Золотая лихорадка: в погоне за рекордом мира
Прошлый сезон был весьма скуп на полёты: мы увидели лишь соревнование на австрийском Кульме, омрачённое тяжёлым падением Томаса Моргенштерна, ставшим роковым для его карьеры, и Чемпионат мира по полётам на лыжах в чешском Гаррахове, где новым чемпионом был назван Зеверин Фройнд, но по ходу соревнований награждать как триумфатора стоило безоговорочно победивший ветер, поучаствовавший и в личном старте, и в полностью отменённом командном. В этом году для любителей этой дисциплины настало настоящее раздолье: три полётных этапа, все на обновлённых трамплинах с совершенно сумасшедшими параметрами, охота за рекордами и заветная цифра «250» на горизонте. Открытие полётного сезона на обновлённом Кульме можно назвать генеральной репетицией, так как и там не обошлось без ветра, одного из главных участников всех соревнований последних лет, поэтому действительно насладиться изящными и дальними полётами мы можем именно здесь, в Норвегии, в Викершуне. И в этот раз северные боги ветров обещают не мешать.
Нынешний рекорд мира замер на отметке в 246,5 метров. Четыре года назад, 11 февраля 2011 года, норвежец Юхан Ремен Эвенсен сначала прыгнул на тренировке на 243 метра (что было засчитано как рекорд мира, ведь речь идёт о полётах, где засчитываются рекорды даже в тренировке), а потом спустя полтора часа показал этот фантастический результат в квалификации. Давайте вспомним, как это было:
Викершун заметно преобразился за два года отсутствия в календаре и немного подрос: для того, чтобы конкурировать с новыми параметрами Летальницы и Кульма, его К-пойнт передвинули на пять метров дальше, до отметки в 200 метров. И новые характеристики уже сразу дают о себе знать: вчера на тренировке накатчиков юный норвежец Сигурд Сёберг ухитрился улучшить личный лучший результат сразу на сто метров, с 136 до 236, приземлившись в почти десяти метрах от мирового рекорда. Посмотреть, как это выглядело, можно на сайте норвежского канала NRK.
Справедливым будет отметить довольно спорное расположение одного из самых ярких этапов года в календаре: с полётного Викершунбаккена, одного из трёх самых больших трамплинов сезона, спортсменам придётся в течение недели адаптироваться к самому маленькому трамплину, среднему Лугнету в Фалуне. Переход с K-200 на K-90 за несколько дней – безусловно, не самый простой трюк. Особенно учитывая, что последний принимает главный старт сезона – первый розыгрыш медали на Чемпионате мира.
Потому состав заявленных спортсменов обещает быть чуть менее ярким, чем хотелось бы: к примеру, мы не досчитаемся на старте основы сборной Австрии. Не едет в Норвегию и Камил Стох, выбравший подготовку к Чемпионату мира. Однако некоторые сборные решили всё-таки рискнуть и отправить на соревнования в Норвегию свой основной состав. Норвежцы выйдут на старт во главе с Аннешем Фаннемелем, обладателем лучшего личного рекорда из ныне активных прыгунов и второго результата в истории, 244,5 метров (к слову, обладатель рекорда Эвенсен ставит именно на Фаннемеля и называет длину в 251,5 метр – не исключено, что не слишком всерьёз и для развлечения публики на национальном телевидении). Не оставляют дома своего лидера и немцы, и мы увидим, сможет ли так же хорошо подобрать ключики и к этому полётному трамплину Зеверин Фройнд, как он сделал в Бад-Миттерндорфе. Мощно выглядит и заявка сборной Словении, для которых, как известно, полёты – их стихия: помимо Петра Превца и Юрия Тепеша в Викершун приехал и чемпион мира по полётам Роберт Краньец. Который, правда, остался вне заявки на Фалун, но это совсем другой разговор.
Так или иначе, даже несмотря на стратегически неудобное расположение одной из ярчайших жемчужин сезона в календаре, список фамилий позволяет надеяться на полёты за 230 метров. А там – кто знает – и до заветной отметки в 246,5 недалеко.
Охота за дальностью
В этом году полётные этапы, наконец-то вернувшиеся в календарь в достаточном объёме, привлекают к себе огромное внимание общественности. Немудрено: все три полётных трамплина предстают перед нами в обновлённом виде. Пальму первенства в состязании за звание самого большого полётного трамплина у Викершуна отобрали – теперь параметрами K-200/HS-225 обладают все три гигантских сооружения, Кульм, Викершунбаккен и Летальница братьев Горишек. Всё чаще и чаще возникают разговоры о рекорде мира, всё чаще организаторы соревнований с блеском в глазах и плохо скрываемым восторгом в голосе упоминают заветную отметку «250 метров» в многочисленных интервью и комментариях для прессы. Учитывая такую «золотую лихорадку» организаторов с одной стороны и запредельное количество травматичных падений в последние годы, число которых не уменьшается даже несмотря на проводившиеся этим летом попытки сделать экипировку хотя бы чуть более безопасной, хочется верить в здравомыслие всех участвующих сторон и в то, что безопасность не будет саботирована в угоду гонке за рекордами (впрочем, в Бад-Миттерндорфе это мало кого беспокоило). Так ли это – покажет время.
Проект перестройки австрийского Кульма в Бад-Миттерндорфе до параметров K-200/HS-225 в рамках подготовки к проведению полётного Чемпионата мира в следующем году привлекал внимание с самого начала. Огромные суммы, короткие сроки, подробное освещение строительства, спонсорские деньги Red Bull, амбициозные заявления в прессе, громкие обещания в духе «Мы уверены, что у нас можно установить мировой рекорд!» – всё это сделало этап на новом Кульме одним из самых ожидаемых этапов этого года.
Восьмого января, за день до квалификации, прошла церемония открытия – первый прыжок на нём совершил Грегор Шлиренцауэр, обладатель национального рекорда Австрии в 243,5 метров. Впрочем, первый блин вышел несколько комом: неравномерный вылет со стола отрыва и 190 метров, к которым австрийская пресса не преминула приклеить частицу «лишь». Но дальнейший ход соревнований с трудом позволяет назвать их успешными. Квалификация прошла с сильным ветром в спину, где у победившего Юрия Тепеша длина прыжка едва превысила 180 метров. Единственным светлым пятном стали субботние соревнования, неравномерных по ветру, но подаривших обновлённому Кульму новый рекорд трамплина – сумасшедшие для резко выполаживающейся горы 237,5 метров, которые показал на тренировке открывшийся в прошлом году как полётчик Зеверин Фройнд (новый национальный рекорд Германии). Фройнд дал понять, что у Кульма есть потенциал для серьёзных дальностей – не для рекорда мира, конечно, но для полётов за 230 метров, вопреки комментариям Шлиренцауэра, который утверждал после открывающего прыжка, что не видит безопасной возможности лететь за 230.
Впрочем, вишенкой на торте стали отмена соревнований в воскресенье из-за ветра и – что гораздо любопытнее – заявления по поводу того, что стол отрыва построен таким образом, что выкидывает спортсменов на недопустимо высокую траекторию полёта. Вальтер Хофер даже одарил новый профиль определением «не соответствует современным стандартам полётных трамплинов» после этапа. Многие тренеры и спортсмены выражали обеспокоенность безопасностью прыжков на таком трамплине. Впрочем, организаторы не отмолчались и пообещали всё исправить к полётному Чемпионату мира, а также установить больше экранов от ветра, чтобы повысить безопасность полётной фазы. Так что в следующем году нас снова ждёт обновлённый Кульм.

