Охота на тигра. Как получился лучший спортивный логотип-2014
Проект «Амура» стартовал два года назад – в мае 2013 года мне поступило предложение заняться ребрендингом клуба. Эта история получилось долгой, непростой, но интересной. Тем летом я вплотную работал над «Амуром», но в определенный момент стало понятно, что процесс ребрендинга будет двигаться планомерно и закончится лишь к сезону 2014/15. Тогда же, в конце лета, мне предложили разработать айдентику для новичка лиги – «Адмирала». Я объяснил ситуацию хабаровчанам, и мы взяли паузу.
Какими бы ревностными ни были отношения дальневосточных команд, истории создания обоих брендов связаны между собой. Уже на раннем этапе между соседями начинал маячить конфликт интересов: «Амур» был сине-белым, а «Адмирал» собирался стать оранжево-черным, у них есть пересекающиеся моменты – тема воды и геральдический тигр. Проблема заключалась в том, что мне предстояло поменять эти сочетания цветов между клубами. Это была сложная задача. Еще раз повторю не раз озвученное мной мнение о том, что нельзя сделать сильную концепцию, собрав все в одну кучу. Приходится чем-то жертвовать.
Я не считаю, что «Адмиралу» с его морской концепцией было бы к лицу черно-оранжевое сочетание цветов. Точно так же, как «Амуру», который собирался обзавестись тигриным логотипом, имеющему в системе клуба команду «Амурские тигры», оставаться сине-белым. Приморцам по праву принадлежат цвета морской тематики, а хабаровчанам – оранжево-черное сочетание цветов. Важно понимать, что я не действовал в интересах какой-либо команды. Можно сказать, что я занимался клубами параллельно, и это было мое видение решения проблемы. В своей работе я смотрю всегда немного шире, чем границы конкретного проекта. Как бы пафосно ни звучали мои слова, я ощущаю ответственность не только за клубы, с которыми работаю, но и за то, как меняется лига. Перед собой я ставил глобальную задачу: разделить дальневосточные команды по цветам. После того, как «Адмирал» начал свой первый сезон, было очевидно, что визуально экипировка соседей похожа между собой. Однако все шло по плану, и на следующий сезон все встало на свои места.
Изначально я предлагал для «Амура» оранжево-черное сочетание цветов, но в техзадании было сказано, что синий цвет незыблем. Тем не менее на протяжении проекта я настойчиво рекомендовал использовать черный цвет. В качестве компромисса мы скорректировали действующий синий цвет в пользу более темного – нэви блу. Оранжевый – этот цвет будет встречаться в тексте еще много раз – должен был стать новым цветом клуба. Но я встретился с упорным сопротивлением.
В ребрендинге всегда существует момент, когда ответственность за него нагнетается, и изменения хочется сделать минимальными. Чаще всего это касается именно клубных цветов. Все в Хабаровске – от руководства до болельщиков – говорили о том, что они сине-белый клуб. Для большинства людей в нашей стране сине-белый клуб — это «Динамо». Как по мне, лучше быть уникальной оранжево-черной/синей командой, чем постоянно находиться в тени столичного клуба. Но в «Амуре» не видели оранжевого даже вторым цветом, допускался лишь небольшой процент вкраплений оранжевого в качестве третьего цвета.
Сине-бело-оранжевая форма в своей массе остается сине-белой. Такое решение не давало никаких дивидендов: оранжевый логотип на такой форме смотрелся инородно (отличный пример «Амурские тигры»); вопрос визуальной схожести дальневосточных команд не решался; терялась возможность получить эксклюзивное для КХЛ сочетание цветов. В результате долгих переговоров процент оранжевого цвета на форме «Амура» вырос. Однако в какой-то момент такое сочетание цветов вновь оказалось под угрозой – оранжевый предлагалось заменить на красный. На такой шаг я никак не мог пойти даже в качестве теоретического варианта «Миша, а давай попробуем». Мне пришлось принять радикальные меры и отказаться от проекта с такими вводными. Я до сих пор не понимаю, как могла возникнуть мысль о еще одном сине-красно-белом клубе. К счастью, через некоторое время мы продолжили работу с оранжевым цветом.
Домашний, гостевой и альтернативный свитера
Домашний комплект
В качестве основного домашнего комплекта я предлагал оранжевый свитер. Вообще во все комплекты формы хотелось добавить больше оранжевого. Этот яркий и непривычный цвет со временем должен еще мощнее работать на имидж хабаровчан. Из-за ряда причин, описанных мною выше, номинально домашним комплектом стала форма строгого классического дизайна с благородным глубоким синим цветом и яркими полосами. Для переходного сезона это неплохое деликатное решение.
