Обзор сезона 2015/16. Часть 1. Дерзкая попытка «Нефтехимика» догнать НХЛ
Для КХЛ восьмой сезон самый неоднозначный. Во всех сферах лиги творится ужасный хаос. Парадоксально, но именно из-за этого бардака в главном для меня вопросе появился порядок. Прямо сейчас в КХЛ самая „чистая“ форма за всю историю. На форме нет шевронов «Мегафон», на ней вообще нет спонсоров лиги. Когда я впервые услышал о теоретических шансах отсутствия рекламы «Мегафон» на экипировке, то публично пообещал отправить Дмитрию Чернышенко открытку. Разумеется, никакой заслуги президента в этом нет. Скорее всего, с «Мегафоном» просто не смогли договориться. Я почти уверен, что реклама скоро вернется на форму, возможно, даже в этом сезоне.
Еще одна хорошая новость: на джерси отсутствует логотип восьмого сезона. Причины все те же, он где-то затерялся в суматохе.
Серьезная чистка и реорганизация в структуре лиги мобилизует и вынуждает имитировать рабочую активность. Летом отдел статистики и аналитики КХЛ выразил недовольство шрифтом номеров «Амура». В сезоне 2014/15 у «Амура» действительно были определенные проблемы с читаемостью номеров на гостевом комплекте, но связаны они не с начертанием шрифта, а с допущенной на производстве ошибкой — неправильным оттенком оранжевого. В новом сезоне этих проблем нет. Смешно, что основная претензия касалась четверки, одного из самых прямолинейных и однозначных символов фирменного шрифта. Выводы менеджеров о нюансах дизайна, основанные на каком-то жизненном опыте, а не на специальном образовании — жуткая субъективщина. В связи с этим у меня несколько просьб: пожалуйста, не мешайте работать и займитесь реально проблемными четверками, муарными обводками и прочим.
В лиге наметилась приятная тенденция к улучшению уровня формы. Все больше клубов уходят от сублимационной печати к вышивке. Многие стали использовать ткань фабричной покраски, которая делает форму ощутимо солиднее. Стоило написать несколько постов, и появился отклик. Во всех моих проектах этого года так же применялись только приемлемые технологии: вышивка, сшивная графика и ткани фабричной покраски. Возможно, потому что я сделал этот пункт обязательным и отказываюсь от проектов, где не могут гарантировать его исполнение)
Спартак
В КХЛ вернулся «Спартак», но сделать это триумфально, как планировалось, не получилось. Сейчас клуб обладает достаточным бюджетом, чтобы организовать все на самом высоком уровне. Однако в некоторых сферах даже с деньгами хороший результат не гарантирован. В первую очередь мне интересен формат блога — вопрос формы.
Форма красно-белых оказалась слабой во всем, от дизайна, до качества. Работать с такими легендарными командами как «Спартак» нужно аккуратно. На деле у москвичей абсолютно непродуманный, спонтанный дизайн всех комплектов.
Гостевой, ретро и домашний комплекты
К графике многие относятся несерьезно — полосы и полосы. На самом деле все должно подчиняться определенной логике. На основных комплектах «Спартака» никакой логики нет: широкая полоса на груди, три на рукавах, две на поясе.
Отдельным пунктом отмечу размещение спонсорской рекламы. На домашнем комплекте реклама генерального спонсора смотрится особенно топорно.
Варианты плохого и приемлемого размещения рекламы на плечах
Грамотно вписать рекламу важно, и если спонсор не идет на встречу, то стоит задуматься об изменении макета, чтобы реклама не спорила с дизайном. В данном случае на темном комплекте можно было бы сделать белую кокетку. А еще лучше прийти к деликатному решению, которое встречается у некоторых игроков «Спартака».
Экспресс-варианты исправления ошибок действующих комплектов
Для игровых номеров выбран распространённый шрифт в КХЛ, но далеко не самый лучший. Номера декорированы обводкой, которая ничего не дает кроме эффекта муара. Про декорирование номеров стоит написать отдельный пост.
Шумящая обводка номеров, создающая эффект муара
У третьего комплекта очевидный конфликт дизайна и кроя. Графика ретро-формы совершенно не ложится на крой свитера и эта претензия не только к заказчику, но и к производителю, к подмосковному бренду Романа Ротенберга ССМ, и соответственно к ШПП «Росспорт».
Памятка болельщику: В своих постах я уже несколько раз упоминал динамично развивающуюся группу компаний «Спортконцепт», принадлежащую Роману Ротенбергу. «Спортконцепт» является эксклюзивным дистрибьютером продукции Reebok/CCM в России. С недавнего времени компания стала отшивать форму под брендом ССМ на швейно-печатном производстве «Росспорт». В КХЛ уже появилось несколько команд играющих в форме бренда CCM. Полагаю, что через несколько сезонов таких команд станет больше. Административные рычаги позволят компании достаточно быстро занять определенную нишу. Незначительным доказательством является тот факт, что драфт юниоров в этом году экипировался формой бренда ССМ. Так же предполагаю, что ФХР уйдет от «Луча» и будет одевать сборные в ССМ.
