Падальщик
Спорт высших достижений жесток. Он живёт по своим законам, которые очень похожи на законы дикой природы. Здесь тоже побеждает сильнейший, а слабые или травмированные выбывают с соревнований. Аналогично естественному отбору, происходит эволюция и приспособление индивидов к изменяющимся условиям окружающей среды – в случае с теннисом это изменение правил, скорости покрытий и экипировки – те, кто не смог приспособиться, вынуждены завершать карьеру в достаточно раннем возрасте или обрекать себя на выступления на «челленджерах» и регулярные вылеты на ранних стадиях соревнований основного тура. Совершенно аналогично с «диким миром» происходит распределение «добычи» между претендентами, которых можно классифицировать на «хищников» (наиболее сильные представители; получают лучшее питание – «мясо», в роли которого выступают трофеи – но ради него вынуждены сражаться не на жизнь, а на смерть с другими хищниками), «травоядных» (питаются плохо – «травой» – то есть не претендуют на трофеи, а лишь становятся жертвой хищников на ранних и средних этапах турниров) и «падальщиков». К последнему типу относятся те, кто не участвует в сражениях за «мясо», а получает его даром, пользуясь плодами работы других участников. Применительно к теннису это означает, что игрок берёт крупные трофеи, но только после того, как некоторые другие силы выведут из строя его основных конкурентов; в открытом же противостоянии с другими «хищниками» он бессилен.
В следующий понедельник Роджер Федерер в четвертый раз в карьере взойдет на вершину мирового рейтинга АТП, добавив в своей послужной список новые рекорды Открытой эры. Мы внимательно изучили диспозицию в мужском теннисном туре во всех четырех случаях и обнаружили удивительные сходства, которые вынудили нас наградить швейцарца весьма неожиданным эпитетом. Рассмотрим каждый эпизод по порядку.
Январь 2004 года. 22-летний Федерер обыгрывает Хуана-Карлоса Ферреро в полуфинале Открытого чемпионата Австралии и обеспечивает себе звание первой ракетки мира по итогам турнира, в статусе которой швейцарец пробудет аж до июля 2008 года. Количество аналитического материала, созданного экс-игроками, журналистами и простыми болельщиками для демонстрации крайне низкого уровня игры и конкуренции в АТП в период 2004-2007 как главной причины доминирования Федерера, настолько велико, что по данной тематике можно защищать докторскую диссертацию. Для тех же, кто желает просто ознакомиться с сутью дела, есть отдельная обзорная статья.
Но что характерно, даже в условиях отсутствия опасных соперников Федерер умудрился дождаться вылета самых сильных – а именно, первой ракетки мира (вылетела в четвертьфинале) и действующего победителя турнира (проиграл в полуфинале) – чтобы обыграть в финале слабого (86-ю ракетку мира).
Весна 2009 года. Роджер Федерер пребывает в статусе свергнутого короля: в течение некалендарного года швейцарец был бит Рафаэлем Надалем в финалах ТБШ на всех покрытиях, что, разумеется, привело и к потере первой строчки рейтинга. Более того, в спину швейцарца дышал еще один молодой теннисист – Новак Джокович, который дважды обыграл Федерера в весенний период (в Майами и Риме). Такое положение дел никак не устраивало «Маэстро». Качество тенниса и количество сильных соперников лишь росло, а у Роджера так и не было титула на «Ролан Гаррос».
И вот настало время решающих матчей заключительного крупного турнира перед Открытым чемпионатом Франции – «Мастерса» в Мадриде. Жребий распорядился так, что Надалю и Джоковичу пришлось играть между собой в полуфинале, хотя в Монте-Карло и Риме эти парни разыгрывали трофей в решающем поединке турнира. К очередной баталии Рафа подошел с огромным багажом сыгранных матчей: начиная с января, испанец принял участие в 45 поединках, при этом несколько переходя с одного покрытия на другое. Казалось, Надалю не помешало бы убрать ногу с педали газа для перестраховки перед «Ролан Гаррос», но ввиду того, что «Мастерс» проходил в родной Испании, дать себе слабину уроженец Манакора не мог. К тому же на другой половине корта стоял принципиальный соперник, в бешеной мотивации которого сомневаться не приходилось. В итоге поединок Надаля и Джоковича превратился в битву не на жизнь, а на смерть, которая продолжалась 3 часа 54 минуты и завершилась формальной победой Рафы со счетом 3-6 7-6(5) 7-6(9). Дальнейшие события показали, что истинным победителем этого матча стал вовсе не Надаль, а никто иной, как Роджер Федерер.
