То же когда-нибудь вынуждены будут пережить и Рафа с Новаком. Кто бы что не говорил, но я никогда не считал, что Федерер израсходовал себя и ему пора заканчивать, просто был момент, когда ему кое чего не хватало, чтобы вернуться на первую строку рейтинга. Это необходимо было осознать, принять и посмотреть на вещи глубже. Процесс был долгим, и 2013-й определенно получился худшим в его жизни. В некоторых матчах 2013-го мне было трудно понять, как можно играть настолько ниже своего уровня, но так же я знал, что, не будь проблемы со спиной настолько серьезны, он мог бы прибавить в любой момент. И я не судил его, как многие, я знал, что он лучше, чем о нем думают.
- Такой стиль игры, который исповедуете вы и он, доживает последние деньки? Стиль, при котором к сетке выходят не потому, что это последний шанс…
- Может быть, такого тенниса действительно будет не хватать. Но наша игра тем и хороша, что здесь возможны – и существуют – абсолютно разные стили, и почти каждый игрок имеет свой. В конце концов это хорошо и для зрителей. Когда-то быстрая, в два-три удара игра была очень скучной, особенно на закрытых кортах. И очень здорово, что каждый из четырех ТБШ имеет свои характерные особенности. Чего не должно быть, так это однотипной игры на харде, грунте, траве или на закрытом корте. Сегодня практически все играют на задней линии, каждый со своими вариациями, в своем стиле, но тем не менее почти все играют одинаково.
Оригинал: http://www.tennistopic.com/centre-court/entrevistas/feliciano-lopez-federer-es-como-jordan/
а вдруг нет? :)
Оля, спасибо за перевод!