«Я самый маленький и младший, какой из меня лидер?» Штефан Крафт — о спокойствии и завышенных ожиданиях
Сезон 2016/17 прошёл под неожиданно взошедшей звездой Штефана Крафта. Хрупкий низенький юноша из-под Зальцбурга скинул с себя оковы пребывающей в дрёме последние годы сборной Австрии и понёсся вперёд, сметая всё на своём пути. Оба Кубка мира, два золота чемпионата в Лахти, новый рекорд мира — всё это пошло в коллекцию Крафта, в дополнение к золотому орлу Турне четырёх трамплинов трёхгодичной уже давности.
«Я много смеюсь, это полезно для сердца». Новый герой в прыжках с трамплина
В нынешнем сезоне австрийцы, как уже водится, медленно запрягают, а главный тренер Хайнц Куттин продолжает свою риторику в стиле кота Леопольда о ровном составе, отсутствии необходимости в фигуре командного лидера и том, что Олимпийские игры — просто обычное соревнование, не требующее к себе особого отношения. Крафт, как оказалось, тоже принял такую же точку зрения на положение вещей. В Нижнем Тагиле он нашёл немного времени, чтобы пообщаться с нами о былых уже достижениях и нынешних порядках в сборной Австрии.
— Прошлый сезон сложился для вас великолепно. Хватило ли времени в межсезонье, чтобы расслабиться и выкинуть всё из головы весной и летом?
— Да, разумеется, после такого сезона тебя всё равно не отпускает прыжковый мир: после конца соревнований всё равно в расписании стоят разные мероприятия, встречи, церемонии, и это всё было довольно утомительно. Поэтому для меня было очень важно найти время для того, чтобы просто побыть со своими друзьями и семьёй — самое важное время для меня. К тому же, я съездил в отпуск в Хорватию и смог побыть вдали от всей рутины.
— Ваша главная черта — умение не поддаваться эмоциям и сохранять спокойствие, несмотря ни на что. Это естественная особенность психики или же натренированное мастерство?
— Это одна из вещей, над которой надо работать и усовершенствовать с помощью специальных психологических тренировок. Но когда дело доходит до всего, что происходит на трамплине… главное ведь получать удовольствие от того, что делаешь. А когда ты часто попадаешь на подиум или, допустим, в пятёрку лучших, то и самооценка растёт. С её помощью гораздо проще и спокойнее справляться с любыми ситуациями.
— Сейчас вы в команде явный лидер по результатом. Но чувствуете ли вы себя лидером реальным?
— Я самый маленький, самый младший, так что какой из меня лидер? (смеётся) Но, конечно, когда кому-либо требуется помощь, мы все — одна команда. И мы делаем всё для того, чтобы вместе быть лучшей командой в мире — что не так-то просто, когда имеешь дело с такой сильной Германией и так прогрессирующей Польшей. Но я не думаю, что в нынешнем составе у нас есть один ярко выраженный лидер, мы просто одна команда.
— От сборной Австрии как дома, так и по всему миру ждут только высших результатов. Как воспринимается давление всеобщих ожиданий?
— Да, нам приходится сталкиваться с давлением: от нас ждут медалей, постоянного присутствия в тройке. И с этим нужно справляться. Я уже пять лет провёл в Кубке мира, так что для меня это не проблема, я привык к столь высоким ожиданиям. Тем не менее, это нелегко. Было бы лучше, если бы первые недели сезона можно было проводить без этого пристального внимания, прыгать как прыгается, на подиум ли, в десятку ли, вне неё, а потом просто поработать пару-тройку недель, чтобы выйти на Турне в хорошей форме.
— Весь прошлый сезон вы не выпадали из группы преквалифицированных спортсменов. В этом году это понятие было упразднено. Как эти изменения отразились на вас?
— Ну, теперь мне приходится каждый раз прыгать в квалификации! Больше не получается использовать, когда нужно, лишнюю возможность отдохнуть. Раньше я частенько к этому прибегал, чтобы не перегружать себя. И на формате Турне четырёх трамплинов это скажется. Но я молод, у меня должно хватить сил, чтобы справиться с этим. Не думаю, что это можно назвать проблемой для меня.
— Вы — нынешний обладатель рекорда мира. Как вы думаете, можно ли улучшить его на существующих трамплинах? Если да, то где именно?
— Мне кажется, это можно сделать только в Викершуне. И лишь до отметки в 255 метров, совершенно точно. Всё должно совпасть идеально, чтобы сдвинуть границу ещё на метр, на полметра. Это уже существенная дальность. А чтобы тянуться ещё дальше, нужно строить новые трамплины или перестраивать существующие. Но мы посмотрим. Если всё сложится — сам прыжок, условия, состояние трамплина, — то всё возможно.
— Главное событие сезона — Олимпийские игры в Пхёнчхане, и в прошлом году вам уже удалось познакомиться с олимпийскими трамплинами. Как вам они?
— Я уже прыгал и на К-98, и на большом трамплине в Пхёнчхане, и оба мне понравились. Да и место очень приятное.
— Как именно будете готовиться к Играм?
— Не скажу! (смеётся) Разумеется, я должен подвести себя к февралю в идеальной форме, чтобы всё сложилось так, как надо. Но мы все готовимся как обычно — никакого особого отношения к этим стартам у нас нет.
Беседовала Anastasia Solovyeva
Фото: Darija и Anastasia Solovyeva
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).
Надеюсь, Крафт к Турне уже будет в своей великолепной форме!)