К разговору о популярности лыжных гонок
Перед тем, как обсудить форматы лыжных соревнований, предлагаю уйти несколько в иную плоскость. Сразу предупреждаю: будет много циферок, и даже будет затронуто телевидение.
Телерейтинги, при всех их недостатках, всё-таки показывают, какие виды спорта в зоне их измерения пользуются большей популярностью, а какие меньшей. Поэтому хочу представить любопытные сведения.
Норвегия, прошедшая неделя. Там рейтинги меряет, как и у нас, TNS.
Особое внимание на вторую и шестую строчку. Это финальная гора Тур де Ски, мужчины и женщины. Подсчёт ведётся в тысячах жителей, второй столбец справа. Итак, мужской старт набрал цифру в 1 248 000 телезрителей, женский - в 1 101 000. Если поделить оба числа на население Норвегии, получим рейтинг в процентах, которым принято оперировать в России. Итак, победу Мартина Йонсруда Сундбю увидело 24,5% населения, а предшествовавший ей успех Терезы Йохауг - 21,6%. А особенно впечатляют данные по доле: 85,6% включённых в это время телевизоров были настроены на лыжные гонки!
Для сравнения, четвертьфинал футбольного Евро-2008 Россия - Голландия собрал рейтинг в 21,2% населения России, а "вечный" рекорд - полуфинал с испанцами - 29,1%. Я эти цифры привёл просто для того, чтобы сравнить значимость "Тур де Ски" и Евро-2008 для Норвегии и России соответственно.
Любопытен и лидер рейтинга. Idrettsgallaen - торжественная церемония вручения премии лучшим норвежским спортсменам прошедшего года. Грубо говоря, это всё равно, что если самой рейтинговой передачей недели станет... "Золотой пьедестал" на "России 2". Аж самому стало смешно. Да у нас этот "Пьедестал" никому не нужен, кроме разве что телевизионщиков. Общепринятого же звания "Спортсмена года" в России попросту не существует.
Для чего я выложил всю эту цифирь? Она отчётливо показывает популярность лыжного спорта в Норвегии. Разумеется, её причиной вовсе не является куча телетрансляций, как произошло в России с биатлоном. Не хочу повторять кучу банальностей в стиле "В Норвегии лыжи больше, чем спорт", поэтому оставлю это дело комментирующим. Тем более, по моим наблюдениям, среди молодого поколения там наблюдается очень сильный крен в сторону английской премьер-лиги.
У нас же "Россия 2" показывала "Тур де Ски". Финальная гора собрала долю в районе пяти процентов, и то потому, что она шла впритык с биатлоном. Сравните: 85,6% и пять с небольшим. Да, в России более насыщенный телерынок, но не до такой же степени! Тут опять хочется сказать банальность в духе "Вот поэтому российские спортсмены ничего не добиваются на ТдС". Не поэтому! Александру Легкову в прошлом году отсутствие общедоступного показа не помешало выиграть многодневку! Другое дело, что "популяризации спорта и российских спортсменов", про которую любят твердить наши чиновники, то отношение, которая "Р-2" продемонстрировала к "Тур де Ски", вовсе не способствует. А в эфире почти не было даже элементарных анонсов, хотя тот же биатлон рекламировали чуть ли не за неделю.
Хотя чего я о телевидении? Оно выполняет свою роль - показывает то, что интересно народу. Спорт жителям России, в отличие от жителей Норвегии, увы, неинтересен. Сделать так, чтобы он был интересен - задача крайне долгосрочная и без стопроцентной гарантии. Хотя у Губерниева на своём виде получилось.
------------------
Именно. А из биатлона сделали мыльную оперу, отсюда и такой интерес.
То кто бы его смотрел?
Нет, вообще-то то, о чем вы говорите, должны делать кабельные нишевые каналы. Но в России их аудитория настолько ничтожна, что говорить не о чем.
-------------------------------
Именно. От этого выигрывают в первую очередь сами спортсмены, хотя многие почему-то говорят, что о них не думают. Чем выше ТВ-рейтинг, тем больше спортсмены получают от спонсоров. Всё взаимосвязано, и в медиа-эпоху по-иному и быть не может.