«Кубок мира – первый шаг к популяризации вертолетного спорта». Новые стремления Томаса Моргенштерна
Мой взгляд сразу поймал его (и не только потому, что я прекрасно знаю, кто он): статный, харизматичный и как всегда в фирменной кепке Red Bull. Он отличается от российских пилотов, опытных, заматеревших, от того, наверное, и выглядящих такими суровыми, блеском в глазах и желанием доказать в первую очередь самому себе, что вертолеты для него не блажь, не игра, что все серьезно.
«Томас Моргенштерн, прыгун на лыжах с трамплина, трехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, 23-кратный победитель этапов Кубка мира» – эту страницу, похоже, он сам для себя перевернул. Сегодня Томас Моргенштерн – это австрийский пилот, чемпион мира в категории юниоров, призер этапа Кубка мира, призер Всемирных воздушных игр. И поэтому наш разговор в большей степени был посвящен новой главе его жизни.
Спустя год снова Вы приезжаете в Конаково. Вам здесь нравится?
ТМ: Да, мне очень нравится здесь! Для меня Конаково – это своего рода база вертолетного спорта, много возможностей для тренировок с российскими экипажами, соревнований. Для нас все еще трудно показывать хорошие результаты, а здесь мы можем стать лучше. Здесь хорошее место, отличный аэродром, классные люди вокруг. Уже с нетерпением жду следующего года, чтобы вернуться.
Я видела результаты предварительных соревнований, там есть успехи.
ТМ: Да, в этом году мы определенно выступаем лучше. На Открытом чемпионате России мы улучшили свои результаты по сравнению с прошлым годом, особенно в «полетах на точность» и «слаломе», могли бы выступить получше в «навигации», хотя она получилась неплохо. А вот «развозка грузов» получилась очень плохо: обычно мы показываем результаты лучше в этой дисциплине. Надеюсь, сегодня у нас получится исправится. (Томас остановился на стадии ¼ финала – прим. ред.)
В этом году был введен новый формат соревнований – Кубок мира по вертолетным гонкам. Вы, как спортсмен, привыкший соревноваться в рамках Кубка мира, как относитесь к этому нововведению?
ТМ: Мне кажется, это правильный путь. Кубок мира – это только два упражнения, в которых экипажи соревнуются непосредственно друг против друга. (упражнения «слалом» и «развозка грузов» проводятся по системе play-off – прим. ред.) Это интереснее для зрителей, так как гонки проходят быстрее и выглядят зрелищнее. У зрителей есть возможность увидеть, что делают спортсмены, в то время, как в навигации и полетах на точность такого нет. Мы хотим, чтобы вертолетные гонки росли как спорт в будущем, так что это шаг вперед, и нам нужно продолжать совершенствоваться.
В прошлом году Вы рассказывали, что по сравнению с прыжками на лыжах с трамплина вертолетный спорт непопулярен, особенно в Европе, но у Вас есть идеи, как это изменить. Удалось что-то реализовать за прошедшее время?
ТМ: Да… (улыбается) Мне нравится формат Кубка мира. Это первый шаг на пути популяризации нашего спорта. Надеемся, что и у нас в Австрии соберется много зрителей на этапе в сентябре (8-10 сентября). Сейчас у нас 7 различных точек по всей Европе, которые примут Кубок мира, это здорово. Но потребуется время, чтобы вертолетный спорт стал популярен.
Главное, вы движетесь в правильном направлении?
ТМ: Да, конечно! (смеется)
Какие у Вас цели на этот сезон в Кубке мира?
ТМ: Так как я бывший профессиональный спортсмен, то мне, конечно же, хочется быть в первых рядах. Но требуется время, чтобы достичь такого высокого уровня как российские пилоты. Они летают вместе по пять, шесть, даже девять лет, в то время как мы с моим партнером всего полтора года. Нам нужно еще много времени, чтобы стать лучше. В этом году мы впервые будем участвовать в таком количестве соревнований. В Великобритании мы уже заняли третье место в «Развозке грузов» и четвертое в «Слаломе». Когда соперники не такие сильные, как здесь в России, то у нас есть возможность показать хорошие результаты! (смеется)
Вы посещаете какие-то тренировочные сборы вместе с русскими экипажами?
ТМ: Обычно мы включали в наши планы посетить Конаково летом и ради тренировок в том числе, но в этом году, к сожалению, возникли другие дела, поэтому пришлось отказаться от этой идеи. У нас есть хорошее место для тренировок в Австрии - Айген им Эннсталь. Может, приедем следующей весной или летом в Конаково специально для тренировок. Я думаю, это будет важно. Потому что здесь все знают особенности выполнения разных упражнений, они могут научить нас, помогут улучшить наши навыки. Нам также нужен хороший тренер, так как у нас нет тренера дома…
У вас правда нет тренера?
ТМ: Да, это так. У нас сейчас есть четыре экипажа. Мы со Штефаном большую часть времени тренируемся отдельно, что замедляет наше спортивное развитие.
Важна ли для пилота его физическая форма? Уделяете ли Вы время помимо специальных аэродромных тренировок общей физической подготовке, как в прошлом во время карьеры прыгуна?
ТМ: На данный момент нет. Я неплохо физически подготовлен, как мне кажется. Штефан да, ему нужны сильные мышцы левой руки! (показывает бицепс, смеется) (Штефан держит инвентарь именно левой рукой – прим. ред.) И, конечно, развитый интеллект, как и мне. Но это не главная проблема.
И последний вопрос, уже традиционно, про танцы! Вы выкладывали в Инстаграм фото с подписью «назад в танцы»…
ТМ: Ооо! Нет-нет, я больше не танцор. Мне понравилось танцевать, но только для шоу! (выдыхает с облегчением, улыбается)
«В России отличные места для тренировок». Звезда прыжков с трамплина увлекся вертолетами
Фото и видео: Анастасия Соловьева
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).