Впрочем, результат финала Мадрида, в котором Федерер добил измотанного Надаля, почвой для глобальных выводов не стал. Подойти в оптимальных кондициях к матчу, которому предшествовал четырехчасовой триллер днем ранее, неподвластно даже такому титану, как Рафа. Все решалось на Открытом чемпионате Франции.
Первой сенсацией «Ролан Гаррос» 2009 стал вылет Новака Джоковича в третьем круге, где серб не смог взять ни одной партии у Филиппа Кольшрайбера. Это был второй и последний случай, когда Джокович не дошел до четвертьфинала грунтового ТБШ. Но если поражение от Гильермо Кории в 2005 году было совершенно закономерным, то проигрыш 29-ому сеяному после двух финалов и полуфинала на глиняных «Мастерсах» стал большим сюрпризом и свидетельством того, что Новак так и не оправился от мадридского триллера с Надалем.
Через пару дней выяснится, что ранний вылет серба был лишь разогревом перед одним из главных «апсетов» в истории тенниса. В четвертом круге Рафаэль Надаль, чья беспроигрышная серия в Париже составляла 31 матч, уступил Робину Содерлингу в четырех партиях. Позже у испанца диагностируют тендинит коленей, из-за которого он пропустит весь травяной сезон. Таким образом, еще до старта четвертьфиналов РГ-2009 турнир потерял двух сильнейших теннисистов грунтового сезона.
Судя по всему, Роджер Федерер, увидев, как два хищника до смерти загрызли друг друга и оставили перед ним халявную добычу, так долго не мог поверить своему счастью, что на следующий день после поражения Надаля едва не вылетел сам. Его соперник Томми Хаас вел 2-0 по партиям и имел скрытый матчбол. В полуфинале грунтовая добыча снова начала ускользать от Роджера: он уступал Дель Потро 1-2 по партиям. Впрочем, и это оказалось лишь эпизодической трудностью, которая в конечном счете не помешала падальщику осуществить свою давнюю мечту – съесть грунтовый кусок теннисного пирога и собрать «Карьерный Шлем». После полутора лет мучений Федерер наконец-то смог победить в своем стиле, а именно избежав встречи с великими соперниками в расцвете сил.
С каждым новым чемпионатом Франции мы все больше поражались тому, как ловко Федерер воспользовался моментом. В 2014 году Рафаэль Надаль выиграл свой уже девятый «Ролан Гаррос». Таким образом, сезон-2009 стал единственным за 10 лет, в котором «Король грунта» не дошел до финала, и единственным вообще, когда Федерер выиграл «Мейджор» на глине. При этом, счет личных встреч Роджера против Надаля во Франции составляет разгромные 0-5. Красноречивые цифры четко дают понять, что швейцарец мог выиграть «Шлем» на грунте только при условии, что на его пути не встанет Рафаэль Надаль.
Как бы там ни было, вернуться на первую строчку после "Ролан Гаррос" Федерер не смог. Для этого потребовалась еще одна порция падали, которая подоспела как нельзя вовремя: Уимблдонский турнир стартовал уже через 2 недели. Надо сказать, Надаль всё же приехал в Лондон, намереваясь сыграть на турнире, а официальный отказ последовал уже после выхода сетки. Таким образом, свою главную победу на травяном «Мэйджоре» Федерер одержал еще до начала первого круга. В огромном масштабе халявы, которую получил Роджер, не должно быть никаких сомнений: с соревнований снялся человек, который стал уимблдонским кошмаром швейцарца в предыдущие 2 года. Если в 2007 году Федерер всё же одержал тяжелейшую победу в финале, выиграв матч, в котором сделал меньше брейков, чем соперник, то уже в следующем году «Маэстро» был официально свергнут с уимблдонского трона.
Тем не менее, даже после ожидаемого выхода Федерера в финал турнира на его пути потенциально маячила преграда, которую многие не приняли в расчёт. Дело в том, что помимо Надаля и Джоковича в молодом поколении был и еще один крайне опасный для швейцарца теннисист. Шутка ли, менее чем за полтора года 22-летний Энди Маррей сделал Федерера своим ручным псом, доведя счет личных встреч до разгромных 6-2. Девятый поединок между этими теннисистами мог состояться в финале турнира, однако британец всё-таки проиграл в полуфинале Энди Роддику в равной борьбе с ничьей по брейкам - 4-6 6-4 6-7(7) 6-7(5).
