Новый бренд и айдентика ФХР
В пятницу, в Москве состоялась пресс-конференция федерации хоккея, на которой были представлены новые бренды, элементы айдентики и форма сборной. Эта презентация подводила некий промежуточный итог работы нового штаба ФХР. Работа действительно получилась масштабной. В процесс создания нового имиджа сборной было вовлечено большое количество людей: сотрудники ФХР, «Спортконцепта», привлекалась компания «Спешл ван». Тем интереснее было увидеть результат.
Красная машина
Первым был представлен новый бренд «Красная машина». Он является альтернативой официальной символики и будет использоваться, например, в линейках атрибутики.
Звездно-полосатый бренд продолжает развивать издевательскую тему символов США в дизайне сборной России. Впервые этот троллинг случился на предыдущей презентации формы сборной.
Логотип «Красной машины» пронизан ассоциациями с американским флагом. И это печально. Сама концепция выпячивания бывших успехов неудачная. А что будет, если мы выиграем олимпиаду: логотип в утиль; втискивать еще одну звезду; ФХР не верит в свою команду?
Есть вопросы и к исполнению логотипа. Наклон надписи в двух плоскостях – плохое решение. Достаточно было наклона по вертикали.
Команда Россия
Остался не презентованным еще один бренд, от которого либо отказались в пользу «Красной машины», либо посчитали его незначительным — «Команда Россия».
Логотип ФХР
Главным событием ивента стала презентация нового логотипа федерации хоккея России. И это огромный простор для дискуссии.
К слову, без янтарного блеска и анимации логотип выглядит уже менее пафосно
Начнем с того, что прежний логотип ФХР был очень слабым, и любой другой логотип, скорее всего, по умолчанию был бы лучше его. Однако, новый логотип так же далек от идеала, и если лучше предыдущего, то ненамного. Сильной стороной является орел. Он профессионально отрисован.
Старый и новый логотипы ФХР
Рисунок герба, который повсеместно используется сейчас, очень часто не справляется со своими задачами. Он слишком детализирован. В некоторых ситуациях нужна гораздо более простая версия, чтобы моментально считываться в малых размерах или с большого расстояния. Текстовое описание герба закреплено в законе и приоритетнее рисунка, а рисунок каждый художник может делать по-своему.
Относительно недавно команда дизайнеров, работавшая над сайтом Kremlin.ru, разработала версию герба для малых размеров. Отличная крепкая пиктограмма. Орел из логотипа ФХР близок к этой пиктограмме, но чуть более детализован, что вполне оправдано.
В работе видно „смену руки“: дизайнер, нарисовавший качественную иллюстрацию орла, не сделал бы все остальное на порядок слабее. Лента, щит, хоккеист — все очень спонтанное и необдуманное.
Прием с использованием силуэта спортсмена в логотипе достаточно популярен.
В достойных примерах силуэт игрока проработан и представляет собой пиктограмму
В нашем случае была обрисована первая попавшаяся фотография хоккеиста. Черенок клюшки слишком тонкий, его необходимо сделать немного толще обычного. Расстояние между ног и „островок“ у руки слишком узкие, для того чтобы они не сливались, нужно было изменить позу или ракурс.
Логотип НБА и если бы его нарисовали в России
Форма
На пресс-конференции была представлена форма сборной на этот сезон. ФХР сменила экипировщика, и теперь это не «Луч», а ССМ на мощностях «Росспорта». Модель свитера основывается на аналоге Найки, и для меня это главная загадка. Впервые я увидел свитер Найки с логотипом ССМ в инстаграме Романа Ротенберга три месяца назад и сразу же подумал: неужели они хотят запустить его в серию? Когда в таком свитере вышел на тренировку Вячеслав Войнов, не осталось сомнений в том, что это новая форма сборной. Я понимаю все резоны «Луча», когда они копируют модель Найки. Я даже допускаю, что в чемпионате КХЛ «Сибирь» может играть в найковском ССМ. Но когда один североамериканский бренд копирует дизайн и крой другого североамериканского конкурента для выступления на международной арене, в голове не укладывается. Реакция появилась быстро, и уже в воскресенье в ленте твиттера спортивные дизайнеры США шутили и спрашивали официальные аккаунты ССМ и Найки о подробностях.
Если отбросить все юридические проволочки, то в форме есть незначительные изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую стороны. Исправлена главная ошибка: теперь плечевой пояс полностью выделен кокеткой и спереди и сзади. На гостевом свитере стал преобладать красный цвет, а не синий как раньше. Для концепции «Красной машины» – это правильное решение. Полосатая графика спустилась на локти, и это уже не очень хорошо. Все-таки это флаг, и не хорошо, когда он тонет в складках. От Найки позаимствована глянцевая проклейка армирующих швов воротника. У Найки есть своя технология, в случае отечественного ССМ – это подражание и ненужное декорирование.
