12 мин.

SC Bern и Eisbären Berlin: «медведи» на вершине

Поиск "рецепта успеха" в спорте сродни поиску философского камня в алхимии: решить задачу невозможно, но попытки решения приносят интересные побочные результаты. По случаю начала душного межсезонья я решил пройтись дорогой чемпиона. Поначалу задумывалось масштабное исследование всех европейских лиг, да больно уж объёмной получалась работа. В итоге я ограничился двумя "медвежьими" командами: чемпионом Швейцарии SC Bern и чемпионом Германии Eisbären Berlin. На их примерах я попробовал проверить несколько "чемпионских теорем" и сравнить особенности игры в двух лигах.

Игра вратарей

Теорема №1 гласит, что без надёжного вратаря выиграть титул невозможно. Применительно к чемпиону DEL эта теорема худо-бедно выполняется. Вратарь Eisbären Berlin Роб Зепп по проценту отбитых бросков (91,9) занял четвёртое место в лиге, если не считать резервистов, игравших по 10-20 минут. При этом Зепп не пропускал глупых голов, его впечатляющие сэйвы регулярно красили видеообзоры матчей, а на чемпионате мира он стал основным вратарём сборной Германии, вытеснив из состава Денниса Эндраса и Денни аус ден Биркен, второго и первого вратарей плей-офф соответственно.

Совсем другая история - в NLA. Марко Бюрер, вратарь SC Bern, стал чемпионом при худшем показателе надёжности среди всех коллег, игравших на вылет (89,9%). И дело не только в статистике. Бюрер совершил несколько блестящих ошибок по ходу четвертьфинальной серии и пропустил немало сравнительно простых голов в полуфинале. Только в последней, решающей, серии он показал неплохую игру и слегка поправил статистику, однако в любом случае Бюрер - в отличие от Зеппа - не имел ни малейших шансов на звание лучшего вратаря плей-офф.

Понятно, что случай Бюрера не опровергает теорему №1 в целом. Однако тот факт, что вратарь лучшей команды чемпионата по итогам плей-офф имел худшую в лиге статистику, заслуживает внимания. Точнее, заслуживают внимания компенсационные механизмы, с помощью которых SCB смог добраться до вершины.

Действия спецбригад

В теореме №2 говорится о ключевой роли спецбригад. Но, как и многие другие спортивные теоремы, теорема №2 не раскрывает количественных показателей. Чтобы немного продвинуться в этом направлении, я решил составить две таблицы, характеризующие игру SCB и Eisbären в неравных составах. Табл. 1 содержит привычные взгляду сведения.

Таблица 1. Показатели действий в большинстве и меньшинстве

Неравные_1

Здесь опять же Eisbären выглядят «правильной» командой – они лидируют по реализации большинства среди всех участников плей-офф, причём с большим отрывом (идущие на втором месте Grizzly Adams Wolfsburg реализовали лищь 16% попыток), а удельный вес голов в большинстве составляет более трети. Совсем другая ситуация у SCB – они всего лишь шестые в списке самых эффективных в большинстве команд, хотя удельный вес голов в большинстве сравнительно высок. Так же шестыми были SCB и по эффективности игры в меньшнистве. Их немецкие коллеги по этому показателю стали пятыми.

В целом анализ общих показателей мог бы намекнуть на то, что теорема №2 опять же выполнялась в DEL, но не выполнялась в NLA. Однако с выводами спешить, как известно, не следует. Удельный вес голов в большинстве можно оценить другим способом: учесть соотношение голов, забитых в большинстве и пропущенных в меньшинстве, в каждом матче. Коэффициент корреляции «побед/поражений» в неравных составах с общим итогом игры даст ответ на вопрос об относительной важности этого компонента игры.

Таблица 2. Показатели игры в большинстве и меньшинстве для выигранных и проигранных матчей

Неравные_2

Для немцев сведения из таблички сводятся к одному – Eisbären лучше всех в большинстве. И просто лучше всех. Для SCB табличка интересней. Если соотношение голов в неравных составах было в пользу «медведей», то они почти всегда выигрывали (4 случая из 5). Если же это соотношение было равным, или SCB проигрывал соревнование спецбригад – у соперника появлялись почти пятидесятипроцентные шансы на успех.

