Почему этап Кубка мира в Нижнем Тагиле – новая страница в прыжках с трамплина
Этап Кубка мира в Нижнем Тагиле безусловно можно признать колоссальным успехом: как со спортивной точки зрения, так и с организационной. Отличная атмосфера, хорошие соревнования хотя бы в первый день из двух заявленных, довольные лица участников и огромный зрительский интерес — повод гордиться. Со всех сторон сыпятся восторженные отзывы об этапе, который почему-то называют первым российским этапом Кубка мира, забывая про сочинский предолимпийский этап в декабре 2012 года — и, возможно, в некоторой степени заслуженно: после Олимпийских игр мы начинаем всё с чистого листа, и в том числе развитие прыжков с трамплина — не из-под палки, не из-за висящий дамокловым мечом необходимости провести соревнования, а по собственному желанию, с энтузиазмом и блеском в глазах, со стремлением сделать большой праздник для всех.
Несмотря на то, что многие спортсмены ехали с, мягко скажем, заниженными ожиданиями (это можно было легко заметить по активности в социальных сетях: например, перед выездом Грегор Шлиренцауэр выложил фотографию с расположением Нижнего Тагила на карте, а Штефан Крафт сопроводил первый пост после прибытия комментарием «Jumping in the nowhere of Russia» — «Прыгая посреди ничего в России»), их мнение сильно поменялось по ходу уикенда.
Пожалуй, главная неожиданность заключалась в количестве зрителей и атмосфере на стадионе. Комплекс трамплинов «Аист» вмещает около 3 000 зрителей — примерно такое же количество и ожидали организаторы. Но ожидания разошлись с реальностью, и на склон горы Долгая в первый день соревнований приехало более 12 000 человек. Зрители занимали всё свободное пространство на трибунах и вокруг них, и, как рассказал на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» президент Федерации Дмитрий Дубровский, по просьбе директора соревнования Вальтера Хофера была открыта для доступа зрителей зона выката малого трамплина, чтобы вместить всех желающих. Во второй день цифра была чуть меньше, но стадион всё равно был заполнен больше своей базовой вместимости.
Причём даже по телевизору была заметна разница по уровню культуры болельщиков по сравнению с прошлыми крупными международными соревнованиями в нашей стране. Я не говорю сейчас о тестовых этапах Кубка мира в Сочи по прыжкам в декабре 2012 года и лыжному двоеборью в феврале 2013-ого, где в первом случае зрители появились лишь в последний день в количестве около пятидесяти человек по какой-то целевой программе, а трибун и вовсе не существовало, а во втором зрителей было больше, но все они были случайными людьми, и вашему покорному слуге лично довелось объяснять присутствовавшим, что перед ними происходит. Нет, разница была и по сравнению с женскими прыжками и двоеборьем в Чайковском в январе этого года, где на количестве публики сказались сильные морозы, но их осведомленность оставляла желать лучшего, и по сравнению с Олимпийскими играми, где трибуны были заполнены, но публика не желала даже пытаться разобраться в происходящем и поддерживала только отечественных спортсменов, а после их не слишком удачных выступлений массово утекала с трибун задолго до конца соревнований. В Тагиле, в отличие от всех вышеперечисленных этапов, мне не довелось побывать лично, но даже с экрана телевизора заметна колоссальная поддержка всех участников соревнований без разделения на национальную принадлежность и общая вовлеченность. Лучшим комплиментом для тагильской публики станет тот факт, что она ничем не отличалась от толп, которые мы видим на этапах в Норвегии, Польше, Германии и Австрии. Флаги разных стран, рисованные флажки на щеках, громкие аплодисменты, удивительная атмосфера и блеск в глазах разгорячённых волной поддержки спортсменов — ради этого стоило устраивать этот этап. Это новый уровень культуры боления в прыжках, неизведанный в нашей стране ранее, новая взятая высота. И всё только начинается.
«Этот уикенд стал отличным опытом для всех присутствовавших, — поделился впечатлениями на сайте FIS директор соревнований Вальтер Хофер. — Объект находится в великолепном состоянии, а зрители помогли создать замечательную атмосферу. Всё это доказало, что у этого места отличный потенциал, и мы обязательно снова им воспользуемся».
Тренер норвежской сборной Александр Штокль отметил «русское гостеприимство», в особенности выделив отличную работу организаторов и публику, радовавшуюся каждому длинному прыжку.
Очень положительно отозвался и Грегор Шлиренцауэр в своем блоге: «Очень позитивное, комплекс супер, окружающая среда и атмосфера были сегодня во время соревнования очень веселой и озорной. Единственный небольшой недостаток – это немного утомительное путешествие, здесь много земли вокруг».
