Рафаэль НАДАЛЬ: «С начала года все прошло лучше, чем ожидалось»
Эксклюзивное интервью 14-кратного победителя турниров «Большого шлема» Рафаэля Надаля с журналисткой портала Marca Claro Mexico Пиа Рамос
Кажется, что в новогоднюю ночь Рафа Надаль испил из фонтана молодости: после 2016-го, проведенного в муках из-за травм, уроженец Балеарских островов вернулся к лучшей версии самого себя, вновь, после двух с половиной лет перерыва, вышел в финал ТБШ, а чуть позже сыграл в финалах еще двух хардовых турниров, в Акапулько и Майами.
- Сезон начался очень хорошо: финалы в Австралии, Мексике, во Флориде, и только в Индиан Уэллс все было не столь здорово. Как вы ощущаете себя?
- С начала года все прошло лучше, чем ожидалось. Мне удалось провести отличный подготовительный период, полноценно тренироваться полтора месяца. Я очень хорошо сыграл в Абу Даби, Брисбене и Мельбурне. Думаю, что и в Акапулько мне удалось провести хороший турнир, хотя и случилась осечка в финале. Но мой соперник сыграл там просто здорово.
- А что случилось в Индиан Уэллс?
- Там я тоже играл хорошо, но Федерер в нашем матче был очень быстр, играл на очень высоком уровне. Когда твой соперник играет так здорово, и с самого начала ситуация складывается для тебя не самым выгодным образом, бывает очень трудно восстановиться и снова войти в игру, особенно если играешь против игрока калибра Федерера.
- 10 лет назад средний возраст игроков топ-100 был 24 года, сейчас – 30. В чем причина, на ваш взгляд?
- Ответить с уверенностью на все сто процентов я не могу. Мне кажется, что прежде игроки начинали играть в туре и раскрывались раньше: мне было 16, когда я пришел в тур, Джокович, Маррей, Федерер, Хьюитт – все были очень молоды, когда начинали. То есть было целое поколение тех, кто пришел в тур рано, и сейчас мы все пожинаем плоды ситуации – мы путешествуем по миру со своими тренерами, физиотерапевтами, тренерами по фитнессу, массажистами, и возможность окружать себя прекрасными специалистами помогает нам продлевать карьеру.
- Сейчас много говорят о так называемом «Поколении Next». А кого лично вы видите как будущее тенниса?
- Чтобы ответить на этот вопрос, со многими из них мне нужно познакомиться как следует, ведь большинство из них я видел хорошо если один раз. Поэтому анализировать сложно. Но из тех, кого я знаю лучше, прямо сейчас самыми перспективными являются Зверев и Киргиос.
- Считаете ли вы, что соперничество с такими игроками, как Федерер, Джокович и Маррей внесло свою лепту в то, что ваше спортивное наследие столь велико?
- В том, что ты в своей карьере встречаешь таких классных людей, есть как положительный момент, так и отрицательный. Мы много лет были вовлечены в очень непростое, местами запутанное соперничество, я был вторым в мире с таким количеством рейтинговых очков, что при других обстоятельствах с таким багажом был бы заведомо первым. Это то, что можно назвать отрицательным эффектом.
Положительное же во всем этом то, что мне удалось стать частью двух очень особенных соперничеств – с Федерером и Джоковичем. Я ощущаю себя очень везучим в том, что могу жить в них, мы сами получаем от них удовольствие и одновременно помогаем создавать дополнительный интерес к нашему виду спорта, что так же отражается положительно.
- Каковы перспективы испанского тенниса после вас, после Фелисиано?
- В прошлом нам удавалось воспитывать целые непрерывные поколения хороших игроков, сейчас, к сожалению, этого нет. После меня самыми молодыми являются Баутиста Агут и Карреньо Буста. Они оба хорошие игроки, но надо признать, что мы слегка застряли. Конечно, в Испании богатые теннисные традиции – это с одной стороны, а с другой – мы все-таки недостаточно большая страна для того, чтобы постоянно иметь двух игроков в топ-10.
- Если задать в интернете поиск по фразе «лучшие спортсмены в истории Испании», в списке будет немало имен. Аранта Санчес Викарио, Пау Газоль, Ди Стефано… Но все эти списки возглавляет одно имя. Ваше. Что скажете?
- Все великие из разных спортивных эр, к тому же сравнивать разные виды спорта – неблагодарное занятие. Конечно, предполагаю, что моя карьера – одна из самых заметных среди великих атлетов моей страны, но лично я преклоняюсь перед теми, кто добился чего-то впервые. Пау Газоль стал первым испанцем, выигравшим НБА, Мигель Индурайн – первым, выигравшим пять «Тур де Франс», Севериано Баллестерос – вообще пионер гольфа в Испании, Фернандо Алонсо – первый в истории «Формулы-1» испанский чемпион мира. Находясь в группе таких именитых атлетов, я ощущаю себя в привилегированном положении, но самое большое удовольствие получаю от побед моих компаньонов по этому списку.
- Май на носу, еще чуть больше месяца – и Ролан Гаррос. Что значит этот турнир для вас?
- Возможно, самый важный турнир в моей карьере. Он совершенно особенный. Да, правда, Уимблдон уникален, моя победа в нем в 2008 году, возможно, самая главная в моей карьере, но чувства, охватывающие, когда ступаешь на глину Ролан Гаррос… Они не поддаются описанию. Каждый раз, когда я выхожу там на корт, уникален, ни на что не похож, это турнир, который я люблю всем сердцем, и к счастью там я всегда хорош.
- В июне вам стукнет 31…
- К сожалению.
- Я почему спрашиваю. Многие сталкиваются с кризисом тридцатилетнего возраста. Вы столкнулись?
- К счастью, нет. Я осознаю, что вот уже полтора десятка лет мотаюсь по миру практически без остановки, живу по дикому, очень непростому расписанию, но счастлив делать то, что делаю. И до тех пор, пока мое тело позволит мне продолжать, а уровень тенниса будет оставаться оптимальным для того, чтобы сражаться за то, за что хочу, я буду это делать. Надеюсь, что еще не один год.
http://www.marca.com/claro-mx/otros-deportes/tenis/2017/04/03/58e00ce2ca47413b7e8b45c9.html
Конечно, к АО это не относится, но и там Рафа, думается, поразил не только специалистов и болельщиков, но и самого себя – и до второго карьерного ему не хватило самой малости с учетом всех привходящих обстоятельств, игравших в пользу Федерера.
С одной стороны Рафа блестяще начал сезон, показав именно мощную ИГРУ на АО, а не только результат.
После этого дошел до 3! финалов подряд (Акапулько, ИУ, Майами).
И вроде бы не показывая свой лучший теннис, Рафа набрал много очков еще перед грунтом.
С другой стороны, так МНОГО перед грунтовым отрезком Рафа давно не играл. В 2016 Надаль знатно вспахал грунт, выиграв МК, Барселону и далеко зашел в Мадриде и Риме, но до грунта он рано вылетел на всех хардовых турнирах, тем самым оставив силы на подвиги на грунте. И даже с учетом этого что? Верно. Довел себя до травмы кисти и снялся с РГ.
В этом году Рафе имеет смысл сократить количество грунтовых турниров в пользу здоровья и хорошего выступления в Париже, иначе вновь травмируется.