На взлете. Юниор из Австрии Янни Райзенауэр о закулисье прыжков с трамплина
О буднях австрийской молодежи в прыжках на лыжах с трамплина благодаря социальным сетям известно немало, но по-настоящему заглянуть за кулисы получается редко. Мы пообщались с одним из перспективных австрийских «адлеров», 19-летним Янни Райзенауэром из Бишофсхофена, который входит в состав национальной команды «Б» и в прошедшем сезоне дебютировал в Кубке мира, а также выиграл бронзовую медаль на юниорском чемпионате мире. До недавнего времени Янни занимался двоеборьем, несколько раз тренировался со сборной России, а известной лыжной гимназии в Штамсе предпочёл стены Заафельдена, который находится недалеко от его дома.
Расскажи, как ты пришёл в спорт?
Сколько себя помню, я всегда хотел заниматься прыжками с трамплина. Мой отец любит рассказывать, что однажды, когда я был совсем маленьким, к нам пришёл мой дедушка, а я был на руках моего отца прямо перед телевизором, по которому показывали прыжки с трамплина. Мой дедушка начал уверять его, что не надо сидеть с ребёнком напротив телевизора, но отец сказал, что если он не хочет, чтобы Янни начал плакать, то не надо выключать телевизор (смеётся). Немного позже, когда мне было около трёх лет, я очень много «тренировался»: я попросту прыгал со стула (прыжки с трамплина) и бегал вокруг (лыжные гонки), а также у меня было деревянное ружьё (биатлон), и всё в таком духе.
Когда, как и почему ты решил переключиться с двоеборья на чистые прыжки?
О, это было очень-очень тяжёлое решение, хотя эта идея всегда была у меня в подсознании — мне всегда хотелось прыгать лучше других, в том числе и лучше прыгунов. И в один момент я спросил себя: «Так и почему ты тогда не прыгун?» А вот мой тренер был немного расстроен, потому что у меня всё неплохо складывалось в двоеборье, он видел хороший потенциал для меня в этом виде спорта. Мои родители поддержали бы любое моё решение, и я очень благодарен за это!
Что тебе пришлось поменять в тренировочном процессе? Как долго ты адаптировался к другому виду спорта? Что тебе нравилось больше в двоеборье по сравнению с чистыми прыжками? По чему ты скучаешь?
У меня не было больших сложностей со сменой тренировочного процесса и переключением на чистые прыжки — проблем, в общем-то, не было вовсе. Не было у меня и времени на смену тренировочного процесса, потому что это случилось осенью незадолго до начала нового сезона (2014 год — прим. ред.). Было лишь несколько новых для меня вещей, но есть одно большое отличие, с которым у меня до сих пор бывают сложности. Если ты провалил прыжок или тебя постигла неудача, ты не можешь компенсировать этот прыжок после, как это можно сделать это в двоеборье, пробежав лыжегоночную часть быстре.. Ну, и по друзьям я очень скучаю. Мне кажется, в двоеборье я чувствовал себя более расковано.
Расскажи побольше о поддержке со стороны твоей семьи.
Мне действительно очень повезло с моей семьёй, и я не думаю, что я смог пройти этот путь без них. Они действительно поддерживают меня во всём, в чём могут. Моя мама — это моя опора во всем вне спорта, а также просто гений по части питания. А мой отец — мой тренер номер 1. Он знает меня лучше всех, и я люблю тренироваться с ним на трамплине! У него есть тренерская лицензия: в Австрии нужно пройти специальные курсы, прежде чем стать тренером по прыжкам с трамплина. И он также был тренером в команде Австрии несколько лет назад, работал с Бернхардом Грубером и другими австрийскими двоеборцами.
Твой отец Георг также работает сервисменом в командах уровня Кубка мира. Как он помогает лично тебе в вопросах подготовки лыж?
Да, мне очень повезло, что у меня есть он. Мой отец всегда помогает мне их готовить, и в основном для меня это делает именно он. Но он также разбирается в креплениях и конструкции лыж, например, знает, что помогает мне прыгать дальше с учётом особенностей моей техники. Он большой специалист, и я очень благодарен, что он помогает мне!
До недавнего времени твой отец был сервисменом в сборной России по прыжкам с трамплина, и как-то ты написал на своей странице в фейсбуке, что ты тренировался со сборной России в Планице. Это было только однажды?
Да, было такое. Мне не раз посчастливилось тренироваться с ними, и это всегда было весело, они действительно хорошая команда! Я думаю, что некоторых из них я могу назвать друзьями :)
А с какой командой сейчас работает твой отец?
Мой отец сейчас работает с женской сборной Японии по прыжкам с трамплина.
В этом сезоне ты числишься в составе Б-сборной Австрии. Расскажи, как у вас организован тренировочный процесс? Кто за что отвечает, как построены сборы?
