Острый на язык
Готовясь тогда к интервью, поняла, что об Андрее Острикове и правда крайне мало информации: 87-го года рождения, рост около двух метров, зеленоградец, в регби пришел очень поздно, но быстро прогрессировал, играл во Франции в Про Д2. В чемпионате России не выступал, в сборной на тот момент был больше года... Ни о французском регби, ни о том, как молодые игроки чувствуют себя в новых командах, я не знала. Знала только, что если Остриков приезжает в расположение нашей сборной – он обязательно выходит в стартовом составе. Так что все остальное я узнавала уже по ходу интервью. На дворе стояло пыльное лето 2009, и все громкие успехи сборной были еще впереди!
Россия – Португалия, Сочи-2010. Мокрый мяч наровил выскочить из рук, но Андрей Остриков демонстрировал чудеса ловкости.
- Во Франции сейчас межсезонье, и ваше соглашение с «Аженом» закончилось.... Вы подписали новый контракт?
– Да, я подписал контракт на год с клубом «Орийяк» еще два месяца назад. Как и моя предыдущая команда «Ажен», «Орийяк» выступает в дивизионе Pro D2.
- Что помешало «Ажену» выйти в Топ-14?
– У нас была отличная команда: сбалансированная, сыгранная, с хорошим тренером. Но в полуфинале, который «Ажен» проводил дома, мы все были настолько уверены в своих силах, в том, что это проходной матч, да и игроки у нас в клубе были звездные, так что, когда приехал «Оэнакс», мы не рассчитывали на такую игру. Соперник оказался серьезным: сильная схватка, грамотная защита, которая не дала нам ни единого шанса на победу. По итогам чемпионата у нас было самое сильное нападение (больше всех заносов за сезон),а у «Оэнакса» – самая сильная защита (минимальное количество попыток пропущенных за сезон). Как оказалось на деле – защита взяла верх.
Нападающие сборной России: Войтов, Фатахов и Остриков (слева направо)
- Ходили слухи, что из-за того, что вы выступаете за сборную России, у вас были проблемы с тренером «Ажена», и вы потеряли место в составе...
– Там все накопилось. Да и любой тренер может сказать, что счастлив за вас, когда вы получаете вызов в сборную, но на самом деле это не так. Если ты игрок основного состава, то для клуба подобные вызовы – не слишком хорошо. Конечно, если ты выступаешь за сборную Новой Зеландии, Франции, то, естественно, ты поднимаешь престиж своего клуба. Но у нас считается, что не тот случай. Разумеется, в играх за сборную спортсмен может получить нежелательные травмы, что помешает его выступлениям за клуб.
- В новом клубе место в стартовом составе, на ваш взгляд, будет?
– Сложно сейчас что-то говорить, но я усердно работаю.
- На игры во Франции много зрителей ходит?
– У нас на игры «Ажена» тысяч по 15 приходило. Для меня, если честно, этот фактор роли никакой не играет. Я об этом не думаю, полностью отдаюсь игре. Может, для кого-то и важно, в гостях или дома играть, но я на это внимания не обращаю. Мне даже, скорее, больше нравится на чужом поле играть, когда тебя все освистывают, все не любят, от этого заводишься еще больше.
- Вы откликаетесь на вызов в сборную сразу же…
– Для меня играть за сборную, естественно, – огромная честь, да еще и в таком возрасте. Так что если клуб отпускает – я всегда еду, как только меня приглашают.
- Сейчас наша сборная на полпути в Новую Зеландию. Чего, на ваш взгляд, ждать от второй половины отборочного цикла к Кубку мира?
– Сейчас мы на середине пути, и во втором круге будет намного сложнее играть: румыны вызвали всех основных игроков, выступающих во Франции, с Португалией, думаю, будет нешуточная борьба, наши южные соседи грузины соберут на нас как всегда свой основной состав, так что бойня будет еще та, да и испанцы – темная лошадка в нашей группе. Не знаем, чего от них ожидать. Знаю одно – со всеми нужно играть только на победу!
Та самая ничья с румынами, сборная едет на Кубок мира!
- Легко адаптировались в сборной России?
– Отношения сразу сложились отличные: сначала нашел общий язык с молодыми игроками, так как я их и до этого знал. Постепенно через них начал общаться со всеми.
- Как вы оказались в регби?
– Для меня знакомство со спортом началось далеко не с регби. С 8 лет я занимался волейболом в СДЮШОР № 111 в Зеленограде. К спорту приобщила меня первый тренер, которая дала физическую базу, – Елена Артамонова. Там я и полюбил спорт. В 15 лет закончил спортшколу, у меня был выбор: продолжать играть или нет.
Я всегда дружил с зеленоградскими регбистами, и они меня часто звали к себе на тренировки, так что решил попробовать себя и в этом виде спорта. Думал: почему нет? Можно совмещать волейбол и регби. Но Николай Евсеев, мой первый тренер, перетянул меня в свое логово. Мама с папой, да вообще никто, не знали, что это за игра: многие думали, что это американский футбол в шлемах, против моих занятий не были, раз мне это нравилось. Да и брат у меня сторонник единоборств, всегда занимался боксом, борьбой, так что поддерживал меня в моих начинаниях.
- Вам сразу определили амплуа игрока второй линии?
– Николай Семенович сразу меня поставил во вторую линию, Сергей Лыско в молодежной команде «Славы» пытался наигрывать меня на позиции 8-го номера, но я обычно отказывался. Нервничал, так как не знал, как в амплуа стягивающего играть. Хотя в последнее время в новом клубе тренируюсь и в третьей линии: фланкер, восьмой. Но и во второй линии тоже буду играть. Сейчас даже больше в третей линии усом нравится играть: поживее как-то, захватов больше…
- А как получилось, что вы в столь юном возрасте начали играть во Франции?
