11 мин.

Календарная интрига

Ругают международный календарь. Крепко ругают, часто ругают, ругают от скуки, ругают, когда нечего больше ругать, ругают ради одобрения публики – ибо публика в порочности международного календаря уверена больше, чем в порочности Рене Фазеля. Профессиональным ругателям, вероятно, сейчас немного грустно – потому как совсем скоро, осенью 2014 г., ругать станет нечего. Ну, или придётся придумывать новые формулировки для ругани, ибо международный календарь изменится.

Почему международный календарь испортился

Об усопших говорят либо хорошо, либо ничего. Нынешний распорядок хоккейного года ещё не почил, но засыпает у нас на глазах, так что пару добрых слов уже заслужил. Существующая система сложилась в сезоне 96/97, когда был создан проклятый нынче Евротур – тогда это казалось блестящей идеей, «объединение «Кубка Балтики» и «Кубка Глобена» давно назрело». Не менее важное изменение случилось чуть раньше – с 1992 г. чемпионат мира стартовал в конце апреля – начале мая, в то время как раньше он начинался ближе к середине второго весеннего месяца.

Существующей системе – почти двадцать лет. Она начала формироваться ещё до Фазеля, не говоря уж о Третьяке: людях, которым сейчас достаются многочисленные упрёки. Сложилась эта система естественным образом под конкретные условия. И вот как она выглядит на предпоследнем году своей жизни (табл. 1,2). Для сравнения добавлены сведения о регулярном чемпионате NHL сезона 11/12.

Таблица 1. Длительность регулярных чемпионатов и перерывов в крупнейших хоккейных лигах мира

1

Таблица 2. Показатели «напряжённости» календаря крупнейших хоккейных лиг мира

2

Для начала – обратим внимание на DEL. Эта лига игнорирует декабрьский международный перерыв.  Причём игнорирует не первый год. Что характерно, президент ИИХФ по такому случаю не требовал пожизненной дисквалификации всех хоккеистов, ступивших на немецкий лёд. Не хотят прерываться - пусть их. То же самое можно сказать и про EBEL, где не делают перерыва в феврале. Занавеска на одном из международных окошек не раздражает Фазеля.

Заметим вот ещё что: декабрьского перерыва в DEL нет, а по числу игр немецкий регулярный чемпионат отнюдь не в лидерах (и опять же аналогичная ситуация в EBEL). А это указывает на то, что европейские лиги существующий календарь устраивает. Швейцары находят в нём место для дополнительного перерыва на Кубок Шпенглера и подумывают о проведении Кубка Швейцарии (по аналогии с футбольными национальными кубками). Шведы нашли 8-9 лишних дней в декабре: не ради Первого канала, но ради Red Bulls Salute. Чтобы, значит, шведские послы в Вене и Братиславе не забивали себе голову мыслями  о «важной игре чемпионата через день после финала».

Регулярный чемпионат КХЛ – один из самых коротких в Европе. Международные паузы – одни из самых длинных. Кроме того, в Европах нет Матча Всех звёд. В итоге по «чистому времени» КХЛ с показателем 130 игровых дней занимает последнее место, на день больше играют швейцары. Раньше так не было – международные паузы в КХЛ составляли те же 8-9 дней, что и у других. Удлинили паузы по настоянию Зинэтулы Билялетдинова. Но так уж случилось, что КХЛ приняла активное участие в назначении главного тренера сборной, потом он выиграл ЧМ2012, сейчас перед ним стоит задача государственной важности – посему упрёки привычно направлены в адрес ФХР и её президента.   

Теперь обратим внимание на показатели NHL сезона 11/12. Во-первых, любопытно, что по общей продолжительности регулярного чемпионата, 185 дней без учёта перерывов (для NHL учтён All Star Weekend), американо-канадская лига не так далеко от SM-liiga (182 дня) и DEL (179 дней), как можно было подумать. Во-вторых – за океаном календарь намного более напряжённый. Клубы играют в среднем 1 матч за 2,2 дня, против европейских показателей на уровне 2,5-3.

Почему в Европе играют сравнительно редко? Потому, что там по-прежнему заботятся не столько о телетрансляциях, сколько о привлечении зрителей на трибуны. Посему держатся старой доброй «туровой» системы, матчи стараются проводить в конце недели. Немцы в этом стремлении играть в пятницу и воскресенье наиболее последовательны – вот почему у них самый длинный чемпионат и самая низкая «нагрузка».

КХЛ от туровой системы отказалась. Меньшая, по сравнению с NHL, частота матчей отчасти – но только отчасти – может быть объяснена большими расстояниями. Кроме того, есть ещё ряд обстоятельств, мелких и не очень. Например, КХЛ делает трёхдневный новогодний перерыв – в NHL такого нет. КХЛ в гораздо меньшей степени использует географический фактор (в текущем сезоне вообще, считай, не использовала). По политическим, подозреваю, причинам. Если «Локомтив» и «Авангард» будут играть всего 1 раз в год, если Радулов будет приезжать в Новокузнецк, с интервалом в 730 дней, то ответ на вопрос – почему? – может оказаться не совсем убедительным. Потому как ответ будет: «ради «Льва» (а то и «ради «Милана»).