Таким образом, этап в Тагиле — не просто удачно проведенное соревнование. Это новое начало, чистая страница истории российских прыжков с трамплина и первый сигнал о том, что мы движемся в правильном направлении. Виден интерес, виден коммерческий потенциал, видна заинтересованность FIS проводить у нас соревнования и содействовать строительству новых и новых комплексов, видны перспективы развития. Дело сдвинулось с мёртвой точки. Лёд тронулся.
Первый блин не комом
Первый день был великолепен как с точки зрения атмосферы, так и по спортивной части. Невооруженным глазом было заметно, что сама геометрия трамплина делает состязания интересными, да и погодные условия позволили честное и справедливое соревнование, что, к сожалению, в этом сезоне было редкостью: относительно стабильный несильный встречный ветер всегда располагает к длинным прыжкам и высокому уровню соревнований.
Результат сложно назвать непредсказуемым. Этап в Тагиле пропустило несколько спортсменов из Топ-10, и в стартовом протоколе не досчитались Амманна, Касаи, Куделки, сдавшего полномочия лидера общего зачёта; по прежнему пропускает соревнования Камил Стох, всё ещё восстанавливающийся после операции на голеностопе (польские СМИ поговаривают, что мы можем не увидеть Камила и на Турне — с большой вероятностью его возращения нужно будет ждать в районе Вислы-Закопане), да и травмы Анди Веллингера после падения в Куусамо оказались чуть серьезнее, чем было объявлено в начале. Поэтому борьба в высшем эшелоне развязалась между теми, кто и занял призовые места в субботу. Зеверин Фройнд нащупывает оптимальную форму, Грегор Шлиренцауэр, судя по всему, справился со своими новыми креплениями и поймал нужное настроение, австрийская молодёжь в лице новоиспечённого рекордсмена тагильского трамплина Крафта и Хайбёка продолжает наступать мощным фронтом, а к ним подтягивается Петер Превц, стабильно попадающий в десятку и шаг за шагом поднимающийся выше, ближе и ближе к призам (где он и оказался во второй день в Лиллехаммере). Но без чудес, хоть и обоснованных и заслуженных, Тагил обойтись не смог, и в первый соревновательный день на верхнюю ступень подиума взошёл Аннеш Фаннемель.
Аннеш находится в фантастической физической (да и психологической) форме: за четыре этапа с начала Кубка мира ни один (!) его прыжок во время соревновательных попыток не выпадал из Топ-10, а половина из них давала место в тройке. Такой стабильностью не может похвастаться ни один из прыгунов высшего уровня. Из 33 прыжков (как зачетных, так и в рамках официальных тренировок) в этом году 9 ставили его на первое место. Победа в родном Лиллехаммере ускользнула у него из-под пальцев, когда Грегор Шлиренцауэр обошёл его в первый соревновательный день на 2.9 балла за счёт сниженной по решению судей лавки и безупречного с технической точки зрения прыжка — в точности как за два года до этого. Но Фаннемель взял своё в Тагиле, победив с большим запасом впервые в своей карьере — и, будем надеяться, далеко не в последний раз. Поэтому теперь окрестности горы Долгая запомнятся миниатюрному норвежцу не только своими лавочками, с которыми он фотографировался прошлым летом, но и фантастически громким рёвом трибун в его честь, а также жёлтой майкой лидера, которую он смущённо натягивал на пьедестале почёта.
Второй день соревнований не смог порадовать нас таким же честным состязанием. Ветровой прогноз изначально не был благоприятен, и организаторы даже обсуждали вариант переноса соревнований на малый трамплин, но это было слишком сложно сделать с технической стороны за короткий промежуток времени. Поэтому ещё днём было решено отменить квалификацию, позволив всем 54 спортсменам принимать участие в соревновании, и провести лишь тренировку прямо перед зачётными попытками. Однако сильный разброс в результатах, становившиеся все длиннее паузы между прыжками, три падения, в том числе и довольно страшно выглядевшее падение Давида Кубацки, и удивительное спасение начавшего точно так же падать Андреаса Кофлера заставили принять решение об остановке второго раунда после десятка прыжков и признании официальными результатами итогов первой попытки, в которой победил Зеверин Фройнд (и справедливости ради надо сказать, вполне заслуженно даже с такой хаотичной ветровой ситуацией), второе место занял триумфатор субботы Фаннемель, а следом за ними расположился рекордсмен трамплина Штефан Крафт со своим прыжком на 138 метров, на четыре дальше хилл-сайза.
Нельзя не отметить и выступление нашей сборной: 16 и 14 места Владислава Бояринцева и 17 и 16 места наконец-то вернувшегося на соревнования Кубка мира Дмитрия Васильева не могут не радовать. Все десять человек (четыре плюс шесть по расшивной квоте национальной группы) прошли квалификацию и приняли участие в основных соревнованиях.
