10 мин.

На радость «Снежной королеве». Обзор финала сезона в Планице

j

«Planica, Planica, snežna kraljica!», – каждому, кто хоть раз смотрел соревнования в Планице, знакомы эти строки. Известный гимн словенского этапа сопровождает соревнования весь уикенд, а поет его здесь каждый. Посетить финал сезона на «Летальнице» братьев Горишек мечтают и прыгуны, и зрители. В этом году сезон привычно заканчивался командным и двумя индивидуальными соревнованиями. Триумфом довольствовались Штефан Крафт и сборная Норвегии.

От воскресного соревнования, в котором участвовую только спортсмены топ-30, ожидали эффектного завершения сезона, ведь предыдущие три дня показали, что и «Летальница» готова вернуть себе звание обладателя мирового рекорда, и спортсмены еще поборются за последние очки и высокие места в итоговом общем зачете. И, наверное, можно было бы сказать, что вмешавшийся в борьбу ветер немного смазал впечатления от финала (второй раунд отменили после нескольких прыжков), но это было бы не совсем правдой.

 

у

Полеты за 250

В минувшую субботу «Летальница» в Планице стала вторым трамплином в мире, на котором прыгуны смогли достичь отметки в 250 метров. В этот день проходили соревнования среди команд, как и во время рекордной субботы в Викершуне неделю назад.Уже в пробном раунде Роберт Йоханссон улетел на 250 м, улучшив на полтора метра рекорд трамплина, установленный в 2015 году Петером Превцем.

Отметивший за пару дней до этого свой 27-ой день рождения норвежец по праву входит в число наиболее ярких, но нестабильных полетчиков мира завершившегося сезона. Йоханссон за восемь дней смог установить рекорд мира и рекорд другого полетного трамплина, но так и не показал соответствующий результат в индивидуальных соревнованиях: десятое, восьмое и седьмое места – это хорошие результаты, но от обладателя свежего личного рекорда в 252 метра ожидается место в топ-5. В итоговом зачете полетного Кубка мира он занял также скромное 12-ое место, что явно не соответствует его потенциальным возможностям. При этом Роберт внес существенный вклад в победу своей сборной на обоих командных соревнованиях на полетных трамплинах, да и в целом весь сезон был одним из троих норвежцев, которые поддерживали высокий статус сборной в прыжках на лыжах с трамплина.

Однако главную оценку своим достижениям последних недель подвел сам Роберт: «Сейчас я ни капли не жалею, что решил продолжить [карьеру]. Я получил мотивацию в конце прошлого сезона и решил пойти ва-банк и стать лучшим. Это потрясающе, что может случиться за год».

в

А был ли рекорд?

Рекорд Роберта Йоханссона опять не смог устоять до конца соревнований благодаря стараниям сначала Штефана Крафта (251 м), а потом неожиданно и Камила Стоха (251,5 м). При этом полет поляка на рекордную отметку должен был быть засчитан как падение из-за касания снега в зачетной зоне, однако судьи выставили свои оценки с вычитанием баллов только за отсутствие телемарка, а значит, рекорд был засчитан. Эта ситуация спровоцировала новую волну высказываний о том, что судьи на полетных трамплинах физически не способны разглядеть детали приземления, которые порой оказываются спорными даже после просмотра повторов с разных точек обзора. В случае с данным прыжком Стоха обычный повтор помог бы судьям более грамотно определиться с оценкой. Но можно ли было что-то сделать в данной ситуации?

в

Бывший рекордсмена мира, а ныне эксперта норвежского вещателя НРК Йохан Ремен Эвенсен высказался довольно однозначно по этому поводу: «Я думаю, он [Камил] должен отказаться от рекорда трамплина. Правила говорят, что решение принимается большинством судей в случае, если спортсмен сам не заявит, было ли касание. Это и должен был сделать Стох в данной ситуации». Также Эвенсен для решения проблемы на будущее предлагает перенести судейские вышки ближе к зоне приземления: «У судей есть монитор, показывающий приземление, но только три-четыре метра. Я понимаю, что судьи сидят в 150 метрах от горы приземления и должны полагаться на то немногое, что они могут рассмотреть. Суди должны сидеть на 100 метров ниже, чем сейчас». 

ш

Одним из самых наглядных подтверждений касания является намокшая экипировка Камила в месте соприкосновения со снегом

Однако Камил Стох не стал противоречить мнению судей и также не смог сказать в интервью норвежцам, было ли касание: «Я не видел повтора. Я чувствовал, что приземление было тяжелым, но не думаю, что я приземлился на ягодицы. Это не имеет значения, я встал и смог приземлиться. Просмотр повтора не изменит ничего, я установил рекорд трамплина. Самое главное, что я смог улететь дальше 250 метров, это было моей мечтой». А в интервью польским журналистам, которые общались с лидером своей сборной в куда более дружелюбном тоне, Стох даже позволил себе фразу «во втором прыжке мог бы попробовать приземлиться в телемарк» в ответ на вопрос о том, что можно было бы улучшить. 