От регулярного чемпионата – к структуре плей-офф, представленной в табл. 3,4. Для сравнения добавлены сведения всё о той же лиге, дата окончания плей-офф - плановая (реально финал Кубка Стэнли закончился 11 июня).

Таблица 3. Календарные показатель игр плей-офф крупнейших хоккейных лиг мира

3

Таблица 4. Показатели напряжённости календаря плей-офф крупнейших хоккейных лиг мира

4

Если регулярный чемпионат КХЛ является самым напряжённым в Евразии, то про плей-офф такого сказать нельзя. Даже несмотря на то, что здесь так же сказались «реформы Билла». Если Кубок Гагарина 2012 вручили  25 апреля, то теперь это событие случится не позднее 19 числа того же месяца.

Другое обстоятельство относится ко всем европейским лигам. И оно более чем интересно: в то время как в NHL напряжённость графика плей-офф ниже, чем регулярного чемпионата, в Европе ситуация прямо противоположная. И только в NLA частота игр та же, что за океаном, во всех других лигах играют чаще.  Спрессованость плей-офф – это уже не столько Евротур, сколько чемпионат мира в начале мая. Тем не менее, крупных неудобств никто, кроме финнов, не испытывает.

Подводя итог: международный календарь в его нынешнем виде просуществовал 20 лет потому, что был вполне удобен для всех европейских лиг. Определённые сложности стали возникать во второй половине нулевых, с ростом числа матчей в Elitserien и SM-liiga, однако давление превысило допустимое только с появлением КХЛ и European Trophy. Эти две организации и являются движущей силой календарной революции.

Внутренние резервы

На самом деле, недовольство что КХЛ, что European Trophy нельзя назвать безусловно оправданным. Во-первых, как мы отметили выше, интенсивность игр регулярных чемпионатов в восточном полушарии ниже, чем в западном. Во-вторых, позиция ИИХФ по вопросу соблюдения международных перерывов не является безапелляционной. В-третьих, нынешний календарь КХЛ сильно «подправлен» реформами Зинэтулы Билялетдинова.

Как мог бы измениться регулярный чемпионат КХЛ, если бы сроки проведения плей-офф не были сдвинуты, паузы на Евротур составляли 9 дней, а интенсивность игр была равна интенсивности игр в NHL? К нынешним 130 дням «чистого времени» добавились бы минимум 7, что при показателе 2,2 дня на 1 матч позволило бы сыграть 62 регулярных матча. Если бы к регулярному чемпионату добавились ещё 6 дней, «украденных» у Кубка Гагарина, то число матчей могло увеличиться до 65.

Что касается чемпионатов европейских, то здесь резервы даже больше – хотя бы потому, что расстояния внутри стран невелики, почему интенсивность игр там может быть даже выше, чем в NHL. Если взять нынешнюю длительность регулярных чемпионатов (140-160 дней), то при показателе 2,2 дня на игру нашлось бы место для 8-12 дополнительных матчей. Сейчас регулярный чемпионат European Trophy длится 8 матчей. При этом идея «хоккей в начале августа» оказалась столь плодотворной, что полностью отказываться от неё организаторам едва ли стоит. А это, в свою очередь, означает, что по ходу сезона им надо сыграть не более 6 матчей. Как ни странно, нынешний календарь это позволяет.

Однако как нам, так и, получается, европейцам свойственно желание искать причины своих проблем в других. Руководители КХЛ предлагают сдвинуть чемпионат мира в то время, как им никто не запрещает начать регулярный чемпионат, скажем, 20 августа (по примеру European Trophy, кстати, идея далеко не провальная – а уж популярность тега #грёбаноемежсезонье однозначно доказывает её плодотворность). Боссы European Trophy проклинают ИИХФ за чемпионат мира в Олимпийский год – в то время как могли бы найти время для своего турнира, надавив на руководство лиг ради изменения внутреннего календаря. В общем, как не было правды на Земле при Гамлете, так и не стало. Поэтому революция неизбежна.

Кто чего хочет

Желания революционеров можно сформулировать следующим образом. Цель КХЛ: «65-70 матчей в регулярном чемпионате». Цель European Trophy: 6-8 дополнительных матчей в сентябре-декабре (групповые матчи, вохможно, 1/8 плей-офф), плюс время для финального турнира в январе.

На запах неизбежной во время революции крови потянулись федерации стран «второго эшелона» (Словакия, Швейцария, Германия).  Они не хотят отмены международных перерывов – они хотят зарабатывать на матчах со сборными, участвующими в Евротуре. Федерации большой четвёрки, пытаясь найти позитив в наметившихся переменах, обозначили своё желание: избежать матчей на нейтральной территории.

Чего хочет ИИХФ? Можно почти однозначно утверждать, что ИИХФ не хочет обязательного и безусловного сохранения трёх международных перерывов. Примеры  DEL и EBEL мне порукой.