– Был чемпионат мира среди юниоров до 19 лет, меня там заметили скауты «Ажена», потом связались со мной через Лыско. Я съездил на просмотр, сразу же подписал контракт и через три месяца уехал.
Россия – Грузия, 2011
- Считаете, молодым игрокам стоит ехать за рубеж? Они там не пропадут?
– Смотря с какой целью туда ехать. В голове должно быть только регби, здесь ты должен показывать какой-то результат, для достижения которого нужно работать и еще раз работать! Главное – учиться!
- Родители вас легко отпустили?
– Нервничали, конечно. Дня два думали, что делать. Я был только «за», очень хотел туда, потому что знал: все перспективы – там. Переживали, но мы все пришли к единому мнению, и я уехал. Домой получается выбраться два раза в год. Иногда еще если со сборной здесь. Когда приезжаю, то, в первую очередь провожу время с родителями, с друзьями стараюсь встретиться, посидеть.
- По приезду во Францию какие различия в подходе к тренировочному процессу сразу заметили?
– В начале я попал в молодежный центр, где я тренировался со своими ровесниками. Там я провел первый год. Ничего сложного я там не заметил: в плане физики наши ребята ничем не уступают французам, мне даже легче, чем у нас показалось. Ко мне подходили ребята и говорили: «Ты – игрок второй линии, а подтягиваешься на турнике больше, чем многие наши защитники». Они качаться начинают очень поздно. Приходят три раза в неделю на тренировки, но в плане техники – мы очень часто работали с мячом, почти каждый день. Тренировки были по часу, не больше. Контакт раз в неделю. Так что первый год был довольно несложный и в плане адаптации тоже. Нас выращивали как продукт, который в будущем должен дать какие-то плоды.
- У нас в стране регбийных полей не так много... Во Франции их заметно больше?
– В южной части страны в каждой деревне есть поле. Когда на самолете подлетаете к Тулузе, то из иллюминатора видны сплошные регбийные поля! В южной части все играют в регби. В северной части страны другая ситуация. У «Ажена» в распоряжении 5 регбийных полей, есть еще качалка, зал. Когда заходишь в магазин, то продавцы часто делают скидку, потому что ты играешь в регби. Город небольшой: всего порядка 30 тысяч человек, так что на улицах часто узнают, здороваются. Городок маленький, и все друг друга знают. Меня поразило, когда у нас в «Ажене» были тренировки, то на соседнем поле проходили уроки физкультуры у обычных школьников, так там играли девочки, причем с захватами.
- Вам там нравится?
– Да, небольшой спокойный город, добрые люди, да и климат хороший, ничего не отвлекает, городской суеты нет. Так что ни о чем не задумываешься, только о регби. Новый клуб базируется в городе, расположенном в горах, он считается самым холодным во Франции.
- Французским языком владели?
– Нет, ни слова, кроме «oui», не знал. Так что учил уже там. Сейчас уже третий год во Франции и могу сказать, что уже спокойно общаюсь с ребятами.
- У нас не так много наших соотечественников там играет. С Кириллом Кулеминым общаетесь?
– Да, созваниваемся раз в две недели. Первое время Кирилл давал советы, сейчас я уже освоился – как мне самому что делать. Но связь поддерживаем: узнаем как дела, как тренировочный процесс, как игры.
– Свободное время как проводите?
– Отдыхаю, слушаю музыку, читать люблю, фильмы смотрю. Книги на русском читаю: на иностранном пока тяжеловато.
- Сейчас с помощью изменений правил игру пытаются сделать более динамичной. Как вам нововведения?
– Игра стала намного быстрее. Помню, когда только вводили в действие новые правила, я нервничал, так как думал, что придется много бегать, придется быть постоянно в игре. Рассчитывал, что меня только на тайм, максимум на полтора будет хватать. Но очень быстро втянулся, даже не замечаешь, что что-то поменялось. Тем более что-то все равно возвращают назад.
Уже осенью Остриков (в голубом шлеме) и Артемьев (без шлема) могут оказаться по разные стороны рака
- Как к пляжному регби относитесь?
– Не отказался бы поиграть на песочке! Да и по Евроспорту недавно смотрел турнир французских колоний – довольно интересная игра. Когда-то в Ажене засыпали песок рядом со стадионом и проводили турнир среди ребят 12 лет.
- В регби-7 никогда не хотели попробовать поиграть?
– Когда сборную возглавлял Сорель, то он меня приглашал на Мировую серию в Гонконг, но я не поехал, так как не хотел лишних проблем в клубе. Я сразу отказался, но было приятно, что и в «семерку» пригласили попробовать свои силы. Если бы график свободный был, то, думаю, поехал бы опыта набраться: против таких грандов поиграть.
- За событиями в российском регби следите?
– Конечно! С ребятами общаюсь. Недавно на матче «Спартак» – «Фили» был: у меня в обеих командах много знакомых играет. Неплохой был матч: ребята играют агрессивно, борются. Зайдите на игры чемпионата Франции Федераль – уровень команд примерно одинаковый!
В майском номере журнала «ПроРегби» читайте свежее интервью с Андреем Остриковым, из которого вы узнаете, какие условия ставили клубы Топ-14 нашему нападающему, размышления об английском регби, нашей сборной и молодых регбистах! Поверьте, за эти годы произошло много интересного!
Все-таки Андрею всегда есть, что рассказать!