Сибирь
Один из немногих клубов с профессиональным подходом к делу. В межсезонье сибиряки немного поработали над формой. Есть, что обсудить.
В прошлых постах я писал о несовершенствах найковской модели свитера «Луча», и о том, что ребята из Апрелевки упорно отказываются вносить в нее исправления. «Сибирь» отреагировала оперативно и сразу же сменила производителя, на того, кто смог обеспечить должный результат.
До и после. Ровная линия выделяет плечевой пояс
К слову, «Сибирь» второй клуб, кто одевается в ССМ. Один производитель, а между «Сибирью» и «Спартаком» пропасть. Вовлеченность в процесс производства решает.
На трусах появились лампасы. К этому элементу дизайна все относятся по-разному. Мое мнение, что лампасы в первую очередь должны быть уместны, а во-вторых, они обязаны соблюдать единый стиль графики. До последнего момента ни лига, и уж тем более ни клубы, не знали, будет ли спонсорская реклама КХЛ. Если бы шевроны «Мегафон» остались на трусах, то, лампасы были бы абсолютно неуместны. Три полоски одинаковой ширины не соответствуют остальной графике, где центральная полоса широкая.
Постоянные попытки улучшить дизайн формы нередко оборачиваются более слабыми релизами. Острые засечки в шрифте номеров третьего комплекта не гармонируют с каллиграфическим леттерингом «Сибирь» на груди.
В серьезном подходе к визуальному образу игроков случаются курьезы, например, брендированный скотч на щитках игроков. Об этом даже сообщил официальный твиттер новосибирцев. С эстетической точки зрения для фиксации щитков нет ничего хуже, чем брендированный скотч. Надеюсь, когда-нибудь регламент обяжет фиксировать щитки под гамашами.
Единственный более или менее приемлемый вариант для фиксации щитков — специальная прозрачная лента.
Металлург
Магнитогорский «Металлург» наконец довел ребрендинг до логического завершения. С «Магниткой» случилась забавная история. Сотрудники долго готовили почву для ребрендинга, потом провели его, но последнее слово осталось за руководством. Ему подготовили несколько версий логотипов, из которых был выбран не лучший вариант — лис на щите с надписью «Металлург». Ребята из клуба уверили, что на следующий сезон на форме будет только один лис. Но «Магнитка» стала чемпионом, а, как известно чемпионскую форму не меняют (ох уж эти суеверия). В общем, долгая история со счастливым концом.
«Металлург» сменил модель свитера на версию Найки от «Луча». Это одна из моих любимых моделей фуфаек, я уже много рассказывал о ней. Но в крое «Луча» есть неприятные моменты, которые портят все впечатление, поэтому лучше поступить как «Сибирь» и найти альтернативу, где смогут сделать красиво.
Крой курильщика и крой здорового человека
Главной особенностей этой модели свитера является глубокая кокетка. Из-за этого номера часто „прилипают“ к верхнему краю. Регламент позволяет варьировать высоту номеров от 250 мм до 300 мм. Но кому это интересно? У «Луча» свой железный принцип — в любой непонятной ситуации лепи номера максимальной высоты.
Динамо
Московское «Динамо» закончило эксперименты с дизайном и вернулось к наиболее традиционному варианту с литерой «Д» на груди.
Новый дизайн заметно лучше предыдущего. Приятная форма с серебристо-серыми акцентами и досадными ошибками. Абсолютно некрасивая горловина для большего эффекта еще выделена контрастным контуром. Все то же слабое начертание номеров. Такой же прием декорирования номеров, как у «Спартака», естественно с таким же эффектом муара. Каллиграфичная литера «Д» не дружит с рубленным шрифтом номеров. К ней в компанию нужно было выбрать более мягкое начертание. Дизайн свитеров меняется, а гамаш — нет. Плохо, что графика на гамашах и свитере не одинаковая.
Навскидку макет с исправленными ошибками формы
Нефтехимик
Нижнекамцы пересмотрели свои взгляды на дизайн формы и пошли путем СКА, путем откровенного плагиата, полностью скопировав Виннипег Джетс. Разумеется, джерси смотрится круто, но не вызывает чувство гордости. Тот случай, когда сделали они, а стыдно мне. На мой взгляд, такие прецеденты негативно сказываются на имидже КХЛ, жаль, что сама лига их поощряет, согласовывая такие макеты.
Неудачная попытка догнать НХЛ
У «Нефтехимика» ужасный логотип. Непонятно зачем его вообще используют, если у химзавода, который даже называется также «Нижнекамскнефтехим», и по совместительству является спонсором, команды нормальный графический знак.
Очередной клуб с распространенной ошибкой в декорировании номеров.
На этом все. Другие клубы во второй части обзора. Скоро, надеюсь.
Все самое интересное о спортивном дизайне в моем твиттере: @mihanti
5 баллов!!! )))))
Логотип Нефти действительно ужасен. Подозреваю, что всем там просто пофиг и неохота менять, с формой ведь тоже не заморочились - просто скопировали.