Глубина состава

Теорема №3 - самая интересная. Термин "вторичная результативность" (secondary scoring) только-только входит в русский хоккейный лексикон, словосочетание из подзаголовка уже устоялось. Суть же этой теоремы сводится к простому факту: чем больше игроков твоей команды способны забить, тем больше у тебя шансов на победую. Такая формулировка кажется тривиальной, и мы её несколько усложним. Глубина состава, на самом деле, обеспечивает успех за счёт неожиданности. То есть успех приносят голы людей, которые совсем мало забивали раньше и ещё меньше будут забивать потом. Но вот в один важный момент берут - и делают всё правильно. Для оценки этого фактора я составил табл. 3

Таблица 3. Показатели "глубины состава". "1-2", "3-4", ..., "9-10" - количество игроков, забивших соответствующее число голов

Глубина состава

В обеих командах голы забивали по 16 человек – достаточно высокий показатель. В то же время SCB забил больше. При той же «нагрузке» на забивал, что и у немцев, у швейцарцев должно было бы быть 19 человек, хотя бы раз попавших на табло. Состав берлинской команды можно оценить как более ровный, что так же выражается в большем числе тех, кто забил 1-2 раза – то есть совершил неожиданную для соперника голевую акцию.

В целом же теорема о глубине состава выполняется строже двух других, для обеих команд она верна в значительной степени. Интересным было бы так же оценить её по амплуа игроков. В случае SCB всё просто: голы забивали 3 защитника и 13 нападающих. 13 - это максимальное число нападающих в заявке, дальше ехать уже некуда. Не удивительно, что по итогу полуфинальной серии речистый тренер EV Zug Дуг Шэдден обозвал "медведей" "китайской армией".

У Eisbären разбор по амплуа затруднен тем, что Джулиан Тэлбот - лучший бомбрадир команды, 19 (9+11) очков в 13 матчах - играл как центрального нападающего, так и защитника. Это был красивый ход тренера Дона Джексона, отмеченный даже в статье Википедии, посвящённой Тэлботу. Если всё-таки считать канадца напападающим, то итоговое соотношение для "полярных медеведей": 6 защитников и 10 нападающих. Или три полных пяёрки. То есть глубина тут не совсем такая, как у SCB. В рамках теоремы №3 возможны стилистические отличия.

Лютый вертикальный хоккей и медвежья лёгкость

Вот об этих самых стилистических отличиях мы сейчас и поговорим. Зафиксировать их можно только с помощью просмотра видео и планшетки. Так что ниже нас ждут шесть интересных картинок. Начинаем.

1/4 финала NLA. SC Bern - HC Geneve-Servette 4:3 (4:0, 2:5, 5:6ОТ, 1:2, 2:1ОТ, 4:3Б, 4:1)

Рисунок 1. Забитые (слева) и пропущенные (справа) голы SC Bern в четвертьфинальной серии.

Берн-Женева

На мой взгляд, разница в стилях игры оппонентов на рис.1 видна очень хорошо - кажется, что это вообще две разные игры. HCGS отчаянно прут на пятак (ещё бы, самая мощная команда NLA), SCB активно использует броски со средней дистанции. При этом команда Антти Тёрмянена треть (6 из 18) голов забивает в результат поперечного/диагонального паса, при котором шайба пересекает центральную ось зоны нападаения. Забегая вперёд - такой пас был уникальным отличием SCB как от непосредственных соперников, так и от виртуальных оппонентов из DEL. Ещё, пожалуй, стоит обратить внимание на интересную "диагональ": игрок, располагающийся чуть "выше" левого круга вбрасывания, отдавал пас под бросок в касание игроку, залегшему на "дно" круга правого. Или наоборот - результатом такой комбинации стали сразу 5 успешных попыток SCB в четвертьфинале.

