Два лишних года. Рекорд Амбюля и новый взгляд на средний возраст сборных
Незаменимый
Нападающий сборной Швейцарии Андрес Амбюль был одним из самых заметных участников ЧМ2024. Он – рекордсмен по числу турниров (19) и матчей на ЧМ (141). Собственно, рекордным стал ещё ЧМ2022, когда Амбюль приехал на свой семнадцатый чемпионат (обошёл швейцарца Матиаса Зегера) и сыграл сто двадцатый матч (обошёл немца Удо Кислинга). В Праге и чуть-чуть Остраве он только закреплял достижения.
Достижения, как мы увидим ниже, действительно выдающиеся. Но, поскольку сказанное ещё ниже будет указывать на общую тенденцию – и, следовательно, может показаться «обесценивающим» рекорд швейцарца – скажем несколько слов о том, почему же Амбюль заслуживает особого внимания.
Это непросто, потому как он никогда не был ярким бомбардиром, и играл за команду, которая не часто потрясала болельщиков великими победами. Тем не менее, мы можем выделить несколько интересных фактов и «подсветить» достижение.
Первые шесть турниров Амбюль провёл в команде Ральфа Крюгера, стартовав в 2004 г. При этом Амбюль был игроком «Давоса» – клуба, с которым у Крюгера был конфликт. Точнее, конфликт у Крюгера был с главной звездой «Давоса» и, по мнению многих, лучшим швейцарским хоккеистом тех времён – Рето фон Арксом. Фон Аркс отказался играть за сборную после ОИ2002, и с тех пор игроки «Давоса» не часто играли у Крюгера. Молодой Амбюль стал редким исключением. Уже интересно.
Не менее показательно и то, что он трижды переживал перестройку сборной. Шон Симпсон в 2010, Глен Хэнлон в 2015 и Патрик Фишер в 2016 – каждый тренер включал его в состав сборной на первом же своём ЧМ. Таким образом, Амбюль в Швейцарии имел репутацию действительно незаменимого.
И это – ещё раз подчеркнём – при том, что он редко попадал в число самых результативных швейцарцев национального чемпионата. Бросок, пас, дриблинг – всё это у Амбюля на уровне «выше среднего швейцарского», но не более того. Действительно уникальным игроком его делали объём движения, черновой работы и силовой борьбы.
Словом, Амбюль – типичиный «моторчик».И вот это, пожалуй, главное, что искренне удивляет и заставляет относится к этому игроку с особым почтением. Одно дело, когда хоккеист остаётся в игре в 40 лет потому, что отлично видит поле или умеет сильно и точно бросить от синей. Совсем другое, когда сорокалетний добавляет команде энергии. Андрес Амбюль – уникальный спортсмен в самом лучшем смысле этого слова.
И, тем не менее, достижение Амбюля – повод поговорить об общих тенденциях.
Два разных рекорда Амбюля
Поместим достижения Амбюля в контекст. Начнём с общего числа игр. Вот таблица десяти игроков, сыгравших больше других на чемпионатах мира (здесь и далее – данные eliteprospects.com).
Эта таблица выглядит так, как и должна выглядеть таблица, описывающая большое достижение: рекордсмен в кампании великих или как минимум известных игроков. Рядом с Амбюлем –пять многократных чемпионов мира, соавтор первого финского золота и соавтор первого швейцарского серебра. Предыдущий рекордсмен – Удо Кислинг – медалей ЧМ не выигрывал, но был бронзовым призёром ОИ1976. Единственный игрок без медалей – Дитер Хеген.
Видно, что рекорд – действительно исторический. Достижение Кислинга продержалось 21 год. Предыдущий рекорд, установленный Иржи Голиком – 14 лет. При этом к достижению Голика вплотную приближались все игроки с четвёртой по десятую позицию, закончившие с ЧМ позже. Что подчёркивает: сыграть даже сотню матчей на ЧМ тяжело, а 141 игра Амбюля – это что-то действительно уникальное.
Наконец, в этой таблице можно заметить влияние формулы турнира на число игр. С 1969 г. по 1991 г. все участники ЧМ проводили по 10 матчей за турнир. Это было лучшее время для того, чтобы набрать большое число матчей – для игроков команд, которым в НХЛ ехать было нельзя или которых не особо брали. Соответственно, в таблице сразу семь игроков, заставших ту эпоху, из сборных СССР, ЧССР и Германии (удивляет отсутствие финнов).