Сейчас самое время для FIS подумать об изменениях в правилах и, возможно, протестировать их уже на следующих официальных стартах. Как бы там ни было, национальный рекорд Польши и рекорд «Летальницы» принадлежат двукратному олимпийскому чемпиону Камилу Стоху. При этом разница в рекордах двух главных полетных трамплинов мира теперь составляет два метра против трех, которые продержались два года. 

плак

Австрийский гигант

Главным героем Планицы стал, безусловно, Штефан Крафт, который смог вернуть Большой хрустальный глобус в прыжках на лыжах с трамплина в Австрию. Впервые с эпохи Суперадлеров. При этом уроженец земли Зальцбург в Планице ни на секунду не позволил усомниться, что именно он выиграет спринтерский забег на звание победителя общего зачета Кубка мира, выиграв оба индивидуальных старта при сильной конкуренции со стороны Андреаса Веллингера, Маркуса Айзенбихлера и Нориаки Касаи.

За два месяца Крафт смог ликвидировать отставание в почти 300 очков и переместиться с четвертой позиции на первую. Также Штефан Крафт стал единственным прыгуном из топ-5, который пропустил этап Кубка мира. По иронии судьбы единственными провальными этапами для Крафта в этом сезоне стали родные австрийские, Инсбрук и Бишофсхофен, когда он финишировал вне топ-10 и потерял много очков и, как тогда казалось, шансы на первую строчку общего зачета. А потом, после польских этапов, была история, которая лишь немногим уступает победной поступи Петера Превца в прошлом году: за 12 этапов были семь побед, четыре подиума и всего лишь одно пятое место, спасенное после воздушной ямы в Викершуне. И был чемпионат мира в Лахти, после которого Штефан Крафт укрепился в звании лидера сборной Австрии

«Теперь я также гигант с ростом 1,70!» – именно так Штефан Крафт отреагировал на завоевание россыпи новых титулов в этом году: победитель общего зачета Кубка мира и зачета Кубка мира по полетам, рекордсмен мира и двукратный чемпион мира. Пока что Крафт не смог достичь только звания олимпийского чемпиона и чемпиона мира по полетам, но эти задачи перед прыгунами поставит следующий сезон. А пока что 23-летний Штефан Крафт является одним из самых успешных и универсальных прыгунов мира. 

п

«Это ошибка, но это произошло»

Неожиданной стала дисквалификация Даниэля-Андре Танде из-за несоответствия костюма правилам в финальный день соревнований перед первым прыжком. Еще большим удивлением для менее осведомленной в правилах публики стало то, что Танде принял участие во втором раунде (точнее попытки его проведения). В этой компании нашлись даже прыгуны, что лишь доказывает неординарность ситуации. Если обратиться к Международным правилам соревнований по прыжкам с трамплина, то можно найти пункт 441.5.6, в котором перечисляются причины дисквалификаций и сказано, что «…дисквалификация относится только к прыжку в текущем раунде соревнований. Спортсмен сохраняет место в протоколе раунда, но получает ноль очков».  

Так как в финальном соревновании сезона никто не завершает выступления после первого раунда (участвуют всего 30 прыгунов), то Танде полноправно смог совершить свой прыжок, открыв им вторую попытку. Позже в интервью Танде признался, что он был готов к попытке, но расслабился и не успел встать, как нужно, в связи с чем костюм изменил положение на теле, чего он мог избежать. «Это ошибка, но это произошло. Я просто хотел прыгнуть». 

в

Новые высоты

Завершить сезон на позитивной ноте всегда приятно, а когда делаешь это почти на родной земле (не секрет, где ребята живут и тренируются), то приятно вдвойне. Сборная Соединенных штатов Америки в субботу заняла седьмое место в командных соревнованиях, что является лучшим результатом в рамках Кубка мира.  Вся сборная добилась хорошего прогресса в этом сезоне, что закономерно имело эффект в виде такого результата. 

Лучший результат в Кубке мира показал и итальянец Алекс Инсам. В субботу он выдал две классные попытки на 225,5 м и 225 м и доказал, что прыжок в квалификации не был случайным (230,5 м, новый личный рекорд). 

Планица вообще была щедра в этом году на обновление персональных рекордов. Были неожиданные, как у Инсама, а были и подтверждающие планомерное развитие способностей спортсменов, например: уже упоминавшийся Камил Стох (251,5 м), Маркус Айзенбихлер (248 м), Карл Гайгер (243,5 м), Роман Куделка (229 м), Евгений Климов (220 м) и многие другие.  

к

I feel sLOVEnia

Атмосфера Планицы это всегда нечто особенное. На финал сезона традиционно съезжается огромное количество зрителей. В этом году только за последний день соревнования  посетило более 75 тысяч людей. Конечно, ни одно фото или видео в полной мере не передаст тот праздник, который прошёл в этот уикенд на «Летальнице», но надеемся, что наша подборка позволит немного почувствовать атмосферу финала Кубка мира сезона 2017-17.

ы
х
8
8
8
н
с
е

 

 

Фото: FIS; Delo.si/Matej Družnik; Siol.net/Vid Ponikvar; Sportida/Žiga Zupan; Instagram (@jumpandreach, @andreaswellinger, @mglasder, @ocplanica, @kraftstefan)

Над материалом работали Darija и Anastasia Solovyeva.

Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).