Тезисы о сезоне 2014/15. Часть 2
Следуя традициям, публикую свежий морально устаревший пост.
Летом в «Югре» завершился процесс ребрендинга. Эта операция была необходима, так как «Югра» относилась к тем клубам, чья айдентика находилась в крайне тяжелом состоянии. Сейчас кризис миновал, лого в состоянии средней тяжести.
Проблема заключается в том, что подобрать профессиональных исполнителей недостаточно. Важно, чтобы ответственные люди в клубе, принимающие решения, имели надлежащую квалификацию. Реалии таковы — часто нет ни тех, ни других. В Хантах именно такой случай.
Типичный ребрендинг в клубе КХЛ проходит примерно так: объявили конкурс — прислали несколько работ. Коллегиально отделом обсудили, один уверенно заявил, что в логотипе не хватает названия клуба. Пробежались по гостевой, собрали пожелания болельщиков. Большинство за логотип на щите. На финишной прямой градус настолько возрастает, ведь понесут к губернатору на согласование, что добавляют город/область/край. Ответственность велика, поэтому менеджер принимает любые советы, чтобы разделить ее. Дизайнер уже слегка поплыл от того, что скоро положит в портфель логотип главной команды целого региона, что беспрекословно соглашается со всеми пожеланиями клуба, хоть и не разделяет их, лишь бы не соскочили. Ребрендинг «шило на мыло» завершен.
В случае с «Югрой» нужно было нарисовать только голову мамонта (другую). Леттеринг в основном логотипе не требуется. Отговорки об узнаваемости — полная чушь. Медийность клуба делает бренд сильным и узнаваемым, а не название в логотипе. Наличие леттеринга требует плашки в виде щита. Логотипы на фигурных щитах характерны для ивентов, но не для клубной эмблемы.
Абсолютно неконтрастный логотип. Все элементы съел муар.
«Динамо» Москва в этом сезоне изменило дизайн формы и сделало это не лучшим образом.
У меня сформирована твердая позиция, что столичные клубы не могут испытывать проблем с дизайном формы. Нужно всего лишь выбрать из клубных архивов любую форму в отрезке с 50-х по 90-е и на ее основе сделать новый достойный комплект.
Динамовцы хотели разнообразить традиционную графику свитеров и разместили полосу на груди. Это неплохой прием, к тому же такой дизайн свитера так же является классическим и строгим. Но грамотно реализовать идею у клуба не получилось: спереди полоса на груди; прерванная полоса на пояснице; невнятный леттеринг на шумящем неконтрастном фоне.
Очевидно, что на такой полосатой графике нужно разместить крупный элемент, а не леттеринг. Я ничего не имею против леттерингов, на олдскульных комплектах они встречаются часто, но, во-первых, надпись должна быть качественно нарисованной, а не набрана шрифтом по дуге, а во-вторых, леттеринг не должен конфликтовать с графикой. Литера «Д» с более мощной системой контуров как нельзя лучше подходит в данном случае.
Помимо самой невнятной графики и примитивных ошибок, есть претензии к цветовой гамме. Клубы, с распространенными сочетаниями цветов, часто пытаются добавить индивидуальности за счет введения дополнительного цвета. Это рабочий вариант, но не для клубов с такой историей.
Макет с учетом исправленных ошибок мне видится таким.
ЦСКА так же изменил дизайн формы в худшую сторону. В прошлом сезоне дизайн формы был неплохим, правда проигрывал в нюансах. Работу нужно было продолжать, но клуб сорвался в бесполезные поиски. Повторю свою мысль о том, что ЦСКА, Динамо, Спартак и еще несколько команд с аналогичными корнями, должны придерживаться в форме строгого классического дизайна. Это старейшие клубы страны. Дедули, одевайтесь соответствующе, смешно же, когда вы молодитесь.
