Игра на обещаниях. Как пытаются вернуть к жизни прыжки на лыжах в Болгарии
Развитие прыжков с трамплина – дело нелегкое. Если посмотреть на карту стран-участниц Кубка мира и Континентального кубка, можно увидеть, что некоторые страны зачастую представлены всего одним спортсменом, а иные и вовсе не имеют представителей.
Проследить за жизнью ведущих сборных проблем не составляет. А вот узнать, как живут малые нации, трудно (уж поверьте нам). Но, преодолевая языковые барьеры, мы попытаемся рассказать вам о тех странах, о существовании спортсменов из которых вы, возможно, даже и не догадывались.
Первой страной, о которой нам хотелось бы рассказать в нашей серии материалов, станет Болгария. Мы пообщались с представителем Болгарской федерации по прыжкам на лыжах с трамплина Захари Сотировым, который рассказал нам об истории, настоящем и целях на будущее в этой стране, а также с главной звездой сборной – Владимиром Зографски. Забегая вперёд, мы отметим, что их взгляды были не просто разными, а прямо-таки противоположными.
Немного истории:
Первые официальные прыжки в Болгарии совершил Борис Русев недалеко от Софии в 1925 году. В 1934 году началось развитие прыжковой инфраструктуры, и было построено два трамплина: один под Софией, один в Самокове. В 1948 году первые спортсмены, представляющие Болгарию в прыжках на лыжах с трамплина, выступили на зимних Олимпийских играх в Санкт-Морице.
В начале 60-х годов появились первые профессиональные тренеры, окончившие Национальную спортивную академию, а также появились первые спортивные клубы. С тех пор болгарские спортсмены участвовали во всех крупнейших международных соревнованиях. Среди успехов стоит отметить победы Владимира Брейчева и Валентина Божичкова на чемпионате Европы в 1984 и 1986 годах соответственно. Отметим и несколько попаданий в топ-10 на этапах Кубка мира и Летнем гран-при самого Захари Сотирова в первой половине 90-х годов.
В последние 10 лет возникла группа молодых талантливых спортсменов. Именно из этой группы и вырос Владимир Зографски, который является сейчас основным и пока что самым успешным спортсменом сборной Болгарии. Его лучший результат на данный момент – победа на юниорском чемпионате мира в 2011 году. Он также показывал результаты в топ-10 на уровне Кубка мира, а в 2015 году выиграл золото на зимней Универсиаде.
Трамплины в Болгарии:
Еще до конца 1990-х годов в Боровце и в близлежащем от него Самокове стояли подходящие для тренировок трамплины (HS90 и HS35). Сейчас, к огромному сожалению спортсменов, в Болгарии нет действующих трамплинов достаточной мощности, поэтому атлеты вынуждены тренироваться за рубежом.
Трамплин в Самокове. Фото: www.24chasa.bg
Например, Владимир Зографски переехал со своей семьей в Инсбрук, там у него больше возможностей и под рукой лыжные центры международного уровня для тренировок. Живет Влади достаточно закрыто (по крайней мере, не ведет активной деятельности в социальных сетях, хоть и имеет там страницы, например, в Инстаграме, да и связаться с ним, увы, проблематично, даже зная явки и пароли).
Развитие:
По словам Захари Сотирова, главной задачей для себя сейчас Федерация прыжков на лыжах Болгарии считает создание системы по развитию этого вида спорта. И начинать было решено со строительства комплексов. Для этого был нанят архитектор Ханс-Мартин Ренн, который проектирует новый лыжный центр для подготовки юниоров в Самокове. Планируется построить три трамплина мощностью HS15, HS35 и HS65. Строительство планируется завершить к концу следующего года.
С помощью Федерации лыжного спорта и биатлона Румынии и эксперта в развитии тренерской подготовки Пауля Ганценхубера были организованы семинары для тренеров по прыжкам с трамплина. Целью этих семинаров является обучение болгарских тренеров для возможности работать на международном уровне. Те, в свою очередь, в дальнейшем будут растить новое поколение болгарских атлетов.
Сейчас же сборная делится на две группы спортсменов: в основную, или сборную А, входит Владимир Зографски, который с начала лета работает с Матьяжем Зупаном (экс-тренером сборной России), а сборная B состоит из шести молодых талантов, которые много путешествуют для тренировок в Словению, Австрию и Румынию. В течение второй половины весны и лета у них была возможность потренироваться в Рышнове (Румыния), в Планице (Словения) и Тарвизио (Италия). Федерация заботится о том, чтобы спортсмены получали как можно больше опыта и консультировались с различными ведущими мировыми специалистами.
И все это звучит из уст представителя федерации неплохо и даже обнадеживающе. Ровно до того момента пока не заглянешь по ту сторону медали.
Вы думаете, что трудно взять интервью у футболиста или теннисиста? Поверьте, с прыгунами не легче. Потраченные почти пять месяцев на попытки договориться об интервью с Владимиром Зографски увенчались успехом лишь на соревнованиях в Нижнем Тагиле. Но ожидание того стоило.
–Начнем с простого вопроса: как вы начали свою карьеру? Что привело вас в прыжки?
– Я начал профессиональную карьеру где-то в 2006. Мой отец был прыгуном, он вдохновил меня начать карьеру прыгуна. Я играл в футбол в детстве, я и сейчас люблю и играть, и смотреть (смеется). Однажды он пришел домой и спросил, не хочу ли я попробовать заняться прыжками с трамплина. Как раз в то время в моем городе построили новый небольшой трамплин (родной город Владимира – Самоков – прим. ред.). Как-то так я и начал свою карьеру.
