11 мин.

Рафаэль НАДАЛЬ: «Я счастлив снова играть и уверен, что впереди у меня еще есть несколько лет»

   Пресс-конференция 14-кратного победителя турниров «Большого шлема» Рафаэля Надаля после мачта 1/8 финала Открытого чемпионата США, в котором он на тай-брейке пятого сета уступил 22-летнему французу Люка Пуи – 1:6, 6:2, 4:6, 6:3, 6:7 (6:8).

Рафа на пк

 

  - В чем была разница между вами в этом невероятно долгом, тяжелом матче?

- Ну, думаю, он провел хороший матч. Очень сильно начал. Я сражался до самого конца. Было кое-что, что я мог сделать лучше. У меня был нужный настрой. Сражался до последнего мяча.

  Но мне нужно что-то другое, мне нужно нечто большее, то, чего не хватило в сегодняшнем матче. Я буду продолжать работать, чтобы попытаться найти ЭТО.

  Но да матч был очень плотный, и случиться в нем могло что угодно. Поздравляю своего оппонента – он, вероятно, в последних решающих розыгрышах принял более правильные решения, чем я.

  - В пятом решающем сете вы вели с брейком. У вас такой богатый опыт…

  - Какой опыт? Когда счет 4:3 30:0 в пятом, это не вопрос опыта, no? Это вопрос о том, чтобы сыграть чуть лучше, чем сыграл я. Было несколько ошибок. Нужно было сыграть чуть более спокойно.

  Не забывайте, у меня за плечами за последние три, четыре месяца не так много матчей, но даже при этом у меня были шансы, но я ими не воспользовался. Это правда, так? Это правда. Я не воспользовался возможностями провести здесь очень хороший турнир. И это меня печалит.

  Но я сражался. Я могу сыграть лучше, Я могу сыграть хуже. Единственное, что может подвести, это настрой, no? Сегодня настрой был правильный.

  Если кто-то делает столько же, сколько и ты, нужно искать какие-то иные пути. Мне нужно продолжать повышать уровень тенниса, чтобы вернуться туда, где я был до травмы.

  Но с точки зрения энергии, с точки зрения мотивации, я был хорош. С точки зрения тенниса – нужно больше. В определенные моменты я должен лучше подавать.  Я должен создавать сопернику больше проблем своими ударами, no? Именно этого мне сегодня сделать и не удалось.

Рафа в игре

 

  Он сыграл хорошо. Но понимаете, я тоже играл не плохо, просто недостаточно хорошо.

  - Вы сказали, что вам нужно продолжать улучшать игру, чтобы вернуться на прежний уровень. Но как вы видите ситуацию сейчас? Как бы вы сравнили себя нынешнего с тем Рафой, каким хотите быть?

  - Не могу ответить. Каждый день – другая история. Я был доволен тем, как тренировался и играл последние несколько дней. И одно поражение не может изменить общую картину, no?

  Я не из тех людей, кто, выигрывая, становится таким, а, проигрывая, делается таким (жестами показывает то взлет, то падение). Моя жизнь устойчива. Я просто принимаю то, что подобные вещи могут случаться, и продолжаю работать, no? И только так.

  У меня есть мотивация. Требуется много времени, много часов на корте, большая силы духа, много жертв, чтобы вернуться туда, где я был до травмы этого года.  Это тяжело. Но мне нужно туда вернуться. И я начинаю не с нуля, и это хорошо. К тому уровню, на котором я хочу быть, сейчас я ближе, чем был год назад. До конца сезона у меня еще есть несколько месяцев, чтобы попробовать отобраться на Итоговый. И если после того, как я два с половиной месяца провел вне корта, у меня это получится, это будет достойно потраченных усилий. Я буду за это бороться. Вот и все.

  - Иногда, когда у вас нет результатов, вы могли сказать – это из-за физических проблема, иногда объясняли это скорее проблемами психологическими, отсутствием уверенности после каких-то поражений. А что из этого справедливо в данный момент? В чем ваши проблемы последних нескольких лет?

  - Нескольких лет? В последние пару лет я играл в четвертьфинале Австралии в прошлом году, в четвертьфинале Ролан Гаррос, где проиграл Джоковичу, да, я плохо сыграл на Уимблдоне. Здесь я проиграл в третьем и четвертом кругах в пяти сетах.

  В этом году я плохо сыграл в Австралии, но на Ролан Гаррос я не проиграл, на Уимблдоне не выступал. Сегодня я не использовал шанс попасть в ¼ финала, много шансов.

