Тони НАДАЛЬ: «Когда Джокович играет хорошо, выиграть у него намного сложнее, чем у Федерера»
Любопытное интервью Тони Надаля, которое он дал журналисту издания LaVanguardiaСерхио Эрредиа. Напомним, что в этом сезоне впервые в жизни 16-кратный чемпион турниров «Большого шлема» Рафаэль Надаль будет выступать под присмотром не родного дяди, а других тренеров, Карлоса Мойи и Франсиса Роига.
- Как это ощущается? Странно?
- Незнакомая ситуация. Иная.
- Сможете удержаться? Если увидите, что племянник что-то делает неправильно, сможете утерпеть и не вмешаться, промолчать? Вы же столько лет провели вместе…
- Я больше не его тренер. Понимаю, что не должен вмешиваться, ведь теперь ответственность за него в других руках. Так что – нет. Мне нужно научиться смотреть на него с иной точки зрения.
- А если вы окажетесь за одним столом и тема тенниса возникнет сама собой?
- В последнее время мы с Рафаэлем нечасто пресекаемся. И о теннисе больше не разговариваем. Если видимся, я спрашиваю, как у него дела, редко о чем-то еще.
- И как у него дела?
- Я немножко видел его тренировки. Настаиваю – у него теперь другой тренер, и я не должен присутствовать на корте. Наоборот, лучше мне этого не делать. Но когда смотрел его тренировки, отметил, что он на хорошем уровне.
- Как пойдут дела в Мельбурне?
- Не знаю. Я, конечно, буду просыпаться, чтобы смотреть его матчи по телевизору. В конце концов я его дядя, так что…
- Полагаю, Федерер – самый опасный соперник из всех, что были у Рафаэля…
- Не верьте этому утверждению. Самый сложный и тяжелый – это Джокович. По крайней мере, с моей точки зрения. Я всегда чувствовал, что, когда Джокович играет хорошо, выиграть у него намного сложнее, чем у Федерера. Он все делает правильно. Он способен как атаковать, так и защищаться на очень высоком уровне. Их матчи всегда были предельно конкурентными. Они требовали от Рафаэля максимума. Ненормально то, что он сейчас не на вершине. Но лично я вижу его возвращающимся так же, как это делал Рафаэль.
- Но в прошлом сезоне Федерер переродился. Он выиграл у вашего племянника все четыре матча…
- Долгое время игра Федерера не доставляла Рафаэлю никаких проблем. Но сейчас Федерер изменил тактику.
- Что конкретно?
- Он стал более агрессивен. Играет короткими розыгрышами, делает игру намного более быстрой, не позволяя Рафаэлю навязывать свой теннис. Рафаэлю нужно время, чтобы выстроить очко. Федерер же теперь берет очень высокий темп, принимая тот факт, что может ошибиться. Но так выходит, что ошибается он намного реже остальных. Таким образом ты начинаешь зависеть от него.
- Не секрет, что Рафаэль много пропустил в туре из-за травм. Эти проблемы были последствиями стиля его игры?
- Не думаю, что у Рафаэля было из-за этого так уж много травм. Это ведь так просто – создавать теории. У Маррея вот в последнее время вон сколько проблем физического характера, а его игру никто не называет изнашивающей. Иногда люди говорят что-то, чтобы просто сказать.
- Есть что-то, чего вы, как тренер, не достигли и о чем жалеете?
- Победа на Итоговом. Но в первую очередь – о том, что не смог сделать его еще чуточку лучше.
- Разве он недостаточно хорош?
- В жизни всегда есть то, в чем можно еще прибавить. Я так и не смог улучшить подачу Рафаэля.
- И в чем же вы видите ее слабость?
- Не только в недостатке силы и скорости, во многих других деталях тоже. Например, в положении на корте. Оно – следствие особенности его координации. Это всегда создавало дополнительное давление в том, как он вынужден был начинать розыгрыши. Принято считать, что его теннис построен исключительно на физике. Но проблема в том, что Рафаэль начинает с недостаточно сильной подачи. Я часто слышал разговоры типа – если бы вы сделали то-то и то-то, стало бы лучше. При этом люди забывают о том, что очень сложно строить агрессивную игру, если подача этому препятствует.
- А тот факт, что он левша, дает какие-то бонусы?
- Я так не думаю. К тому же Рафаэль не левша.
- Как это? Он же играет левой рукой?
- Понимаете, когда он был маленьким, то играл обеими руками. Через какое-то время я порекомендовал ему выбрать какую-то одну. Левой рукой у него выходило лучше, поэтому я решил, что он левша. Хотя уже тогда он писал правой. Но когда играл обеими руками, слева удары были сильнее, поэтому мы решили строить игру через левую руку. Да, я бы не прав, я был уверен, что он левша, но теперь знаю, что это не так…
- А откуда у Рафаэля взялось его фирменное движение «лассо», когда он после удара проносит ракетку поверх головы?
- Оно мне ужасно не нравится. Совсем. Я всегда предпочитал нормальную, классическую технику ударов. Это началось, когда Рафаэль был еще ребенком. Он вынужден был это делать, чтобы выбивать более старших, высоких и сильных соперников. Когда так пробиваешь по мячу, это дает любопытный эффект – мяч закручивается и при отскоке взлетает очень высоко, что заставляет соперников отходить назад, чтобы его принять. Этим приемом 12-летний Рафаэль обыгрывал 15-летних. Он отточил это оружие. И когда пришел в АТР-тур, продолжил его использовать. Более того – начал закручивать мячи больше, чем было целесообразно.
- Но у него же здорово это выходит…
- Он выигрывал титулы, поэтому продолжал использовать эту манеру удара, Но я никогда этого не приветствовал. Я люблю классическую игру. Если бы выбор был за мной, я бы предпочел, чтобы Рафаэль пробивал так, как это делает Федерер. Но в конце концов каждый видит свою игру по-своему. При его координации, которая иногда осложняла нам жизнь, это удар еще и добавлял проблем. Я этого никогда не хотел.
- Но ведь этот удар осложнял жизнь не только ему, но и его соперникам?
- Иногда он здорово сопротивляется стратегическим изменениям. Было бы неплохо играть более спокойно. Менять что-то в той технике, которая дорого ему обходится, к которой он привык, но поменять которую необходимо.
- После физических проблем думали ли вы, что 2017-й получится таким, каким получился? Что ваш племянник закончит его первой ракеткой мира?
- Я всегда думал, что, если он будет оставаться в хорошей физической форме, то вернется. И продолжаю так думать. Таково мой мнение. Хотя мое мнение не всегда оказывается правильным.
ни за что не поверю, что они не обсуждают теннис, игру и тактику Рафы )
На мой скромный взгляд, дядя Тони просто не разделяет всеобщего ликования по поводу гоатства Роджера и таковым его не считает, как и сам Федерер, назвавший причины, по которым его нельзя считать лучшим теннисером всех времен и народов. Но мы не будем из-за этого ломать здесь в очередной раз копья. Любимец у каждого свой, и никакие показатели объективные ли, субъективные ли на эту любовь не повлияют.