Альтернативный комплект
В необходимости третьего комплекта формы ни у кого сомнений не было. Я был уверен, что оранжевая форма получит отличный фидбек. В клубе также считали ее перспективной и собирались использовать достаточно часто, примерно на 50% домашних матчей. Оранжевый комплект формы до последнего держался в секрете. О существовании третьей формы в клубе знало, пожалуй, пару человек. Клуб хотел сделать сюрприз своим болельщикам на первую игру сезона с принципиальным соперником – «Адмиралом». После этого матча стало понятно, что альтернативный комплект понравился всем. В конце регулярки менеджмент и вовсе заменил третьим комплектом домашнюю форму. Это абсолютно верное решение, и, надеюсь, в будущем сезоне оранжевая форма станет основной.
Болельщику на заметку: В альтернативном комплекте формы «Амур» играл с топ-клубами и принципиальными соперниками. Тем удивительнее, что у третьего комлпекта формы наибольший процент набранных очков.
Оранжевая форма «Амура» могла бы стать первым альтернативным комплектом формы в КХЛ, который использовался на домашних и гостевых матчах. Оранжевый — сложный цвет. Он средний между светлым тоном желтого и темным красного. Поэтому в определенных условиях он мог сойти как за темный, так и за светлый комплект. Мы всерьез обдумывали этот вопрос и подбирали подходящие команды для выезда. Таким соперником мог оказаться «Салават Юлаев». Это был практически идеальный вариант: нет конфликта цветов, никаких проблем с трансляцией.
Уверен, такой опыт был бы полезен КХЛ. К сожалению, лига не пошла навстречу «Амуру».
Болельщику на заметку: Третий комплект «Амура» в первую очередь за счет своего цвета смотрится эффектно. В течение сезона кадры с матчей в альтернативной форме стали чаще попадать в видеозаставки на КХЛ ТВ.
Многообразная тигриная тема позволила создать несколько нестандартных дизайнов формы. Один из них должен был стать четвертым комплектом формы «Амура». Его мы собирались использовать как праздничный комплект к Новому году. Этого не произошло, так как вместе с уходом заинтересованного сотрудника пропал и интерес клуба.
Для пары матчей межсезонья был выпущен еще один свитер. Он не относится к процессу ребрендинга напрямую – на нем мы обкатали некоторые интересовавшие нас моменты.
Гостевой комплект
Выездная форма отличается от двух предыдущих комплектов моделью свитера. В этом нет ничего критичного. В одном из предыдущих постов я подробно рассказывал о нюансах «найковской» модели свитера «Луча». Этим обусловлена смена модели свитера. Чтобы хоть как-то насытить нейтральную белую форму цветом, плечи свитера я сделал цветными. Синяя кокетка свитера позволяет органично связать светлую форму и темные шлемы. В сезоне «Амур» мог позволить себе использовать только один набор шлемов, как это делают ЦСКА и «Медвешчак». Но с действующим несовершенным регламентом этого категорически не следует делать. Команды, которые прибегают к такому приему, просто паразитируют на имидже других клубов.
Айдентика
Для «Амура» я разработал пакет айдентики: логотипы и леттеринги. Каждый из них служит для определенных целей.
Основным логотипом является морда тигра.
Амурский тигр имеет характерные отличия от других подвидов – это северный тигр, у него густая шерсть. Я постарался отобразить эти моменты в логотипе. Именно поэтому у тигра в логотипе массивная грива. В свою очередь объемная грива позволила сделать практически круглый силуэт пятна.
Болельщику на заметку: Популярный американский сайт www.sportslogos.net, специализирующийся на спортивном брендинге, назвал логотип «Амура» лучшим спортивным логотипом года. Это первый случай, когда на авторитетном североамериканском ресурсе побеждает не американский логотип.
Логотип с названием «Амур» был продавлен руководством. Я считаю его совершенно не нужным и настоятельно рекомендую не использовать.
Основной логотип самодостаточен. Употребление названия клуба в этом логотипе не требуется. Существует миф о том, что логотип с названием команды приобретает колоссальную узнаваемость, а логотип с названием на транслите — мировую известность. Кропотливая и грамотная работа всего менеджмента клуба делает любой логотип узнаваемым.
Леттеринг. Я в полной мере удовлетворен тем, как получился леттеринг «Амур». Хотелось по-особенному заморочиться и сделать что-то необычное. В надписи совмещены два направления – графика и каллиграфия.
Идея с хвостом пришла не сразу, еще больше времени потребовалось, чтобы подружить графичный леттеринг и пластичный свош буквы «У». Стиль надписи подчиняется основному логотипу. Даже засечки на крайних буквах получились похожими на ушки. У меня были серьезные планы на этот леттеринг, но из-за субъективных предрассудков руководства клуба рисованная надпись несправедливо обделена вниманием. Мы разместили леттеринг на шортах.