  Вы можете это признать, а можете написать все, что вам хочется. Я же знаю, что происходит. Знаю, что должен сделать. Если вы способны играть полуфиналы и финалы Мастерсов  и выигрывать такие турниры, как Барселона, хорошо играть на других крупных соревнованиях, разве это не тот уровень, который позволяет доходить до решающих стадий «Больших шлемов», nо?

  Просто есть несколько деталей, которые по некоторым причинам  не сработали, и ты долен быть готов к самокритике. Ты должен быть самокритичен. Есть кое-что,  что мне на самом деле нужно поменять, и я это знаю.

Задумчивый

 

  - Психологически или физически?

  - А какое это имеет значение? Какая разница? Я вылетел с турнира. Физически точно нет, я сражался до самого конца. То есть дело точно не в физических кондициях. И не в психологических. В чисто спортивных, а в спорте ты можешь как выиграть, так и проиграть. Соперник хочет победить не меньше тебя.

  Когда соперник выигрывает, не время искать оправдания, физические ли или психологические. Это не имеет значения.  Просто соперник в чем-то был чуть лучше тебя, только и всего. Нужно поздравить соперника, отправиться на следующий турнир, на следующую тренировку и постараться на этот раз подготовиться лучше.

  - У вас прекрасные результаты на Олимпиадах, в Монте-Карло, на других турнирах. Вы ощущаете какой-то дополнительный прессинг на турнирах «Большого шлема», где играют из пяти сетов, это как-то делает турниры более тяжелыми для вас в последние годы? (корреспондент «Нью-Йорк Таймс» Бен Ротенберг, задавший этот абсолютно некорректный вопрос, выставил себя, на мое ИМХО, идиотом, хотя определенная часть современных «журналистов» активно защищает его от критики болельщиков на твиттере, говоря, что журналисты имеют право задавать «острые и неудобные» вопросы. Острые и неудобные – да. Но не идиотские! – прим.перев).

  - После побед в 14 турнирах «Большого шлема», бессчетном количестве финалов и полуфиналов я должен ощущать какое-то дополнительное давление?

  - Я вас и спрашиваю.

  - А я вам отвечаю. В 30 лет, имея за плечами такую карьеру, как у меня, вопрос о подобном не стоит.

  - Тот мяч на тай-брейке при счете 6:6, с форхенда…

  - Да, это была большая ошибка. Но это тай-брейк и счет 6:6. Я провел правильный розыгрыш, я поставил себя в позицию, с которой должен был забивать виннер, но ошибся. Так бывает.

  Нельзя сходить с ума, обдумывая такие вещи, no? Ты ошибся. Соперник на матч-пойнте сыграл хорошо, вот и все. Настоящая проблема в том, что я вообще довел до пятого сета, до тай-брейка и до счета 6:6. Я должен был выигрывать раньше. Когда счет 4:3, 30:0, шансы 50 на 50. На этот раз время оказалось не на моей стороне.

  - Что вы думаете о теннисе Пуи и его будущем?

  - Я уже говорил раньше – он молод, он игрок, располагающий всеми ударами. Потенциально он игрок топ-10, и в следующие несколько лет способен сражаться за серьезные результаты. Если, конечно, продолжит хорошо играть и совершенствоваться.

 Пуи

 

  Карьера любого игрока развивается по одним и тем же законам: ты должен постоянно совершенствоваться. Если тебе удается это делать, ты добьешься успеха.

  - Вы играли со многими великими игроками. Как думаете, в сравнении с ними на каком он сейчас уровне? (Как же пресса любит лепить преждевременных искусственных героев! – прим.перев.)

  - Не знаю. Не умею предсказывать будущее. Но он 19-й в чемпионской гонке, а это хорошее место. Он в четвертьфинале здесь. Так что, возможно, окажется и еще выше.

  Сколько ему? 22? Для 22-х он на хорошей позиции, которая дает ему шансы на попадание в топ-10 и возможность сражаться на больше победы. Но этого хотят все. Не только у Люка есть мотивация на сей счет. Есть много молодых игроков, жаждущих сделать то же самое.

  И не только молодых. Я тоже этого хочу. Уверен, что и Роджер захочет снова это сделать. И Новак и Энди – они по-прежнему здесь. Нишикори. Много великолепных игроков, no? Так что вопрос в способности совершенствоваться. Для меня – тоже. Впрочем, для всех, no? Если ты способен развиваться, хорошо играть весь сезон, не травмироваться, тогда ты получаешь лучшие шансы.