В 1992-1996 гг. гарантированное число игр уменьшилось до пяти, вылетевшие в четвертьфинале играли по шесть игр, и четвёрка лучших команд проводила восемь матчей. Это был худший период для «набивания» числа матчей, и его представляют двое. Не будем вдаваться в детали экспериментальных 1997-1999 гг. В 2000-2011 гг. гарантированное число матчей увеличилось до 6, а максимальное – до 9. С 2012 г. все участники ЧМ играют 7 матчей, и только четвёрка лучших – 10. Набирать большое число игр командам-середнякам стало сложно, а лучшие игроки лучших команд едут в НХЛ. Поэтому в таблице только два представителя «нового времени».
Вторая таблица, с десяткой лучших по числу ЧМ, выглядит существенно иначе.
Вся десятка – из современной эпохи, все эти игроки пересекались на ЧМ. Единственный представитель «большой шестёрки» с богатым медальным багажом – Петтери Нуммелин. Остальные – из команд-середняков.
Впечатляет и темп обновления рекордов. Достижение Нуммелина, установленное в 2010 г., пало через четыре года под натиском Зегера. Ещё через восемь лет планку взял Амбюль. При этом результат Нуммелина к 2022 г. успели повторить ещё три игрока, а в следующем году к ним, скорее всего, присоединится четвёртый – француз Саша Трей.
Эту табличку тоже легко объяснить. Во-первых, с 1992 г. ИИХФ стала регулярно проводить ЧМ в Олимпийский год. Раньше такое случалось только в 1972 г. и 1976 г. (видимо, это была попытка «отстроиться» от МОК и вернуть на ЧМ Канаду с НХЛовцами). Соответственно, число «турниров в единицу времени» выросло на треть.
Для рекорда важно было не глянуться командам НХЛ - и не играть за сборную, которая может вылететь в пердив. В девяностых, с двенадцатью командами в элите, это было непросто – не случайно из той эпохи в список попал только финн Нуммелин. После увеличения числа команд в элите до 16 (в 1998 г.) ситуация изменилась, появились новые завсегдатаи элиты, их представители – в таблице.
Во второй таблице есть ещё одно важное, но не сразу бросающееся в глаза отличие от первой. Календарная, в годах, разница между первым и последним ЧМ у игроков нашего времени чуть выше. В среднем – на 2-3 года. И это позволяет задать вопрос: нет ли тут тенденции?
Самый старый финал чемпионата мира
Амбюль был не единственным заметным ветераном на ЧМ-2024. Ещё один игрок, которому исполнилось 40 – Патрик Торесен – вернулся в сборную Норвегии после пятилетней паузы. И – стал лучшим бомбардиром команды.
За Торесеном и Амбюлем в списке самых возрастных идёт 39-летний поляк Мартин Колуш – его статистика не впечатляет, а игры поляков я почти не смотрел. Ровесник Колуша, француз Пьер-Эдуард Белльмар забил два гола за Францию – и носил гордое звание единственного французского НХЛовца.
Самый интересный игрок замыкал пятёрку ветеранов – Роман Червенка, которому 38. Он был капитаном и стал лучшим бомбардиром команды, выигравшей чемпионат мира. Кроме того, на ЧМ2024 он стал самым результативным игроком ЧМ в истории сборной Чехии, опередив Яромира Ягра (шутка про то, что Ягру надо бы ехать на следующий ЧМ). А на ЧМ2022 Червенка – «всего» тридцати шести лет от роду – стал лучшим бомбардиром всего турнира, и взял «бронзу».
Примеров, кажется, достаточно для того, чтобы перейти к статистике. Амбюль и Червенки сошлись в финале ЧМ. Это был, вероятно, самый старый финал в истории турнира. Средний возраст Швейцарии - 30,1 года (второе место среди всех участников ЧМ). Средний возраст Чехии – 29,2 года, они были четвёртыми.
Раньше мне казалось, что средний возраст 28 и выше –удел середняков и аутсайдеров, у которых выбор игроков невелик. Чтобы проверить это впечатление, я составил ещё одну табличку. В ней представлены три самые возрастные команды для каждого из последних десяти ЧМ.
На первый взгляд, впечатление не было обманчивым: двадцать шесть из тридцати ячеек занимают команды из-за пределов «большой шестёрки» (сделаем вид, что швейцарцы пока недостаточно велики). Первую позицию в семи случаях занимали команды, не по газетам знающие, что такое пердив не по газетам. Британцы попадали в тройку на всех своих ЧМ.
Тем не менее, есть четыре исключения – Чехия в 2015 г., Финляндия в 2015, 2022 и 2023 (в 2022 г. Финляндия выиграла турнир, будучи самой старой командой, 30,1 года – тоже рекорд). В этом исключении есть своё правило: в трёх из четырёх случаев речь идёт о хозяевах турнира.
Обнаружив этот примечательный факт, я подсветил синим всех хозяев в табличке. И – да, в семи из десяти случаев они попадали в список самых возрастных команд (примечательно, что в 2017 г. в тройку попали команды обеих принимающих стран). При этом для Германии и Беларуси это – единственное попадание в таблицу. Для Франции и Латвии – одно из двух.