Да, у нас довольно много сборов для всех австрийских тренировочных групп сразу. Мне кажется, это нас всех подталкивает дальше! Я надеюсь, что в этом году будет так же, потому что в прошлом году из-за школы я не смог поучаствовать во всех из них.
В Австрии мы тренируемся в двух группах: в Тироле/Инсбруке и в Зальцбурге/Рифе. Во второй как раз тренируются все ребята из восточной Австрии, поэтому я не так часто контрастирую с Флорианом Лиглем (главным тренером Б-команды — прим. ред.), за исключением соревнований и сборов, потому что он базируется в Тироле, но это всегда хорошо — потренироваться и отправиться на соревнования вместе с ним. Я тренируюсь в Зальцбурге, и у нас более-менее большая тренировочная группа, мы почти всегда тренируемся вместе, в независимости от того, в какой команде ты состоишь, А или Б, или С. Всегда хорошо, когда с тобой вместе тренируются спортсмены мирового уровня, такие как Штефан Крафт и Михаэль Хайбёк.
Ты учишься последний год в школе в Заафельдене, почему не в Штамсе?
Да, это последний год в школе, но я не уверен, что закончу его в Заафельдене. Здесь работает очень хороший тренер Ханнес Веннингер, мне очень нравится тренироваться с ним, он потрясающий, но в самой школе, надо сказать, творится бардак, также некоторые руководители, такие как спортивный координатор, говорят: «если ты хочешь преуспеть в спорте, то эта школа не для тебя». Мне кажется, здесь не всё идёт по плану, но если они это исправят (но вряд ли это случится в ближайшее время), то Заафельден будет одним из лучших мест с отличными местами для тренировок.
Кстати говоря, я подавался в Штамс, когда был помладше, но в то время я хотел заниматься двоеборьем, а в Заафельдене были более сильные в гонках лыжники (например, Пауль Герштграссер, Бернхард Флашбергер, Марио Зайдль), поэтому мне больше нравилось тренироваться там. Если бы меня не приняли в Заафельден, я бы пошёл в Штамс как прыгун, а когда я решил перейти в прыжки, появилась идея поменять также и школу, но Ханнес — очень хороший тренер и я захотел остаться у него.
Планируешь продолжать учёбу после того, как закончишь школу?
Я пока точно не решил, но я постараюсь, но у меня всегда спорт был на первом месте, поэтому в ближайшие годы, думаю, я всё время отведу для спорта, и посмотрим, может, однажды я всё-таки пойду учиться в университет.
Юниорский чемпионат мира принёс тебе смешанные чувства: неудачный прыжок в индивидуальном соревновании и бронзовую медаль в командном старте. Как прокомментируешь своё выступление в Парк Сити?
Да, юниорский чемпионат мира был моей главной целью сезона, и я хотел побороться за медали, но не всё пошло по плану. За две недели до поездки в Юту я заболел более чем на неделю, поэтому возобновить тренировки смог лишь за неделю до старта юниорского чемпионата мира. К тому же в течение всего сезона у меня были проблемы с обретением формы после лета, когда я занял шестое место (за Андреасом Кофлером) на летнем чемпионате Австрии на большом трамплине в Бишофсхофене. Как и разреженный воздух на высоте (Парк Сити находится на высоте более 2000 метров над уровнем моря — прим. ред.), это не сыграло мне на руку. Но мы на самом деле хорошо поборолись за третье место среди команд и мы очень-очень рады, что смогли его завоевать!
За последний год ты также дебютировал в высшей лиги прыжков с трамплина — на этапах Летнего гран-при и Кубка мира. Расскажи об этом опыте.
Да, я уже дебютировал на этапах Летнего гран-при и Кубка мира, где смог узнать кое-что новое для меня. Этап ЛГП в Хинценбахе этой осенью стал очень успешным для меня, я смог занять 13-ое место в квалификации, улетев на хорошую дистанцию. Я очень благодарен за этот опыт, потому что я был последним, кто попал в заявку, и я получил большое удовольствия от участия в этих соревнованиях!
Зимой в Инсбруке у меня были проблемы с ветром, мне немного не повезло, чуть-чуть не хватило для квалификации в основные соревнования. В Бишофсхофене я перенервничал, потому что для меня это было нечто особенным: сидя на стартовой скамейке я мог видеть свой дом как на ладони. Но я надеюсь — и я уверен в этом — что это не последний раз, когда я там сидел, и в следующий раз я знаю, что это будет лучше.
Подписывайтесь на страницы Янни в социальных сетях:
Instagram @jannireisenauer и Twitter @janniReisenauer
snapchat janniiiiir
Фото: Ski Jumping Chaikovsky; Romina Eggert (Janni Reisenauer Instagram); Stefan Huber (Instagram)
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).