Изменениям подверглись два важных элемента формы: герб и леттеринг «Россия».
Старославянские шрифты в России – это отдельный культ. Их применяют везде, от упаковки продуктов питания до экипировки спорта высших достижений. В большинстве случаев использование старорусских шрифтов необосновано, неактуально и неуместно.
Предыдущий и новый леттеринги
Из всех версий псевдо старорусских леттерингов «Россия» я еще не встречал действительно приличного.
На мой взгляд, леттеринг «Россия» из бренда «Команда Россия» смотрелся бы на форме гораздо лучше. Он брутальный, и в нем есть устойчивый запах русского духа. Под эту надпись можно было бы нарисовать такое же начертание номеров.
Вернемся к гербу. Для формы разработали еще одну версию герба, которая с большой долей вероятности изначально предназначалась именно для бренда «Команда Россия», так как близка к нему по стилистике.
Реально неплохая попытка, но работу нужно было продолжить. Отличным примером того, как мог бы выглядеть орел, является брендинг Алексея Маслова для Министерства Обороны РФ.
Доработанный герб + жесткий леттеринг + аналогичный шрифт номеров образовывали бы хорошую связку в едином стиле.
Сейчас на форме 2 вида совершенно разных орлов и «Россия» написанная уставом. О шрифтах говорить не приходится, как и о едином стиле элементов дизайна формы.
Три герба на форме это много. Есть 2 способа решения проблемы:
1. Не использовать логотип ФХР на форме, особенно дважды.
2. Сделать профессиональный логотип ФХР, который будет не стыдно разместить на груди, заменив официальные символы. Так делают канадцы, американцы и еще много других федераций. Сейчас к этому есть все предпосылки.
Ставить крест на проекте не стоит, его, безусловно, нужно продолжать и развивать.
Ссылки по теме:
Все самое интересное о спортивном дизайне в моем твиттере: @mihanti
Во-первых, целых 4 цвета в лого - перебор. Тяжело воспринимать всю эту разноцветную какофонию цельно. Это же не раскраска первоклассника, в конце концов. Где-то читал, что в хорошем логотипе должно быть использовано не более трёх основных цветов. А здесь 4 цвета - и все основные. Глазам реально тяжело их усваивать.
Во-вторых, орёл и щит - просто как два совершенно разных, никак не связанных друг с другом разнородных элемента. Каждый живёт своей жизнью. По отдельности орёл и щит смотрятся вполне цельно, но вместе - аляповатое нагромождение.
Какого-то продумывания не чувствуется. Как будто лепили по принципу "лишь бы всего стереотипного в кастрюлю накидать". Тут тебе и герб, и флаг, и хоккеист, и леттеринг, чтобы уж совсем для тупых. Странно что ещё шайбу и ворота не впихнули. А я не люблю, когда меня за тупого держат. Я и по одному-двум из этих элементов в состоянии понять, что речь идёт о хоккее и о России.
Леттеринг "Команда Россия" тоже не понравился - как-то слишком мультяшно, на мой вкус. Причём похоже на азиатские подростковые мультики из 90-х. Кстати, разве по-русски правильно писать "Команда Россия", а не "Команда России"? Нельзя же копировать "Team Canada" до такой степени, свой язык уважать надо.
А вот тот леттеринг "Россия", что стал на форме - ИМХО гораздо лучше. И упростили его как надо, просто из старого привычного леттеринга убрали всю лишнюю разлюли-малину (где особенно буква "И" вымораживала). Однозначный шаг вперёд.
http://soloway.me/imgs/fhr.jpg
Где мои "сто тыщ мильонов"?
Абсолютно поддерживаю, что упираться в «славное прошлое» это отрезать себе путь в будущее.
Что касается метализированного орла, не слишком агрессивно? С таким логотипом и команда должна быть как сплав металла. Наверное от орла вообще лучше отказаться.
Теперь про звёзды. Раньше была одна большая «рубиновая» теперь россыпь мелких. Ну примерно как кольцо с одним но чистым брюликом или с россыпью мелких «розочек» - многие предпочитают второе, но это дёшево.
Может конкурс затеять, можно на sports(e) народный логотип конечно не примут, но хоть идею скомуниздят хорошую?
Отдельное спасибо автору блога - один из самых интересных на спортсе.
2. Лого ФХР - конечно, лучше старого, но блин... Орел годный, но эти кривые полукруглые линии в невероятном количестве на внутреннем лого... Особенно внутренний флаг за хоккеистом, который действительно с тонкой клюшкой и не самым удачным силуэтом. Хотя отдельно от орла смотрится уже не так плохо. В общем, не сочетается в таком виде.
3. Новый леттеринг Россия намного лучше старого, имхо.
4. Герб для Команда Россия с бросающим хоккеистом - ужасен также, как и орел с лого ФХР. Тоже выглядит инородно, словно орел и хоккеист отдельно сделаны