Вот более поздний старт ЧМ - то, с чем ИИХФ будет сильно спорить. Часто спрашивают: «Почему бы не перенести ЧМ на 1-2 недели?» Разводят руками: да ни почему, просто Фазель. Между тем, президент ИИХФ на этот вопрос отвечал неоднократно: потому, что это означает «минус 1-2 недели от отпуска хоккеиста». Случаи, когда хоккеист отказывается от участия в ЧМ потому, что «хочет больше времени проводить с семьёй», бывают и сейчас. Сдвиньте ЧМ на пару недель, и  вероятность таких отказов вырастет. Мера, которая должна повысить «звёздатость» ЧМ (за счёт доступа к большему числу игроков NHL), может привести к обратному результату.

Впрочем, позиция ИИХФ по срокам ЧМ будет жёсткой, но не бескомпромиссной. Ежегодный ЧМ –  столб, к которому Фазель прикуёт себя наручниками. Потому как никто не придумает способа получать вдвое больше денег с одного турнира, если проводить ЧМ раз в два года, и в четыре раза больше – если сделать «как в футболе». Ради сохранения ежегодного ЧМ Фазель готов отдать многое. Перерывы на Евротур - первые в этом списке.

Кто что получит

Для того, чтобы понять, что может в итоге выйти из этой революции, можно снова обратится к цифрам из табличек. Опорой может служить интенсивность игр в КХЛ – 1 матч в 2,5 дня – и желаемое число игр регулярного чемпионата, «65-70». Это даёт чаемую продолжительность регулярного чемпионата в 163-175 дней против нынешних 168. Без учёта перерывов – не только международных, но и перерыва на Матч Всех звёзд. Не случайно именно руководители КХЛ стали говорить о том, что проблема не в Евротуре, а в чемпионате мира.

Допустим, тут Р. Фазель сильно против. И, допустим, А.И. Медведев, имеющий неплохие отношения с Р.Фазелем, согласен на некоторый компромисс. Кроме того, придётся идти на компромисс с В.А. Третьяком – потому как изменения вступят в силу после Сочи, но решение-то будет принято "до". Да и после Сочи будет московский ЧМ2016 (так и хочется увидеть здесь хитрый политический ход Фазеля, отдавшего нам мировой форум).

Компромиссный календарь КХЛ может выглядеть следующим образом. При общей продолжительности регулярного чемпионата в 170 дней будет предусмотрено два перерыва: один международный (допустим, 6 дней), и один – на Матч всех звёзд (4 дня). Допустим, что за счёт географического деления удастся повысить интенсивность игр, пусть не до NHLовских 2,2 – хотя бы до 2,35. Тогда, при 160 игровых днях, каждый клуб успеет провести 68 матчей. Аккурат в желаемом диапазоне. При этом у КХЛ останется 63 дня на Кубок Гагарина (седьмой матч финала за неделю до ЧМ), что соответствует высочайшему NHL-стандарту.

Что останется сборным? Сборным останется примерно следующее. От системы «турниров» они перейдут к системе «спаренных матчей». Вспомнят о том, что десять лет назад первый этап Евротура, чешский, играли в начале сентябре (сейчас такое случается только в олимпийских сезонах). Соответственно, тогда же состоится первая пара игр «дома-в гостях», вторая пара будет сыграна во время единственного уцелевшего международного перерыва (вероятно, в декабре), ну а третья – в апреле, перед ЧМ. В таком раскладе Россия, Чехия, Финляндия и Швеция сыграют друг с другом по 6 матчей (3 дома, 3 в гостях).

Что достанется European Trophy? При единственном международном перерыве на 6 дней и сохранении нынешней структуры национальных чемпионатов (а ресурсов на увеличение числа игр там нет) проблем с временем для игр у них просто не будет. Судите сами – если в текущей ситуации клубы NLA (38 дней без игр с учётом Кубка Шпенглера) находят время на два матча по ходу сезона, то при сокращении общей продолжительности пауз до 15 дней (и 6 – у других лиг) они вполне могут провести ещё 5-6 матчей.

Такова компромиссная схема, учитывающая большую часть желаний революционеров и сохраняющая часть нажитого реакционерами. Если события будут развиваться «как у разумных людей», приведённая схема станет наиболее вероятной. Предсказать конфликтное развитие ситуации невозможно.

P.S. Если же Фазель попросит учесть мнение федераций второго эшелона, то есть вероятность - небольшая - проведения декабрьского чемпионата Европы. Турнир с участием 8 команд можно уместить в 8 дней. У этой идеи, радующей сетевых активистов, очень много минусов - просто потому, что есть чемпионат мира. Который заведомо престижней, который проходит в мае, и который, соответственно, привлечёт больше туристов. Брать отпуск в декабре вместо мая - глупо, брать два отпуска - сложно, ездить на два трунира - дорого, ну а если выбирать, то - чемпионат мира. В итоге - та же проблема матчей на нейтральной территории при пустых трибунах, только в намного большем количестве, чем в Евротуре, и с большими потерями. Но не исключено, что за проведение убыточного состязания возьмётся ФХР, ибо понты у нас сильно дороже денег.