Времени вопреки. Пятисотый старт Кубка мира для Нориаки Касаи
После шестидесятого стартового номера в протоколе следует номер 500. Толпа у подножья словенской Летальницы взрывается восторженными криками, громче, чем для кого-либо из предшествовавших шестидесяти. На стартовой лавке – Нориаки Касаи, живая легенда прыжков на лыжах с трамплина и первый, кому покорилась отметка в 500 стартов в Кубке мира.
17 декабря 1988 года. 16-летний Нориаки Касаи, уроженец Хоккайдо, в первый раз выходит на старт Кубка мира. Он выступает перед домашней публикой в Саппоро и занимает 31 место в своём первом в жизни соревновании на высшем уровне. На пьедестале – легенды того времени, Матти Нюканен и Дитер Тома.
17 марта 2016 года. 43-летний Нориаки Касаи, серебряный медалист Олимпийских игр в Сочи, чемпион мира по полётам на лыжах 1992 года, 17-кратный победитель этапов Кубка мира, рекордсмен Японии и обладатель целой серии рекордов по возрасту, в пятисотый раз выходит на старт. Теперь уже в статусе настоящей легенды своего вида спорта.
500 соревнований Кубка мира, уложившиеся в промежуток в 27 лет и ровно три месяца, — результат, к которому ещё десятилетия никто не сможет приблизиться. Ближайшим к нему по этому показателю с 399 стартами является Янне Ахонен, но карьера «летучего финна» в последние годы далека от блеска. «Если этот рекорд останется за мной, может быть, его больше никто никогда не побьёт», — уверен Нориаки.
За время его карьеры сменилось несколько поколений соперников. Во время своего дебюта в Саппоро в 1988 году Касаи делил одну страницу в стартовом протоколе с Матти Нюканеном, Дитером Томой, Эрнстом Веттори и Яном Боклёвым. На полётном чемпионате мира в Гаррахове, где 19-летний Нориаки стал первым неевропейцем, который не только взял медаль, но и стал победителем, его главным соперником был его сверстник, Анди Голдбергер, больше десяти лет назад повесивший лыжи на гвоздь. На его глазах развивалось противостояние Йенса Вайссфлога и Эспена Бредесена в середине девяностых, при нём прошла вся яркая во всех отношениях карьера Свена Ханнавальда, он стал свидетелем расцвета Янне Ахонена и Адама Малыша, ему выдалось соперничать с непобедимой сборной Австрии Алекса Пойнтнера. А теперь, в сезоне 2015/16, Нориаки делит подиум с Доменом Превцем, родившимся спустя 11 лет после дебюта несравненного японца в Кубке мира. В виде спорта, где в 27 лет иные уже получают ярлык «ветерана», такие достижения должны цениться особенно.
За 27 лет Кубок мира по прыжкам на лыжах с трамплина претерпел значительные изменения – как, впрочем, и сам вид спорта. Сменяющие друг друга технические регламенты и стили прыжков, к которым не всем удаётся приспособиться, изменяющиеся тенденции в составлении календарей, судейские новшества, новые системы оценки прыжков – вся история последних двух с половиной десятилетий прошла на глазах у Касаи, который каждый раз находил способ адаптироваться к новым аспектам дела всей своей жизни.
Для того, чтобы наглядно понять, как изменился Кубок мира за время карьеры Нориаки, стоит взглянуть на то, как он, спустя год после дебюта, выступал в родном Саппоро – прыгая ещё в старом стиле, до повсеместного распространения V-стиля прыжков.
Нориаки – поистине спортсмен-хамелеон. Никакие технические или регламентные изменения за все эти годы не были способны повлиять на его уровень выступлений. Дважды он становился третьим в общем зачёте (1992/93 и 1998/99) и девять раз заканчивал сезон в десятке сильнейших. За 27 сезонов в Кубке мира Нориаки лишь пять раз не попадал в тридцатку по итогам сезона: дважды, в 1988/89 и 1990/91, на самой заре карьеры ему не удалось набрать ни балла, а затем неудачными по его меркам были сезоны 1995/96, когда он занял 36-ое место, возвращаясь после пропущенного по личным причинам предшествовавшего ему сезона, 2007/08 с 34-ым финальным местом и 2011/12 с 51-ым.
Полёты всегда были его любимой дисциплиной, но нельзя забывать, что и они слишком сильно изменились за 27 лет: на момент его дебюта в Кубке мира и первых лет карьеры, в том числе и во время победного для него чемпионата мира по полётам в Гаррахове в 1992 году, официальный рекорд, установленный поляком Петром Фиясом, составлял 194 метра. Сегодня же личный рекорд Нориаки – 240,5 метров.
В последние годы Касаи переживает что-то вроде «второй молодости», если такой термин вообще можно применить к нестареющему японцу, для которого возраст – лишь глупая цифра. Последние три сезона Нориаки постоянно стартует в десятке преквалифицированных и борется за подиумы как в обычных прыжках, так и на полётных трамплинах. Дважды за этот период ему удавалось победить: на дореформенном Кульме в 2014 году и в Куусамо в следующем сезоне. А в Сочи на Олимпийских играх, рекордных седьмых по счёту, ему покорились две медали: серебряная в индивидуальном зачёте на большом трамплине и командная бронзовая, благодаря чему он внёс своё имя ещё и в олимпийскую историю, став самым возрастным медалистом в возрасте 41 года и 256 дней.
Официальное празднование должно было состояться ещё в Титизее-Нойштадте во время второго старта, но пришлось отложить его на неделю: воскресные соревнования были отменены из-за ветра. Поэтому юбилейный этап переместился в легендарную Планицу, на Летальницу, где в 1999 году Нориаки слушал японский гимн в свою честь. Спустя 17 лет словенская публика вновь рукоплескала Касаи, радостно размахивающему уменьшенной копией своего юбилейного биба с цифрой 500 перед объективами камер.
(Фото: Saša Despot, zurnal24.si)
«500 — отличное число, но моё любимое — 6, — признаётся Нориаки в интервью официальному сайту FIS. — Я хочу дойти до 600 стартов, поэтому считайте 500 промежуточной отметкой; это ещё не конец». На вопросы о том, когда всё-таки наступит время остановиться, японец отвечает: «Когда Саппоро получит Олимпийские игры 2026 года. После выступления на них, в 54 года, и закончу». И смотря на удивительную карьеру Нориаки Касаи, сложно посчитать это за шутку.
94/95 — за несколько дней до начала сезона упал, сломал ключицу, планировал, вроде бы восстановиться к январю, но решил впоследствии пропустить весь сезон.