Кажется, Роджер снова не мог поверить своему счастью. Уже на втором «Мейджоре» подряд ему не пришлось грызться ни с Надалем, ни с Джоковичем, ни с Марреем. Словно вернулись те славные времена 2004-2007, когда для титула на ТБШ было достаточно обыграть всего лишь Роддика. Почему "всего лишь"? Дело в том, что американец был самым верным половым ковриком Федерера в ATP-туре. На момент начала Уимблдона-2009 баланс личных встреч между Энди и Роджером составлял 2-18. Да-да, это не опечатка - именно 2-18, или 10% на 90% по выигранным матчам! Что могло быть лучше, чем получить такого соперника в финале ТБШ? Соперника, который проиграет даже в том случае, если будет играть лучше, чем ты? Собственно говоря, именно это и произошло: в главном травяном поединке сезона-2009 Федерер с трудом, но все-таки проглотил еще один вкуснейший кусок падали, выиграв уже свой второй финал Уимблдона, в котором сделал меньше брейков, чем оппонент (5-7 7-6(6) 7-6(5) 3-6 16-14), а в следующий понедельник вернул себе звание первой ракетки мира.
Принцип «дождись вылета сильных, чтобы затем обыграть слабых» сработал и во втором случае выхода Федерера на первое место. На обоих турнирах связки «Ла-Манш» он избежал матчей с прямыми конкурентами и выиграл два титула, не сыграв ни с кем из «Большой четверки». В финале Открытого чемпионата Франции он обыграл лишь 25-ю ракетку мира, а на Уимблдонском турнире – 6-ю.
Июль 2012 года. Роджер Федерер последовательно обыгрывает Новака Джоковича и Энди Маррея на Уимблдонском турнире, что приносит ему первый титул ТБШ за 2,5 года и уже третье возвращение на первую позицию рейтинга. На первый взгляд кажется, что за искомый период никаких претензий к «Маэстро» быть не может. Действительно, 2011-2012 – сильнейшая пара сезонов в 21-ом веке и одна из лучших вообще. На этот промежуток пришелся расцвет «Большой четверки». Роджер, как ни странно, примкнул к отряду хищников, вступая в схватку с Надалем, Джоковичем и Марреем, и даже одержал несколько отличных побед над каждым из них, хотя чаще все-таки проигрывал. Однако, истинная сущность базельского спортсмена никуда не исчезла: даже в условиях сумасшедшей конкуренции в туре Роджер смог найти падаль, которая впоследствии и вывела его на вершину.
Первая порция халявы пришла в самой концовке 2011 года. После изнурительных 10 месяцев соревнований Джокович, Маррей и Надаль подошли к связке парижского «Мастерса» и Итогового турнира в абсолютно разобранном состоянии. В Берси последовали снятия со стороны Новака и Рафаэля, а Энди проиграл Бердыху. В Лондоне уже британец отказался от выступлений, а испанец и серб не смогли выйти из группы. Как результат, в решающих матчах заключительных соревнований сезона-2011 Федереру безуспешно оппонировали игроки второго эшелона: Давид Феррер, Томаш Бердых и Жо-Вильфред Тсонга.
Еще один рейтинговый рывок Федерер совершил в крайне неожиданный момент – во время грунтового сезона 2012. Организаторы «Мастерса» в Мадриде решили поэкспериментировать и постелили новый вид покрытия – синий грунт. Хотя цветовая гамма турнира многим была по душе, качество кортов оставляло желать лучшего. Жалобы поступали от большинства топ-игроков как мужского, так и женского тура. Рафаэль Надаль и вовсе был вынужден попросить разрешение на использование кроссовок, предназначенных для травяных кортов – такой сколькой была игровая поверхность. После того, как Надаль и Джокович вылетели в четвертьфинале, а четверка лучших полностью состояла из игроков, для которых глино-песчаные площадки являлись наименее результативным покрытием, возник вопрос: а грунт ли это вообще? Позже этой синей каше присвоят звание «запрещено к использованию», но для Роджера Федерера это уже не имело большого значения, ведь он успел отхватить тысячу рейтинговых очков, играя с Типсаревичем и Бердыхом в решающих матчах якобы грунтового турнира.