  - Вас не удивило, что на последних очках тай-брейка он не зажался?

  - Нет, нет, нет. Он классный игрок. Да и с чего зажиматься? Ему 22. У него достаточно опыта. Он играет в туре уже несколько лет.

  - Но это был важный, ключевой момент.

  - Это не был вопрос о победе в финале ТБШ. Всего лишь четвертый круг. Если он хочет стать чемпионом, он не может зажиматься в такие моменты. Особенно, если тебе 22 и ты играешь с игроком, против которого тебе в теории нечего терять, ты можешь только приобрести. Не тот момент, чтобы зажиматься. Это момент, когда нужно отбросить все сомнения и играть агрессивно. Мне кажется, именно это он и сделал и сделал хорошо.

  - Вы проиграли этот матч, но в вас, тем не менее, есть некое удовлетворение и гордость от того, что вы стали частью такого грандиозного события?

  - Да, я, конечно, страшно счастлив и всем доволен (улыбается). Иметь возможность сыграть прекрасный турнир, чувствовать себя готовым к этому – и проиграть в четвертом круге? Ох, нет, я не доволен. Я опечален.

  Но я сделал все лучшее, Постарался сделать все лучшее. Сражался до последнего мяча. Играл с правильным настроем и энергией, no? И я уже говорил – когда знаешь, что сделал все лучшее, не можешь упрекнуть себя, не можешь спросить больше с точки зрения настроя, no? Исправлять мне нужно другие вещи, и я это сделаю.

  - Вы сказали, что в сравнении с прошлым годом чувствуете себя лучше. В чем самая большая разница между этим годом и предыдущим?

  - В этом году я не сталкивался ни с какими психологическими проблемами. Я мог наслаждаться каждой тренировкой. Наслаждался каждым матчем. В прошлом году – нет. В прошлом году семь, восемь месяцев происходило что-то странное в моем сознании. Я играл со страшным стрессом. Я был встревожен. Не получал удовольствия.

  А если не получаешь удовольствия от того, что делаешь, у тебя большие проблемы. Причина была в том, что мое сознание не позволяло мне получать это удовольствие. А в этом году все не так. Я наслаждаюсь каждым моментом. Единственное, что отравляет это удовольствие – то, что я не смог соревноваться в тот период, когда чувствовал себя лучше всего.

- Вы отыграли Олимпиаду с полностью не восстановившимся запястьем, у вас было тревожное лето. Но вы приехали сюда и сыграли несколько хороших матчей, но, увы, турнир для вас завершился. Вы воспользуетесь этим тайм-аутом, чтобы сосредоточиться на 100-процентном восстановлении запястья или больше обратите внимание на свой теннис, ибо уверены, что с рукой все хорошо?

Решительный

  - Запястье ощутимо прогрессирует. Сказал бы, что травма на стадии полного излечения. Я готов продолжать играть. Это то, что сейчас нужно моему телу.

  - Любое поражение болезненно. Нынешнее перенести чуть легче  из-за тех трудностей, что вы пережили летом?

  - Не имеет значения, прошли ли вы через травму, не имеет значения, приехали ли вы недостаточно подготовленным. В конце концов этого никто не будет помнить. Ты будешь знать, что проиграл в четвертом круге, вот и все.

  - Но вы-то помните.

  - Меня это не волнует. Я не воспользовался возможностью провести отличный турнир. И не имеет значения, были у меня травмы или нет, no? Я не сыграл Ролан Гаррос, я не сыграл Уимблдон. Все это - утраченные возможности. И теперь еще и эта.

  Но, как я уже казал, это не тот момент, когда надо искать оправдания или делать вид, что поражение не болезненно. Оно болезненно, потому что я был уверен в себе, я чувствовал себя готовым к этому матчу, к этому турниру. Вот и все.

  Можно, конечно, придумать какую-то историю, но я проиграл. Это единственное, что имеет значение. И я собираюсь сражаться за то, чтобы это изменить. Но от этого поражение не становится ни более, ни менее болезненным. Оно не первое в моей карьере, и уж точно оно не станет последним.

  Если занимаешься спортом, принимаешь тот факт, что, выходя на корт, можешь не только выиграть, но и проиграть. Я счастлив снова играть. И это самое важное. Я счастлив снова ощущать себя здоровым почти на сто процентов.

  Когда я здоров на все сто, есть энергия продолжать. Уверен, у меня еще есть несколько лет.

Рафа файтер

 

http://www.usopen.org/en_US/news/interviews/2016-09-04/rafael_nadal_interview_round_4.html?chip=14