Прямая речь
Итоги российского этапа вчера подвел президент Федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью России Дмитрий Дубровский на пресс-конференции в медиацентре МИА «Россия Сегодня». И среди тем, которые поднимались, пожалуй, наиболее животрепещущей является дальнейшее развитие дисциплины в России. Мы напряглись, приложили колоссальные усилия, чтобы с блеском провести соревнования на недавно перестроенном комплексе, но что дальше?
Дальнейшие перспективы звучат очень оптимистично. Этап в Тагиле станет в календаре FIS постоянным: на следующий год подана заявка не только на проведение этапа мужского Кубка мира, но и женского. В предварительном календаре тагильский этап уже стоит.
Тагил в будущем станет не только центром для внутреннего использования во внесоревновательный период. Для иностранных сборных это также выгодно — особенно в нынешней экономической ситуации. Так, Дмитрий Эдуардович поделился, что получил запрос от финской сборной о возможности проведения сборов летом в Тагиле.
Но Тагилом дело не ограничится. Сочинские трамплины, которые перешли под управление Минспорта, станут тренировочной базой для нашей сборной в летне-осенний период, а также, возможно, примут летние международные соревнования на уровне FIS-Кубка и Континентального кубка в ближайшее время. А Чайковский примет в следующем году соревнования Летнего Гран-при как у мужчин, так и у женщин.
Отличные новости и для столичных поклонников этого вида спорта: трамплин на Воробьевых горах в Москве будет реконструирован. И не когда-нибудь, а в самое ближайшее время: работы начнутся уже в середине 2015 года и будут закончены в 2017 году, чтобы успеть сделать хорошую телевизионную картинку для Чемпионата мира по футболу 2018 года. В сентябре решение о реконструкции было принято мэром Москвы Сергеем Собяниным, а в настоящее время идут работы по проектированию. «Я не уверен, что нам удастся увеличить трамплин до размера, который позволит провести полноценный Кубок мира, но на уровень FIS-Кубка и Континентального кубка среди мужчин и женщин мы надеемся в перспективе», — объяснил Дубровский.
Ведутся переговоры о включении в федеральную целевую программу плана строительства линейки детских трамплинов в Красноярске. Есть и планы по строительству большого трамплина К-120 на Сахалине, что особенно актуально в свете грядущей Олимпиады в Корее. Вальтер Хофер уже посетил Сахалин с инспекцией и остался вдохновлен возможностью построить там комплекс.
Положительные сдвиги наблюдаются и в российской сборной. А со следующего года к ней сможет присоединиться еще один перспективный спортсмен: Евгений Климов, соревнующийся в лыжном двоеборье. Женя великолепно показывает себя на прыжковой части, но постоянно проваливается до последних мест на лыжной части. Поэтому разговоры об этом ведутся давно, и даже на Олимпийских играх его выставили на тренировку прыгунов для того, чтобы проверить его силы (тогда эксперимент не удался). Теперь, по словам Дубровского, этот вопрос самым пристальным образом рассматривается. В январе Женя примет участие в соревнованиях FIS-кубка и Континентального кубка для сравнения его уровня с остальными спортсменами. «Тренерский штаб отмечает, что предпосылки для перехода в прыжки с трамплина у него очень хорошие, но, тем не менее, мы не можем не считаться с личным мнением спортсмена, с мнением его личного тренера и тренера сборной команды, который на него рассчитывает в перспективе участия в Чемпионате мира в Фалуне», — пояснил Дубровский. Так или иначе, этот сезон Климов закончит как двоеборец, а дальше будет принято решение.
В материале использованы фотографии Юлии Степановой.
Баллы придумали, мягко говоря, давно — это не новшество последних лет (в отличие, как раз, от ветрового коэффициента). Сложно для восприятия? Да, возможно. Менее интересно с этими "усложнениями"? Каждый решает сам, но огромная аудитория прыжков (более 40 миллионов по всему миру, лучший показатель среди всех дисциплин FIS) доказывает, что никак нет.
И на самом деле на стадионе всё не так запутанно, как кажется, и даже приходящие в первый раз довольно быстро разбираются.
Маленький выбор сувенирки это тоже большая проблема многих отечественных соревнований, к сожалению :(
Что не понравилось: очень маленький выбор сувенирки и лотков с едой. По-моему, с банальной сувениркой было всего лишь два-три лотка. И примерно столько же - с едой. и это на многотысячную толпу. Еще - на стадионе не работало табло. Вернее, работало, но показывало только время.
Плюс в первый день была гигантская пробка. Но это "болезнь" всех дебютантов. Вспомните, как в Рыбинске в 2007 году на первом для них ЭКМ по лыжным гонкам спортсмены также попали в пробку и были вынуждены бежать до стадиона с лыжами в руках 2-3 км.
Съездил в гостиницу сборной Норвегии и Германии, которая располагалась на горнолыжном центре гора Белая. Очень неплохие условия для проживания скажу я вам.