1/4 финала DEL. Eisbären Berlin - Hamburg Freezers 4:2 (6:5ОТ, 3:5, 4:8, 3:2ОТ, 3:2, 3:2)

Рисунок 2. Забитые (слева) и пропущенные (справа) голы Eisbären Berlin в четвертьфинальной серии.

Berlin-Hamburg

Так выглядит на планшете если не самая интересная, то самая всёлая серия евросезона. В первом матче будущий чемпион Германии к 15-й минуте первого периода проигрывал 0:4, сравнял счёт на 7-й минуте периода третьего, вышел вперёд на минуте 8-й, дал сопернику сравнять счёт за 183 секунды до конца основного времени и затем решил матч в овертайме. Во второй игре ситуация поменялась: Hamburg Freezers проигрывали 1:3 к 16-й минуте третьего периода, а потом забили 3 шайбы за 120 секунд. Два грандиозных комбэка, много голов и ничем не замтнённое веселье - что ещё нужно в хоккее?

С точки зрения высокого хоккейного искусства эта серия была единственной в исполнении Eisbären, которая не укладывается в понятие "лютый вертикальный хоккей". "Вертикальный" не в смысле направления передач, а в смысле выбора ударных позиций - как мы увидим ниже, подавляющее число голов в Германии забивают с позиций вблизи ворот и центральной оси зоны нападения. В этой же серии и "медведи" забивали из кругов вбрасывания, и "отмороженные" из Гамбурга успешно атаковали не только из центра, но и с правого фланга.

1/2 финала NLA. SC Bern - EV Zug 4:3 (4:3ОТ, 2:8, 3:2ОТ, 2:5, 0:4, 4:3, 4:1)

Рисунок 3. Забитые (слева) и пропущенные (справа) голы SC Bern в четвертьфинальной серии.

Bern-Zug

В Швейцарии самая вкусная серия состоялась в полуфинале. План сражения Дуга Шэддена против НОАК ("Народно-освободительная армия Китая" - официальное название SC Bern) выглядит более чем любопытно. Несложно заметить широту атакующей мысли EVZ - как ни странно, канадский тренер, кажется, лучших других знает, как использовать "аэродром" в полной мере. Нельзя не заметить при этом, что, хотя EVZ сравнительно часто забивает после бросков в касание (10 голов из 26), поперечный/диагональный пас является исключением (в буквальном смысле - 1 гол). Любимый приём - пас из угла или из-за ворот, словом - от лицевого борта в чужой зоне.

SC Bern атаковал несколько уже, что, впрочем, могло быть отчасти случайным - "пустота" левого круга вбрасывания не замечена на четвертьфинальной и финальной картинках. И отметим, конечно же, существенно большее количество голов в большинстве в исполнении команды, проигравшей серию.

1/2 финала DEL. Eisbären Berlin - Krefeld Penguins 3:0 (3:2, 5:2, 4:3)

Рисунок 4. Забитые (слева) и пропущенные (справа) голы Eisbären Berlin в четвертьфинальной серии

Berlin-Krefeld

Серия до трёх побед, да ещё завершившаяся со счётом 3:0, даёт не так много статистического материала. Тем не менее, полуфинал DEL - образец ЛВХ. Почти все голы, забитые в серии, группируются в воображаемой зоне между площадью ворот и кругами вбрасывания. Оно и понятно - чем ближе к воротам и центру, тем легче забить. Вот хоккеисты DEL и действуют наверняка.

Финал NLA. SC Bern - HC Fribourg-Gotteron 4:2 (4:1, 4:3, 0:1, 1:3, 3:2, 5:1)

Рисунок 5. Забитые (слева) и пропущенные (справа) голы SC Bern в четвертьфинальной серии

Bern-Friboiurg

В финале шутить не принято. Вот и в NLA решающая серия получилась серьёзной. SCB много внимания уделял защите, ну а в атаке полагался на успешную работу вблизи чужих ворот и повторные атаки. Бенджамин Конц - лучший вратарь плей-офф - не желал пропускать голы после первой атаки. Соответственно, точки, символизирующие успешные броски со средней дистанции - это либо результат игры SCB на подборе, когда после сильного броска низом Конц отбивал шайбу щитком, и отбивал далеко; либо результат успешной постановки помехи вратарю.