В Викершуне решили не отставать от своих конкурентов и тоже пошли на увеличение горы приземления и изменение её профиля до всё тех же параметров K-200/HS-225 с перенесением К-пойнта на пять метров дальше, чем было в прошлые годы. Причём конфигурация горы Викершунбаккена довольно сильно отличается от Кульма, поэтому именно это место является главным претендентом на установление нового рекорда мира. В этом уверен и обладатель текущего мирового рекорда Юхан Ремен Эвенсен, улетевший на 246,5 метров ещё при старой конфигурации горы, – впрочем, Юхан оптимистично верит и в возможность полётов за 250. Как это будет на самом деле – увидим в течение ближайших дней.

Планица в этом году наконец-то сможет принять финал Кубка мира. Обновлённую Летальницу братьев Горишек должны были достроить ещё к прошлому сезона, но ещё осенью 2013 года стало понятно, что темп строительства и объёмы финансирования не позволят уложиться в срок. Тогда финал сезона перенесли на уже преобразившуюся Великанку. В этом году подобные опасения также звучали как в словенской, так и в международной прессе. Тем не менее, в конце января стало официально известно: Летальницу успеют подготовить в срок. Нужные спонсоры взамен обанкротившейся компании, которая изначально должна была финансировать строительство, были наконец-то найдены, искусственный снег уже начали заготавливать, тренерскую биржу почти достроили – всё идёт по плану. Что касается дальности – директор соревнований в Планице Йелко Грос уверяет, что новая Летальница устроена таким образом, что на ней будет безопасно приземляться вплоть до отметки в 253-254 метра. Впрочем, он, как и все организаторы полётных этапов, оговаривается, что все эти цифры – лишь теория. Что будет на практике – предстоит увидеть нам самим.

Впрочем, Эвенсен вчера в прямом эфире (ну конечно, чья еще должна быть комментаторская смена на NRK?) всё восхищался тому, что это все было практически без помощи ветра: у Фаннемеля смешная компенсация в -1,3 была, а у Превца и того меньше. Тогда как у самого Эвенсена ветер был солидный (хотя в протоколе стоит всего -2,9, но с полётными эта цифра часто бывает далека от правды).