– Я знаю, что сейчас в Болгарии нет мощных трамплинов для тренировок спортсменов уровня Кубка мира и Континентального кубка, поэтому вы вынуждены были переехать в Инсбрук. Как сейчас устроена ваша жизнь?
– На самом деле еще пять лет назад у нас были хотя бы малые трамплины, а сейчас все разрушено. Во времена, когда я достаточно успешно выступал в Кубке мира в период с 2009 по 2014 год, прыжки, да и вообще зимние виды спорта, были популярны у нас в стране. Но сейчас никто не хочет строить новые трамплины, потому что это дорого, а трамплины не особенно многофункциональны. К сожалению, сейчас в Болгарии почти никто не интересуется нашим видом спорта. Поэтому у меня не осталось выбора, и я переехал в Инсбрук. Сейчас моя жизнь отличается от той, что я вел в Болгарии. Не могу сказать, что она труднее… Но австрийцы, сам народ, они другие, у них другое мышление. Знаете, мы, болгары и русские, похожи, у нас близкий менталитет, а они просто другие (улыбается).
– Сейчас вы работаете с Матьяжем Зупаном. Как давно вы начали работать вместе? И почему вы решили выбрать именно его в качестве своего тренера?
– Мы работаем с начала лета, где-то уже около шести месяцев. Можно сказать, что мы думали о его кандидатуре достаточно давно, с середины прошлой зимы точно. Я думаю, что он был самым оптимальным выбором для меня и моей команды.
– Многие спортсмены и тренеры могут спокойно общаться на нескольких иностранных языках. Матьяж работал раньше с российской сборной. Не секрет, что и вы сам неплохо говорите на русском. На каком языке вы общаетесь между собой?
– В основном на английском. Конечно, мы можем поговорить с ним и на русском, и на немецком, и даже на словенском, ведь наши страны находятся в одной части Европы и языки перекликаются в чём-то. Но мы решили выбрать английский основным языком общения, так как тогда мы сможем очень четко объясняться друг с другом, что, безусловно, важно в этом виде спорта.
– Еще один вопрос о тренере. Вы работали с Алексом Пойнтнером в не самое простое для него время. Как проходила ваша работа?
Мы проработали вместе около года. Начало было очень хорошим. Он отличный тренер, прекрасный человек. Все знают, что он один из лучших. Но также все знают и то, что произошло в его личной жизни. (Два года назад умерла дочь Алекса Нина – прим. ред.) Это был очень тяжелый для него момент. И мы решили, что будет лучше завершить наше сотрудничество.
– Если не секрет, в каких отношениях вы расстались?
– В хороших. Мы до сих пор общаемся, достаточно близко и по-дружески. Он много помогает мне, всегда рядом, если мне что-то нужно. Алекс замечательный человек, но сейчас ему нужно проводить время с семьей.
– Давайте вернемся в Болгарию. Мы общались с Захари Сотировым, он рассказал нам, что планируют построить новые трамплины в Болгарии, к концу года должен быть одобрен план строительства. Но вы высказывались менее оптимистично пару минут назад об интересе к прыжкам на лыжах с трамплина в вашей стране. Этот план и правда существует, или это только слова?
– Знаете, за последние несколько лет я видел как минимум пять таких планов… Так что пока я не приеду и не увижу уже построенный трамплин, я в это не поверю. Постоянно меняются руководители, приходят новые спортивные директоры, каждый обещает что-то построить, но до сих пор их обещания не воплотились в жизнь. Так что я не знаю, увидим. Я и правда смотрю на все это не столь оптимистично. Если построят, то построят. Нет, так нет. Но, честно, я не думаю, что они что-то построят.
– А как в болгарской сборной с подрастающим поколением? Что можете сказать о юных прыгунах?
– Его нет. Есть два-три спортсмена, но они уже не совсем юные. Самому младшему, наверное, лет уже 12, что, в общем, уже приличный возраст для прыгунов. Обычно дети начинают заниматься лет в пять-шесть. А кто постарше, тем уже лет 15-16. В общем, у нашего спорта в Болгарии будущее не очень радужное.
– А вы после завершения карьеры не думали стать тренером и, возможно, как-то изменить ситуацию?
– Нет, я этого не планирую. Никто, конечно, не знает, как сложится жизнь, но это не работа моей мечты.
– Из вашего рассказа я уже поняла, что быть прыгуном в Болгарии очень тяжело. А что вы можете сказать про себя? Насколько вас поддерживает федерация, или же больше вы рассчитываете только на поддержку спонсоров?
– На самом деле, я счастливчик. Наша федерация лыжных видов спорта привлекает много спонсоров, в том числе и для меня. И это здорово, что моя команда получает полную поддержку от федерации: вот и сейчас здесь я благодаря им. Вообще мне нравится Тагил, он схож с болгарскими городами: такие же дома, улицы, дороги. Так что я чувствую себя здесь как дома!
– Это же здорово. Ну и последний, стандартный, но неизменный для этого сезона особенно вопрос: какие у вас цели на сезон?
– Главная моя цель – оставаться здоровым. У меня было много травм после сезона 2014 года. Поэтому сейчас для меня важно сохранять все под контролем, в оптимальном состоянии с точки зрения физического здоровья, улучшать свои результаты, и больше ездить по соревнованиям.
Что ждет прыжки с трамплина в Болгарии, увы, не ясно. Остается следить за ситуацией, болеть на Кубке мира за Влади, как его все ласково называют, и надеяться, что обещания из слов начнут превращаться в дела.
Фото: Darija
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).