Все хотя выступить дома как можно лучше. Поэтому обычно хозяевам удаётся собрать состав чуть более качественный, чем в аналогичных ситуациях на других ЧМ. И тут можно сделать предположение, которое будет казаться чересчур смелым, даже вздорным ровно до следующей таблички. Предположение такое: аутсайдеры собирают возрастные команды не потому, что им не хватает игроков, а потому, что могут собрать всех своих лучших. А демографическая ситуация в современном хоккее такова, что средний возраст 28...30 лет – норма.
Самый старый финал Олимпиады
Последний раз турнир сборных с участием всех лучших игроков состоялся осенью 2016 г. Это создаёт существенную проблему для нашего исследования, поскольку речь идёт о современной тенденции, и последние восемь лет проверить нельзя. Тем не менее, если изучить данные по всем турнирам с участием лучших, начиная с Кубка Канады 1976 г., можно, кажется, получить достаточно информации. В приведённой ниже табличке – сведения о среднем возрасте сборных большой шестёрки на всех тринадцати «турнирах мечты» (КМ2016 был тринадцатым – не могу не отметить символизм). Темно-синим отмечены ячейки самых возрастных команд, светлым – самых молодых.
Для начала отметим несколько любопытных частностей. Чемпионаты мира приучают к мысли, что США и Канада – молодые команды. На турнирах с участием лучших это – совсем не так. Канада ни разу не была самой молодой командой турнира, и пять раз была самой старой в большой шестёрке. У американцев же стоит отметить «возрастной радикализм»: на шести последних турнирах они дважды были самыми молодыми, и четырежды – самыми старыми. Обычно самая молодая команда большой шестёрки – из Европы. Дважды таковой была сборная России, и в целом наша команда обычно относится к «молодой половине».
Приведённую выше таблицу можно обсуждать долго – много там интересного. Общая же тенденция тоже видна – рост среднего возраста команд со временем. Чтобы увидеть её получше, я составил ещё одну табличку.
* – финалистом КМ2016 стала «Сборная Европы», самая возрастная команда турнира, не отмеченная в предыдущей таблице
Здесь главный показатель – медиана, средний возраст третьей и четвёртой команд выборки. Он лучше всего иллюстрирует общую тенденцию: некоторое снижение среднего возраста в 80-х, с КК1976 до КК1984, потом – непрерывный рост до середины нулевых, и небольшой откат чуть позже. Та же тенденция видна в графах с числом команд категорий «27 и мололже» и «29 и старше». Самым возрастным турниром стали ОИ2006: пять команд со средним возрстом 29 и выше; медиана 29,4.
Данные по чемпиону и финалисту не так показательны: Канада выиграла 9 из 13 турниров, и ещё дважды играла в финале. Таким образом, эти показатели характеризуют скорее сборную Канады, а не турнир в целом.
Тем не менее, читателям, наверное, было бы интересно узнать, что там с возрастом и результатами, поэтому я добавил соответствующие графы. Самым старым финалом был финал ОИ2002, с участием Канады (30,3, вторая в списке самых возрастных) и США (31,7, самая возрастная). Этот финал был старше финала ЧМ2024, а чемпион оказался старше Финляндии-2022.
При этом любая возрастная крайность, кажется, отрицательно коррелирует с результатами. И самая молодая, и самая старая команды шестёрки попадают в финал реже, чем могли бы статистически (на каждом третьем турнире). Вряд ли это кого-то удивит применительно к возрастным командам, но вот поклонникам «культа молодости» это стоит прочитать внимательно.
Ещё два года
Тенденция, отмеченная для сборных, имеет место, кажется, и на уровне клубного хоккея. Если в 80-х в топ-100 бомбардиров НХЛ попадало с десяток игроков категории «30 и старше», то в середине нулевых их могло быть больше 40, а в минувшем сезоне было 32. Звёзды – нет, не стареют. Звёзды играют дольше.
И это, конечно же, можно объяснить. Развитие спортивной медицины и реабилитационных методик не могло не сказаться на продолжительности хоккейных карьер – при прочих равных. Сегодня мы, очевидно, можем наблюдать – при желании – результаты этого развития в статистических данных.
И можем сделать два количественных вывода. Если раньше идеальным средним возрастом сборной команды было что-то вроде 25...27, то сейчас этот показатель – в районе 27...29. И даже 30 – не повод для отчаяния, как показали швейцарцы на ЧМ2024 и финны на ЧМ2022. И если раньше мы привыкли считать число «35» надёжной границей, отделяющей играющего от доигрывающего, то сейчас этот показатель стоит сдвинуть. На два-три года.