«Это всё из-за усов». Открытие прошлой зимы Роберт Йоханссон – о борьбе за место в основе и талисманах
В последнее десятилетие сборная Норвегии нередко становилась оплотом поздно раскрывающихся летающих лыжников. В прошлом году перед нами расцвёл новый пример: 27-летний Роберт Йоханссон, думавший было бросить прыжки из-за слишком маленьких шансов закрепиться в основе, но попавший в начале прошлого сезона в команду и быстро доказавший, что это место по праву его.
За сезон 2016/17 уроженец Лиллехаммера обзавёлся харизматичными усами, ставшими его отличительной чертой, и рекордом мира, продержавшийся всего полчаса. Мы поговорили с ним в Чайковском о самом успешном годе его карьеры, планах на будущее и полётных соревнованиях.
– Перед прошлым сезоном вас посещали мысли о завершении карьеры. Тем не менее, вы решили остаться. Что послужило стимулом для того, чтобы дать самому себе последний шанс?
– В какой-то момент я понял, что конец предшествовавшего тому сезона был не таким уж и плохим, и что у меня на самом деле есть потенциал стать одним из сильнейших прыгунов в мире. Просто для этого нужно научиться всё делать несколько иначе.
– Для того, чтобы стать частью основной сборной, вам пришлось раз за разом, в течение долгого времени доказывать тренерам, что вы заслужили место в команде. Со временем пришли и результаты. Эта борьба за место в основе подстегивала вас все это время?
– Разумеется. Потому что в таких условиях жёсткой конкуренции приходится постоянно доказывать всё не словом, а делом, на каждой тренировке. Эта борьба не прекращается, и для того, чтобы показать, что ты достаточно хорош для постоянной роли в команде, нужно выступать и тренироваться на максимальном уровне каждый день. Это хороший стимул.
– Вы единственный в своей сборной, кто пользуется лыжами Slatnar. Один из принципов работы Петера Слатнара со своими клиентами – индивидуальные проекты лыж для лучших лыжников мира. С вами так же?
– Конечно, именно так и мы и сотрудничаем. Мы очень во многом сходимся с ним и постоянно обсуждаем в деталях, какими должны быть мои лыжи, чтобы мне было удобнее. И мне кажется, что ему удается создать для меня отличные лыжи, которые мне подходят.
– Может, есть особые секреты?
– Не без этого: я хорошо понимаю, что именно нужно мне от моих лыж, и это индивидуальные особенности (смеётся).
Петер Слатнар изучает новшества конкурентов
– В прошлом сезоне вы смогли установить новый мировой рекорд своим прыжком на 252 метра, но удержался он лишь несколько минут. С этого момента прошло полгода. Взгляд на те события сегодня как-то изменился?
– Когда ты осознаёшь, что ты способен прыгать настолько хорошо, что этого достаточно для мирового рекорда, это сильно мотивирует. Поэтому когда я вспоминаю о том прыжке, это даёт мне сил и желания продолжать работать дальше, чтобы продолжать отодвигать границы. И это пригодится мне в этом сезоне: у нас будет много полётных соревнований, да и Олимпийские игры, которых я тоже очень жду.
– На ваш взгляд, только ли «Викершунбаккен» на сегодняшний день пригоден для рекордов? Или же можно пробовать и в Планице?
– Мне кажется, в Планице это тоже возможно. Но для этого нужно идеальное состояние горы и погодных условий.
– Вы один из лучших полётчиков в Кубке мира. Каковы ваши цели для полётного чемпионата мира в Оберстдорфе?
– Планка задрана очень высоко, и я хочу бороться за самые высокие места. Надеюсь, что я подведу себя к чемпионату в оптимальной форме и смогу выдать несколько безупречных прыжков. Так что, если физическое состояние позволит, я думаю, что буду достоин борьбы за медали.
– Также впереди нас ждут Олимпийские игры. Считаете ли вы их крупнейшим соревнованием в своей карьере или же видите потенциал пройти полностью и следующий олимпийский цикл?
– Олимпийские игры проходят раз в четыре года, не так часто, поэтому для меня попасть в сборную Норвегии на Игры – одна из первостепенных задач на сезон. Но в мотивации недостатка у меня нет, и я не вижу проблемы в продолжении карьеры и до следующих Игр.
– После Пхёнчхана Кубок мира продолжится «норвежским турне» RAW AIR. В прошлом году турнир вызвал немало вопросов по логистике и напряжённому графику. Помогают ли хорошо знакомые домашние трамплины вашей сборной?
– Нет, это не делает турнир проще. Для нас, может, даже и сложнее из-за излишнего внимания и давления норвежских медиа. Но мне кажется, что организаторы RAW AIR неплохо справились в прошлом году и старались своевременно и аккуратно решать все возникавшие вопросы с транспортом, багажом и другими сложностями. Да, это десять дней тяжёлой работы, но в конце концов оно того стоит.
– Алекс Штёкль продлил свой контракт с Норвежским лыжным союзом до 2022 года. Как вам такое решение?
– Для всех нас это хорошая новость. Алекс – замечательный тренер с интересным взглядом на прыжки с трамплина. Он работает в связке с другими тренерами и сопровождающим персоналом, и команда наконец сплотилась. Теперь это люди, которые полностью доверяют друг другу. И все мы доверяем Алексу. Поэтому мы рады, что за нашими спинами такой отличный тренер.
– И последнее: как появилась идея отрастить такие роскошные усы?
– Сложно сказать. Я просто начал отращивать их в прошлом году, и многим показалось это классным. А уже зимой я решил, что не прочь оставить их надолго.
– И вместе с усами пришли хорошие результаты. Есть связь?
– Разумеется! Когда я отрастил усы, то и прыжки наладились. Поэтому теперь я считаю, что это всё из-за них. Они мне как талисман. (смеётся).
Беседовала Дарья Сыркова (Darija).
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).