Дополнительный логотип с леттерингом сделан для атрибутики и специфических задач.
Еще один повод для гордости — шрифт номеров. Он получился по-своему необычным. Для тигров мне хотелось сделать хищный шрифт. Наклонный средний штрих добавил начертанию агрессии, а острые засечки ассоциируются с когтями и зубами, перекликаются с остроугольными элементами логотипа.
Пожалуй, самой сложной цифрой была четверка. Я пыхтел над ней пару дней, пока не нашел нужную форму.
Под шрифт номеров я нарисовал акцидентные литеры капитанов «C» и «A».
И хоть тут не обошлось без самодеятельности «Луча», литеры удалось сделать на высоком уровне. Этим элементам не уделяется должное внимание в КХЛ. К ним относятся как к формальности. Кажется, что лига не сдвинулась с той стадии, когда буквы вообще можно смастерить из клейкой ленты.
Необходимо отметить, что кроме спонсоров КХЛ на форме отсутствует реклама. У «Амура» одна из самых чистых форм в лиге. Забавно, но именно небогатые команды, такие как «Атлант», «Витязь» или «Амур» задумываются о важности чистоты формы. Тут можно посмеяться, а я продолжу. Конечно, клубам с титульным спонсором никуда не уйти от рекламы. Но это другие ставки, реклама за большие деньги. Поверьте, «Амуру» было чем уляпать форму. Клуб грамотно расставил приоритеты, и я хвалю их за это.
Новая форма хабаровчан отличается от предыдущей технологией производства. Впрочем, на уровне КХЛ именно вышивка и сшивная графика является единственным приемлемым вариантом. Полностью сублимационная печать, использовавшаяся «Амуром» ранее — недоразумение.
Слова благодарности
Проект «Амура» стал для меня вторым на Дальнем Востоке. На старте этого сезона кто-то написал «Так Миша покорил Дальний Восток», но, скорее, он покорил меня. Я не был во Владивостоке, но был в Хабаровске и успел проникнуться симпатией к этому краю. Случались сложности. Ребрендинг мог утонуть. Когда в Хабаровске произошло наводнение, проект отпал сам собой. Мы попрощались, пожелав друг другу успехов. Но все же через несколько месяцев ситуация стабилизировалась, и мы продолжили работу. Отдельные слова благодарности хочется сказать Петру Ушакову, экс-сотруднику отдела маркетинга «Амура», – именно благодаря ему ребрендинг состоялся. В нашем хоккее не так много грамотных маркетологов. Мне было очень комфортно с ним работать. Спасибо Петру и всем причастным к этому проекту.
Ссылки по теме:
● Концепт клубных цветов для системы ХК «Амур»
● Что нужно сделать компании «Луч» чтобы стать немного лучше?
Мой твиттер – @mihanti
Если переходить конкретно к «Амуру», то сине-белым его тоже можно назвать с натяжкой. Совсем недавно он сине-желто-белым. Еще ранее сине-красно-белым.
Отвечая на ваш следующий комментарий, не хочу показаться грубым, но большинство зарядов болельщиков настолько унылы, скудны, повторяют друг друга, что иногда даже было бы лучше без них.
Маркетинг циничная штука по отношению к болельщикам. Но это движение вперед. Люди по своей природе с неохотой расстаются с привычным и принимают новое в штыки.
Почему в НХЛ нет такой проблемы, которая существует в КХЛ. Потому что когда-то давно там приняли решение оставить большую шестерку старейших клубов с их цветами, а остальные и новые должны были придумать себе оригинальные сочетания цветов. В нашей стране старейшие клубы ЦСКА, «Спартак», «Динамо».
Если болельщики «Амура» не в состоянии придумать хороший заряд на тигриную тему (в чем я сомневаюсь), то впору и детей называть Ахмед или Мухамед.
проявите фантазию: кричите про апельсин или про тигровый. Поменьше формализма! ;)
//«В общем нельзя придти и сказать болельщикам - будете оранжевыми потому что других оранжевых в Лиге нет»
почему нельзя? Можно. Только очень важно подготовить под это почву. У нас в «Сибири» по такой логике выкинули к чертям собачьим красный и никого не смущает, что основным цветом на форме стал голубой, которого у нас отродясь не было. А знаете почему так легко восприняли смену? Этот цвет легко вписался в новый образ клуба и всем это было очевидно. Так и с оранжевым у «Амура»: отсылка к тиграм делает оранжевый более чем уместным. Вот если бы оставили старую эмблему с гербом и взяли оранжевый цвет, то тогда было бы коряво, но не в текущей ситуации.
Поставил + не читая. Сейчас буду наслаждаться этой долгожданной заметкой!