Четыре из четырёх. Кобаяши выигрывает «Большой шлем»
Никогда такого не было, и вот опять: впервые в истории на Турне четырёх трамплинов второй «Большой шлем» подряд. 16 лет достижение Свена Ханнавальда оставалось без конкуренции – и лишь в прошлом году пало под натиском Камила Стоха и его великолепной формы прошедшего сезона. В этом году доминирование Рюёю Кобаяши кажется ещё сильнее, и оттого его «Большой шлем» из побед на всех четырёх этапах Турне максимально закономерен.
В текущем сезоне просто-напросто нет ни одного прыгуна, кто мог бы соперничать с младшим из Кобаяши не в рамках одной попытки, а на дистанции. Из 11 зачётных стартов Рой, как просит сокращать своё имя сам триумфатор, выиграл восемь и лишь единожды не попал на подиум (в первый день в Энгельберге он стал седьмым). Такая чемпионская поступь кажется сумасшедшей даже при сравнении с 2015/16 годом в исполнении Петера Превца, закончившимся рекордными 15 победами – к соответствующему моменту сезона у словенца было «всего лишь» шесть первых мест.
С одной стороны, это говорит о запредельной форме Кобаяши – и она стала результатом переоценки ценностей этим летом для японца, которого часто в прошлом упрекали в недомотивированности и недостаточном старании. Родившись в лыжной семье – его отец работал горнолыжным инструктором, а старший брат Юнширо и старшая сестра Юка тоже выступают за сборную Японии в прыжках, – Кобаяши-младший нередко принимал необходимость заниматься прыжками как что-то должное, само собой разумеющееся. Как результат, попав в состав сборной в 2016/17, он не набрал ни одного очка в Кубке мира. Пришло время что-то менять. «У него пошли прыжки, когда он понял, что надо бы больше времени проводить на тренировках, а не за рулём своего “Порше”», – раскрыл недавно его тренер на базе в Саппоро, финн Янне Ваатайнен, работающий с Кобаяши с юниорского возраста.
Смена подхода стала видна уже на Олимпийских играх в Пхёнчхане: 7-е и 10-е место показали, что работа ведётся в правильном направлении. Почти год спустя Кобаяши стал лишь вторым японцем, выигравшим Турне – до этого престижной награды добивался лишь мэтр японских прыжков Казуёши Фунаки в 1998 году.
«Одно из главных его достоинств – очень быстрый уход со стола отрыва и стремительное принятие правильного положения в воздухе. Такая быстрая фаза перехода даёт ему два-три метра преимущества над конкурентами», – описывает стиль Кобаяши немецкий тренер Вернер Шустер.
Но с другой стороны, такое доминирование показывает, что уровень конкуренции в этом году не слишком высок. Бой в течение Турне мог дать лишь Маркус Айзенбихлер, но и тот трижды оставался буквально на расстоянии половины шага от того, чтобы перехватить первую строчку. Остальные и вовсе остались далеко позади – прошлогодний триумфатор Камил Стох явно не в форме и пытается подвести себя к чемпионату мира в Зеефельде, пожертвовав ранними стадиями сезона, норвежцы притянули к себе тридцать три несчастья, про австрийцев и говорить нечего, а немцы довольствуются обидной формулой «хороши, но недостаточно хороши».
Вот уже 16 лет немецкие прыгуны не могут разбить проклятие Турне четырёх трамплинов: Свен Ханнавальд по-прежнему остаётся последним немцем, который смог увести домой «Золотого орла». Для главного тренера немецкой сборной Вернера Шустера это достижение остаётся одной из немногих незакрытых целей в тренерской карьере, хотя в этом году его подопечные опять были близки к цели – но Инсбрук который год подряд сдаваться не хочет. Именно на «Бергизельшанце» Маркус Айзенбихлер проиграл решающую схватку Рюёю Кобаяши, хотя и удержал вторую позицию в зачете Турне. А после Бишофсхофена арифметические подсчеты сложились удачно и для его товарища по команде Штефана Ляйе, который занял четвёртое место на трамплине имени Пауля Ауссерляйтнера, но благодаря осечке соперников смог подняться в зачете Турне с пятого на третье место. И если для самих спортсменов этот расклад очень хороший, то герр тренер наверняка хотел бы видеть иное. «Мы снова, к сожалению, проиграли выдающемуся прыгуну», – с горечью резюмировал бундестренер, которому теперь придётся оправдываться за своё будущее ещё активнее, ведь слухи о том, что Австрийский лыжный союз пытается переманить Шустера обратно домой, ползут после окончания Турне с удвоенной силой.
Итоги Турне четырёх трамплинов для сборной России явно неоптимистичные. Несмотря на погоду, подарившую спортсменам день отдыха перед развязкой, и подающий надежду результат Михаила Назарова на тренировке, в основные соревнования всё так же стабильно прошёл лишь Евгений Климов. Временами команда испытывает проблемы технического плана: кто-то много проигрывает в скорости на разгоне, у кого-то сложности при уходе со стола отрыва, кто-то пока в принципе ищет себя. Как итог: всего на одном из четырех стартов прошли квалификацию два спортсмена. Результат очевидно неутешительный, но, как отметил главный тренер сборной Евгений Плехов, «плохой результат – тоже опыт».
«Наши ожидания на Турне не оправдались, планировали результаты лучше, и это касается не только Жени, но всей команды в целом. Да, Максим Сергеев приехал первый раз, чтобы перед первенством мира прочувствовать атмосферу, но посмотрите, сколько его ровесников прыгают на Кубке мира на высоком уровне. Планировали результат, так как ребята готовы, на тренировках же показывают результат, но соревнования не идут. Что касается Жени Климова, то ему мешают технические ошибки, прыжки стали нестабильны. Он потерял те ощущения посадки после Куусамо, которые были раньше, сейчас он посадку не прокатывает».
Важную роль в итоговом результате играет, безусловно, и психологический момент. Сейчас с 10 по 15 января в Чайковском пройдет чемпионат России, из-за которого спортсмены пропустят этап Кубка мира в Валь-ди-Фьемме. Настрой у команды боевой, все понимают, что борьба будет вестись не только за победу-хороший результат, но и за попадание в основную команду. А так как, по словам главного тренера сборной, один лишь результат не будет означать стопроцентное попадание, то прыгунам придется проявить себя и «разжечь огонь в глазах и сердце».
Топ-10 общего зачёта Турне:
Текст и фото: Дарья Сыркова (Darija) и Anastasia Solovyeva, Бишофсхофен; Anna Konovalova
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).