Голевая диаграмма HCFG выглядит и вовсе скупо. Тех самых поперечных пасов совсем не видно. Но не потому, что "драконы" их не практикуют - а потому, что игроки SCB идеально приспособились к игре Андрея Быкова, отвечающего за "пас на дальнюю". Но даже в таком, скудном, виде диаграммы NLA выглядят интереснее диаграмм DEL, особенно левая, принадлежащая чемпиону.

Финала DEL. Eisbären Berlin - Kölner Haie 3:1 (4:2, 1:3, 6:3, 4:1)

Рисунок 6. Забитые (слева) и пропущенные (справа) голы Eisbären Berlin в четвертьфинальной серии

Berlin-Koln

Сказанное выше о хоккее DEL на этой диаграмме так же видно хорошо. Всё то же стремление бить с центра или в упор. Заметим, что у "медведей" три гола - результат броска в касание после паса от лицевого борта, и ещё один гол (тот, что обозначен точкой за линией ворот) - результат рикошета после такого паса. Можно было бы сказать, что это роднит EVZ с немецкой командой, но не совсем. В исполнении Eisbären Berlin чужой лицевой борт - это вообще ключевая зона. Потому что "полярные медведи" либо сами туда забрасывают шайбу, либо отбирают её там у чужих защитников, используя прессинг. При этом уже в тот момент, когда шайба только прибывает за чужую линию ворот, один-два игрока оказываются на пятачке или в районе "усов", где ждут результатов борьбы за шайбу. Бросок после паса из-за ворот далеко не всегда получается в касание, поэтому на диаграммах роль борьбы у чужого лицевого борта видна не так ярко. И отметим: ни одного (ни одного!) такого гола не забил коллега-чемпион-тёзка, SC Bern.

Пусть расцветают сто цветов

Швед Андерс Эльдебринк, отыгравший несколько сезонов в NLA, и отработваший тренером несколько сезонов в NLA, однажды, после увольнения из Kloten Flyers, сказал: "Не хочу возвращаться в Швецию, хочу работать в Швейцарии. В Elitserien все клубы играют одинаково, а в NLA идёт настоящая борьба идей". В Швецию Эльдебринку съездить ненадолго всё же пришлось, но сейчас он вернулся в NLA. Насколько сказанное им верно в отношении Elitserien, не скажу. Но то, что он прав в отношении NLA - я, как мне кажется, сумел проиллюстрировать. И если кто-то скажет "так играют в Швейцарии", не верьте ему. Потому что в Швейцарии играют по-разному.

Сказать то же самое про DEL я не могу. Но, во-первых, должен отметить поверхностность анализа. Во-вторых же, отмечу, что вроде бы в Германии играют в "канадский" хоккей, однако и он отличается от "канадского" хоккея HC Geneve-Servette или EV Zug. Первые не любят идти за ворота, предпочитают наброс на пятак от синей линии. Вторые играют широко, и бросают с флангов. В отличие от немцев (к слову, особенности клубного хоккея хорошо видны в игре сборной).

Таким образом, мы обнаружили стилистическое разнообразие в NLA, и обнаружили стилистические отличия DEL от всех клубов NLA. Это разнообразие, эти little differences, как говорил Винсент Вега, указывают на один очень важный факт. В Европе много умных и интересных тренеров, потому что в НХЛ и КХЛ, во-первых, не так много клубов. И в НХЛ, во-вторых, не берут европейцев. Поэтому хоккей в Европе, быть может, далеко не всегда отличается исполнительским мастерством экстра-класса. Но в нём всегда есть тренерская мысль самого высокого уровня. И обмен этими мыслями, соревнование этих мыслей - главное и самое интересное в европейских чемпионатах. А так же может стать главным и самым интересным в европейском клубном турнире. Жаль, будущее этого (и любого другого) состязания определят аргументы другого толка. Не имеющие никакого отношения к хоккею.