Ошибки судей влияют на исход матчей в КХЛ. Не многовато ли их стало?
Работа арбитров на старте сезона вызывает вопросы. У одних команд не замечают явные нарушения, другие, наоборот, наказывают за несуществующие провинности. Пора бороться с проблемой?
Теперь в КХЛ удаляют за просьбу «посмотрите видео»
В понедельник вышел первый в сезоне выпуск передачи «Судейская КХЛ». Почитайте комментарии болельщиков под видеороликом. Люди из самых разных городов справедливо указывают: гости и эксперты программы не обращают внимания на целый ряд спорных решений арбитров. разбирают совсем не те эпизоды, которые следовало бы. В программу не попал ни агрессивный удар барысовца Асетова динамовским легионером О’Деллом, ни момент с лишним игроком «Торпедо» на льду, ни других резонансных по мнению зрителей моментов.
Где-то с мнением болельщиков можно и поспорить. Другие специалисты, наоборот, могут сказать, что ошибок у арбитров еще больше – просто тренеры, игроки и топ-менеджеры самых разных клубов молчат, не желая платить штрафы. Но ведь есть и неоспоримые факты. Некоторые решения рефери действительно необъяснимы, поскольку «проступок» не соответствует наказанию. А когда вердикт противоречит самим правилам, самим хоккейным законам, это вызывает вопросы.
Вот просто посмотрите это видео – и скажите, за что здесь удалили Романа Ротенберга.
Этой записи вы не увидите на официальных каналах лиги. Это кадры, снятые с камеры «go-pro», укрепленной на шлеме арбитра. Это взгляд на ситуацию от первого лица – именно то, что видит и слышит судья. И что же видит рефери – а вместе с ним и все мы – в зафиксированном эпизоде матча СКА – «Сибирь»?
Он наблюдает за игроками обеих команд, которые едут на вбрасывание в зону хозяев. Он поворачивает голову в сторону скамейки невских армейцев и видит, что к бортику подошел главный тренер. Он подъезжает и смотрит на Романа Ротенберга, который несколько раз повторяет настойчивую просьбу: «Посмотрите видео. Посмотрите видео». Рука Ротенберга протянута к судейскому столику, взгляд – на арбитра, а произносятся только два слова. И вот в середине этого спича рефери говорит: «Я вижу. Это две минуты».
То есть выписывает штраф главному тренеру за неспортивное поведение. А поскольку с той же формулировкой уже удален Лайпсик – получается, что СКА остается втроем. Через семь секунд после возобновления игры «Сибирь» реализует преимущество в двух игроков. Этот гол окажется победным.
И вот в таких ситуациях хочется разъяснений от судейского корпуса КХЛ. Потому что вердикт отдельно взятого арбитра не соответствует ни букве, ни духу хоккейных правил.
Ржига, Кинэн и Назаров хотя бы знали, что их карают по делу
Что подразумевает собой формулировка «оскорбление судей и неспортивное поведение»? Это явные, однозначно трактуемые оскорбления словами и жестами. В нашем хоккее она применялась еще до запуска КХЛ, но ключевой вопрос – когда и за что?
Раньше судьи наказывали по делу. Тренеров-любителей сочно подискутировать с рефери в КХЛ хватало всегда. Покойный Милош Ржига в сентябре 2008-го был изгнан во время дерби «Спартак» - «Динамо» после того, как прицельно метнул в арбитров планшет со скамейки красно-белых. А в августе 2016-го получил удаление до конца игры за то, что обложил судей на великом и могучем уже в статусе главного тренера «Слована». Такой временной лаг символичен, поскольку срывы Ржиги случались и до 2008-го, и после 2016-го. По сути, он на протяжении 10 лет регулярно ругался с судьями и регулярно хватал штрафы. Но все они были по делу.
Как были по делу и наказания другого рецидивиста, Скудры. Когда тирады бешеного прибалта попадали в трансляцию со звуком, комментаторы стыдливо перекрывали их своими репликами. Когда звук глушили, по губам отлично читались все произнесенные тренером «эпитеты».
А что творил Андрей Назаров – вообще отдельная поэма «Песнь о буревестнике». Все это шло от сердца: и согнутые в локте руки во Владивостоке 2014-го, и прямые посылы судей в пешее эротическое путешествие в Новосибирске 2016-го, и прочие шоу, которые запоминались лучше игровых моментов. В последний раз русский богатырь зажег в декабре 2021-го, когда ХК «Сочи» отыграл у «Северстали» 0:4 и все же победил, а нелояльных рефери тренер обвинил в склонности к противоестественным видам любви. Наказывая Назарова, арбитры в глубине души боялись, что он выскочит на лед и полезет в драку. Но и буква, и дух закона были все-таки на стороне людей со свистком.
Срывались, наговорив на удаление, и более спокойные тренеры. Например, в декабре 2016-го на фольклорный язык перешел авторитетный Федор Канарейкин. Потому что рефери не замечали ни грубости против звездного игрока «Авангарда» Соботки, ни того, что минское «Динамо» вместо четырех игроков безнаказанно выпустило пять. Кстати, ничего из нынешнего сезона тот прокол не напоминает? А одно из самых ярких шоу в финале-2014 выдал Кинэн. В овертайме шестого матча судьи просмотрели нарушение, после которого в ворота «Магнитки» Железного Майка был забит победный гол. Канадский джентльмен еще на скамейке превратился в канадского ковбоя, а на пути в раздевалку толкнул Ренна, орал на Буланова, обвинял обоих в неправильной сексуальной ориентации и предлагал выяснить отношения на кулаках. Кинэна еле успокоили охранники и помощники.
И ведь любители оскорбить судей вовсе не остались в прошлом. Из действующих тренеров тот же Кудашов имеет в биографии удаление «а-ля Ржига». Правда, метал на лед не планшет, а бутылку, но матерился так же сочно. А тот же Разин и вовсе является достойным наследником тезки Назарова. Тоже собирает коллекцию удаление за ругань в адрес арбитров в самых разных городах. Только в календарном 2022-м, когда специалист еще работал в «Северстали», он схватил три таких штрафа – в Екатеринбурге, Питере и Москве.
Кому-то можно общаться с арбитрами, а кому-то нет? И то же самое мы увидим в плей-офф?
Когда в прежние годы за мат наказывали Кинэна, Ржигу или Назарова, то из-за этих больших штрафов их игроки не оставались в меньшинстве и не пропускали решающие шайбы. А теперь могут запросто, в непонятных воспитательных целях, дать необоснованные две минуты и оставить команду втроем.
Только представьте, что схожий эпизод случился не в первом периоде, а в третьем. В концовке, например, при счете 2:2. И что, главному тренеру теперь нельзя предельно вежливо и корректно – как это и делал Ротенберг – настаивать на видеопросмотре спорного момента? Получается, у судей есть право своим решением определять исход игры?
Мы о том, что такие ошибки без последствий оставлять нельзя. Судей надо наказывать – хотя бы негласно. Ведь чего популярнейший вид спорта не может себе позволить, так это того, чтобы судьба матчей решалась не на льду.
Иначе клубам, пострадавшим от несправедливости, останется решать вопросы по-своему. Например, приглашать на лавку того же Назарова. Чтобы тот как минимум психологически проверял «на вшивость» тех рефери, которые позволяют себе самовольную трактовку хоккейных правил.