6 мин.

Спонсоры. Как найти поддержку для клуба, турнира, лиги?

Игроки, тренеры, организаторы в самых разных видах спорта часто обсуждают мечты о приходе спонсоров и карамельных последствиях для своих проектов. Это касается и олимпийских, и международных, и совсем оригинальных и мало популярных дисциплин. Оно и понятно — для любимого дела хочется хотя бы % тех средств, которые получают знаменитые клубы и спортсмены.

Но на практике я видел приход скромного спонсора только однажды. Причём к крупной организации, у которой и так есть спонсор с капиталом 2,5 млрд и оборотом почти 3 млрд долларов. Гигант поддерживает работу президиума, судей и минимальных призовых; профессионалов же среди тренеров и спортсменов — единицы, остальные играют исключительно на энтузиазме. И новый миниспонсор ничего не изменил — только дарит на турнирах свою продукцию, иногда призёрам, иногда всем участникам.

О чём это говорит? - Мало кто имеет ясное представление о спонсорстве. - Спонсоры отнюдь не спешат даже к крупным организациям. - Спонсоры отнюдь не спешат вкладывать большие средства.

Что делать? - Избавиться от заблуждений о спонсорах. - Определить собственные возможности и потребности. - Упаковать информацию о себе в понятный «продукт».

Метод и логика

Это главное, о чём я хотел рассказать. Но начну несколько издалека, поскольку существует не только спонсорство. Часто энтузиасты в разных видах спорта (и не только) забывают о целом комплексе явлений, которые могут упростить и улучшить жизнь собственных проектов.

Внутренняя помощь

Важно элементарно говорить о потребностях и обращаться к своим же товарищам. Ваши же люди могут уметь множество полезных вещей, а некоторые легко загорятся желанием обучиться чему-то новому, чтобы вложиться в общее дело. Пока не спросите, вы можете так никогда и не узнать, что кто-то из игроков готов потратить время: на тексты, фото, графику, видео, соцсети и даже на поиск спонсоров. Цените товарищей и их вклад в общее дело.

Сбор пожертвований

Это почти-спонсорство. Если вы регулярно публикуете посты, новости, проводите трансляции, у вас могут появиться случайные зрители и фанаты. Но вряд ли кто-то догадается, что у вашего проекта есть конкретные потребности. Поэтому есть смысл иногда объявлять о сборе на экипировку, аренду площадки, путёвки и т.п. Чем понятней и прозрачней устроена ваша «копилка», тем лучше.

Знакомство со спонсорами

Чтобы не витать в облаках на тему, полезно просто пообщаться и узнать, как на практике складываются партнёрские отношения, причём с двух сторон. Завязать знакомства с командами и с их спонсорами. Найти такие варианты — проще простого. Вы буквально с ходу можете набраться опыта, который пригодится в собственных поисках.

Создание «продукта» для себя

Разрозненные клубы и замкнутые на себе чаты малоинтересны для случайного посетителя, а если и так — то не дают общего представления о проекте. Прежде чем к вам придёт спонсор, вам нужно стать убедительными для себя, своих игроков, даже знакомых. Обычным вариантом может служить сайт, где есть новости, история, планы, контакты организаторов. Дальше идут общие информационные органы, группы и профили в соцсетях и т.д.

Даже если не думать о деньгах, эти шаги крайне ценны и, считаю, обязательные для полноценного существования развивающегося проекта. Посудите сами: игроки знают, что являются частью большого дела; легче привлечь новых игроков; легче обратить на себя внимание со стороны спортивных репортеров и чиновников.

Создание «продукта» для спонсора

Когда всё готово «для себя», можно и оформить ряд предложений для потенциальных спонсоров. Они ведь ищут не просто продукт, а проект с определёнными выгодами. Поэтому крайне важно описать свой опыт и возможности. В идеале об этом должна рассказывать отдельная страница сайта; ключевые смыслы время от времени следует повторять в соцсетях или во время трансляций.

Непосредственный поиск спонсоров

Имея на руках всё необходимое, можно начать искать людей, компании и бренды. Завязывать общение, показывать продукт, предлагать варианты сотрудничества. Реклама может помочь, но она не обязательна. Начать поиск можно с действующих спонсоров — это идеальные кандидаты, ведь они уже вкладываются в мероприятия и команды. Причём это могут быть те самые спонсоры, с которыми вы ранее общались.

Несмотря на трудность задачи, при здравом подходе вы быстро можете привлечь внимание и заинтересовать интересных партнёров. Пока многие организаторы ничего не делают и ждут, когда их найдут и предложат деньги, ваша проактивность сама по себе сыграет положительную роль.

Юмор: как делать не надо

Просто два реальных примера наблюдаемых процессов в двух видах спорта, к которым я какое-то время проявлял длительный интерес, как журналист.

1. Компания из 20 человек создала клуб, провела турнир, выложила фотографии в соцсетях. Канал свежий, всего 100 подписчиков, и уже в первых постах заявили, что им нужен спонсор для развития. Зачем, почему — совсем неясно. Если бы и нашёлся спонсор, который изучает минисообщества и желает подарить кому-то деньги, он бы даже не понял, кому написать — администраторы анонимны. Забавно.

2. Более крупная организация. Тысячи игроков, десятки городов, постоянные любительские фестивали. Одна проблема — их деятельность не освещают в СМИ и нет спонсоров. Возможно, разгадка в том, что сообщество абсолютно инертно и даже недружелюбно настроено к гостям. Репортёрам не отвечают на сообщения, а редкие публикации подвергаются критике за мелкие шероховатости. Парадокс.