Форма сезонов 2013/14 и 2014/15
У армейцев был плохой шрифт номеров, и они поменяли его на аналогичный. Нужно просто нарисовать свое начертание цифр, которое будет соответствовать леттерингу в логотипе. В предыдущих комплектах формы была робкая попытка подобрать шрифт номеров под надпись «ЦСКА», но дело в том, что цифры нужно нарисовать, а не подбирать. Сейчас клуб армии играет с самым заезженным шрифтом, который используют очень много команд. Для меня остается загадкой, почему шрифт пользуется такой популярностью, ведь в нем полно ошибок, а четверка до того корявая, что ее не боится, пожалуй, только Артюхин.
Боковые лампасы на гамашах ЦСКА — это дизайн нового уровня. Я до него еще не дорос. Старички, оставьте такие приемчики «Атланту», нео-человек разберется.
У «Локомотива» наконец-то читабельные фамилии игроков на форме. Летом клуб обратился ко мне не только за предсезонной формой, но и за помощью с выбором подходящего шрифта фамилий.
Шрифты фамилий в сезонах 2013/14 и 2014/15
Выбор пал на известный Agency FB. Я немного изменил латинскую версию шрифта и нарисовал кириллицу для формы команды МХЛ и джерси болельщиков.
Про «Йокерит» можно написать много. Они крутые. Концепция «шута» очень гибкая и позволяет играючи сменить цвет практически на любой: синий, красный, желтый, белый, зеленый. Такого клуба в КХЛ еще не было.
На первый взгляд четыре разные команды, но ни к чему не придерешься, всё в рамках системы: гостевая, домашняя, альтернативная, альтернативная «Талвиклассико».
В то время, когда типичный клуб КХЛ предлагает своим болельщикам гостевой и домашний свитера, Йокерит продает в два раза больше.
Это вам не тренировочными джерси торговать
Уже многие задавались вопросом, что означают шевроны «ноу лого» на форме Йокерита.
Точной информации у меня нет, но я предполагаю, что это продвижение рекламного места — что-то вроде: «здесь могла бы быть ваша реклама». Йокерит привнес в лигу много положительного, но некоторые моменты совершенно не нужные. Да, это выглядит оригинально, но мое мнение, что это пережитки европейского хоккея. Уляпать форму рекламой, особенно которой нет — глупо. На этот счет имею вам сказать — продать можно всё, что угодно, хоть название арены, но не места на форме и в центральном круге вбрасывания.
UPD: Появилась информация, что «Ноу лого» — форма протеста против жестких требований лиги по размещению рекламы на форме. Вопросы-вопросы.
Самый медийный администратор команды в Йокерете. Причем он не просто постит интересный инсайд, но и делает это чертовски качественно, слегка по-хипстерски. В общем, администратор Йокерита не обделен вкусом и чувством прекрасного. Отличные фотки о буднях команды: аэропорты, арены клубов КХЛ, форма и раздевалки. Подписывайтесь.
В начале лета ко мне обращались представители «Лады». Главным вопросом был ребрендинг клуба. Хотя, правильнее было бы назвать рестайлингом логотипа и упорядочиванием фирменного стиля команды. Тогда я был занят проектом «Амура», поэтому ответил отказом. К сотрудничеству пригласили ребят из Санкт-Петербурга, которые успешно работали со СКА. Кстати, теперь присутствие СКА прослеживается в фирменном стиле автозаводцев. У каждого есть свой почерк. Например, многие читатели «Реформы» могут узнать мои логотипы или дизайн формы по характерным приемам. Но в случае с «Ладой» другая история. Форма тольяттинцев очень похожа на ретро-форму СКА, которая в свою очередь является точной копией свитеров Нью-Йорк Рейнджерс.
В графических концепции СКА и «Лады» так же прослеживается смежная тематика древней Руси, но нужно отметить, что имиджи сделаны на высоком уровне.
В общем всем есть над чем подумать. Ребята, работаем-работаем!
Твиттер @mihanti
И вообще - у Михаила всё как обычно по делу.
Как относишься к идее, если бы трусы были красными а-ля Рейнджерс? У нас правда болельщики резко негативно отнеслись к красному цвету формы на межсезонье
Можно сказать это тоже поворот в сторону ретро.
В твоих словах есть здравый смысл.