Номинально Федерер взошёл на вершину не просто заслуженно, а в лучшем стиле, обыграв сразу двух очень сильных соперников. Реально же первая строчка была разыграна вовсе не на Уимблдоне, а на синем грунте Мадрида и февральских «пятисотниках». В самом деле, ни в одной неделе сезона-2012 Федерер не был впереди Джоковича хотя бы на 1400 очков; разница в 1060 очков была достигнута в Мадриде (на «нормальном» покрытии наиболее вероятный результат – полуфинал Федерера и тарелка Джоковича – позволил бы сербу набрать на 600 – 180 = 420 очков больше, а швейцарцу на 1000 – 360 = 640 очков меньше), а 500 очков позволил заработать «лишний» турнир в Роттердаме. Шутка ли, впервые за семь лет швейцарец заявился сразу на два февральских «пятисотника» – с единственной целью: заработать «халявных» очков и выжидать удобного момента, который и подвернулся в мае.
Настоящее время. Вот мы и подошли к текущему моменту. Нет необходимости лишний раз детально описывать причины, по которым Федерер набрал достаточное для первого места количество очков; скажем лишь то, что почти весь 2017-й год, начиная с «Мастерса» в Индиан-Уэллсе, подавляющее большинство топ-игроков были травмированы или лечились, что позволяло Федереру выигрывать крупные трофеи со средним уровнем игры (подробности здесь), а Australian Open 2018 и вовсе стал турниром с потенциально самой слабой сеткой для победителя ТБШ. Последним «хищником», который охранял первую строчку от падальщика, был Рафаэль Надаль, но и он в один момент сломался: с каждого из последних четырёх турниров – "пятисотника" в Базеле, "тысячника" в Мадриде, Итогового в Лондоне и «Мейджора» в Австралии – испанец был вынужден сняться из-за проблем со здоровьем.
В общем и целом, принцип почти не был нарушен: за последние 52 недели Федерер не сыграл ни одного матча на ТБШ или Итоговом против Джоковича, Надаля или Маррея. Он дождался снятия Джоковича на Уимблдоне, США и Итоговом, Маррея в США, Итоговом и Австралии и Надаля в Австралии и Итоговом; он дождался вылета травмированного Маррея на Уимблдоне и «недолеченного» Джоковича в Австралии. «Почти» означает то, что первая часть выполнялась всегда, а вторая – нет: Федерер на всех крупных турниров за последний год дожидался вылета сильных, но далеко не всегда мог обыграть слабых, что в очередной раз подтверждает тот факт, что в 2017 году Федерер не демонстрировал выдающейся игры.
Эпилог. Теннисный мир удивительно многообразен. В рамках годичного соревновательного цикла игроки совершают кругосветное путешествие – турниры проводятся почти на каждом континенте. Площадкой для выявления сильнейшего может быть грунт, хард и трава. Совокупность технических, тактических и физических навыков делает каждого представителя АТП уникальным.
Получая статус профессионала, выступающие словно попадают на качели. Их уровень игры, рейтинг и процент побед изменяется то в одну, то в другую сторону. Каждый стремится за славой, деньгами и трофеями. Каждый хочет быть сытым. Но при этом хищники остаются хищниками, а Роджер Федерер – падальщиком.
2. Во-первых, «индор» - это не покрытие, а условия, при которых теннисисты играют в закрытом помещении. В современном теннисе, где большинство турниров снабжены раздвигающейся крышей, «индор» может быть и на харде, и на грунте, и на траве. Во-вторых, если мы все-таки сравниваем уровень Надаля в зале в 2005-2007 и 2012-2017, необходимо сделать несколько важнейших уточнений:
1. В 2005-2007 разыгрывалось два «Мастерса» в закрытых помещениях, а в 2012-2017 – всего один, то есть за последние 5 лет у Надаля изначально было в 2 раза меньше возможностей выиграть «индорный тысячник», чем в юности.
2. В 2005-2007 финалы «Мастерсов» разыгрывались в пятисетовом формате, а в 2012-2017 – в трехсетовом. В нашем случае это имеет серьезное значение, поскольку в финале Мадрида-2005 РАФА как раз отыгрался у Любичича с 0-2 по сетам.
3. В 2012-2017 Надаль четырежды снимался с «Мастерса» в Париже и Итогового и еще 1 раз – с Базеля, то есть за 6 лет РАФА провел всего 4 полноценных турнира под крышей, где оформил 2 финала, 2 полуфинала и четвертьфинал.
Таким образом, неверно утверждать, что в 2005-2007 Надаль выступал в зале лучше, чем в 2012-2017.
3. Суть в том, что при отсутствии Надаля и Джоковича даже с пятью поражениями от ребят второго эшелона Федерер стал бы безоговорочным лидером периода 2012-2017, выиграв огромное количество ТБШ. Подобная ситуация трактовалась бы болельщикам швейцарца точно так же, как и период коллапса. Сказали бы, что это просто Федерер был так силен.