6 мин.

На лицо ужасные, но добрые внутри

Если посмотреть два пятиминутных отрывка трансляции чемпионатов КХЛ и НХЛ, можно успеть заметить целый ворох различий. К сожалению, далеко не всегда эти отличия в пользу нашей лиги. Причины этого явления обсуждались уже не раз, но давайте еще раз окунемся в околохоккейные пространства и порассуждаем о том, почему так получилось.

 

В болельщицкой среде давно идет спор о том, какой вид спорта в России считать национальным. По количеству спортсменов, болельщиков и журналистов - бесспорно, это футбол. Но по успехам страны на международной арене, хоккеисты дадут прикурить даже самым именитым коллегам из спортивного цеха. Но как же так получается, что такой исторически успешный вид спорта в России, формирующий ее лицо в спортивной среде, имеет такие колоссальные различия с главным мировым конкурентом, на которого мы вроде бы как равняемся в надежде стать лучше.

Любая задача на оптимизацию подразумевает наличия критерия оптимальности. Поэтому в стремлении стать "лучше, чем НХЛ" необходимо определиться, в чем именно лучше? Судя по тому, что медийное освещение чемпионата КХЛ за последние года два не сильно улучшилось в качественном плане, логично предположить, что руководство нашей лиги планирует добиться улучшения на уровне качества самой игры. Что ж, похвально. Появление таких молодых игроков как Кузнецов, Тарасенко, Анисин, Тимкин, до недавнего времени и Григоренко - свидетельствует о том, что количество мастеров уровня национальной сборной-претендента на золотые медали любого турнира будет постоянно расти. Только есть в этом несколько "но". Первое - если эти ребята не будут уезжать к конкурентам. Григоренко уже там. Кузнецова ждут в следующем сезоне. Да чего там молодые, даже Радулов, в сердцах назвав лигу "колхозом", пакует чемоданы в Нэшвилл. Второе "но" - даже если в НХЛ будут играть только канадцы с американцами, а в КХЛ одни русские, качество хоккея сравнить будет трудно.

Вспомним слова легендарного Яромира Ягра. В одном из своих интервью он сказал следующее: «Многие люди меня спрашивают, где лучше хоккей: там или здесь. Но нельзя сравнивать два разных вида спорта. Есть большое количество хоккеистов, которые в Северной Америке могут быть звездами, но, приехав сюда, будут на вторых ролях. И наоборот. Поверьте мне, это две разные игры, которые просто одинаково называются. Я это попробовал на себе. Нужно быть очень талантливым, чтобы одинаково хорошо играть и в Европе, и за океаном. Можно быть мастером в североамериканском хоккее, но здесь большие площадки, нужно еще и уметь кататься. Требуются совсем другие качества». Действительно, разные конфигурации площадок, различные нюансы правил игры, очковая система, заставляюща грызться за каждый зачетный балл любыми способами - все это в итоге порождает два различных продукта по динамике, плотности событий и, что самое важное, смыслу самой игры.

Так что же получается? А получается, что руководители лиги довольствуются тем, что уровень конкуренции в КХЛ все возрастает, в лигу вступают все новые клубы, появляются все новые сильные игроки, но КХЛ по-прежнему смотрят мало. Потому что критерий оптимальности не тот. Даже в России уже поклонников североамериканской лиги становится практически не меньше, чем любителей отечественного хоккея. Сложно себе представить подобную ситуацию на западе. Что же мешает зрителю насладиться настоящим русским хоккеем?

Одной из самых очевидных проблем является качество показа. Недавно попал на трансляцию первого матча серии между "Трактором" и "Ак Барсом". Лидер регулярного чемпионата КХЛ, собирающий до отказа свой 7,5-тысячный стадион (был бы больше, уверен, собирали бы больше) имеет на своем домашнем стадионе настолько ужасную телевизионную картинку, что кажется, что смотришь "классику" чемпионата СССР. Более того, камера постоянно не поспевает за событиями, теряет шайбу из виду, а повторы показываются максимум с двух ракурсов, да и то не всегда до конца. И это особенно обидно, потому что игра на самом-то деле если разобраться, была безумно интересная. Как же так, друзья? Неужели нельзя установить парочку дополнительных камер и нанять нормальных режиссера с оператором? Денег нет? А в НХЛ их что, рисуют, по-вашему? Или за доброе слово ставят? Нет, все деньги там добываются честно и добросовестно.

Кто хоть раз полностью смотрел матч НХЛ на североамериканском канале запросто поддержит меня в том, что будет сказано ниже. Все дело в том, что в рамках одной трансляции матча НХЛ можно насчитать такое количество спонсоров, что, наверное, у всех клубов КХЛ вместе не наберется. Причем спонсорство доходит до того, что там есть даже не банальный "спонсор трансляции", а куча спонсоров отдельных отрезков трансляции! "Стартовые вратари представлены Вам пончиками Тима Хортона!", "Игра в большинстве представлена Вам местным дилером Шевроле!", "Игра в меньшинстве представлена Вам Компание Интегрис!", "Овертайм представлен вам Страусиной фермой дядюшки Джо!" - и так далее. Более того, на каждом канале есть еще куча спонсоров, представляющих свой собственный продукт в хоккее: "Силовой прием матча от Каррубы!", "Лучший момент матча от Миллер-лайт!", "Самый интересный кадр матча, от..." Да и не важно даже от кого, главное, что все это есть. Не говоря уже о многочисленных спонсорах самой трансляции, спонсоров, выкупающих эфирное время каналов в коммерческих тайм-аутах и всевозможных табло на стадионах.

Так вот возвращаясь к началу нашего текста, к тому, что хоккей - один из самых успешных видов спорта в России - неужели он никому не интересен из спонсоров? Учитывая зачаточное состояние телевизионной составляющей в регионах, это просто гигантского потенциала спонсорская ниша. Почему нельзя условно купить на городской стадион новую камеру и с помощью нее делать потом "Лучший момент матча от Челябинского Тракторного Завода"? Почему нельзя профинансировать организатора трансляции, чтобы "Меньшинство команды "Витязь"  было представлено вам ЧОП Мордоворот"? Пусть даже и сперва аудитория матча слишком мала, чтобы получить ощутимые дивиденды, но ведь это же не лотерея. Это бизнес, где редко бывает все и сразу. Такими малыми порциями любой город соберет достаточные средства для организации нормальных трансляций, а чем лучше будет становиться трансляция, тем больше будет желающих проспонсировать хотя бы овертайм. А раз будет больше желающих, то и предложение каждого будет более щедрым. В итоге мы прийдем к тому, что через несколько лет уровень показа выйдет на высокий средний уровень по всей Лиге.

А дальше пойдет все по цепочке - поднимется уровень трансляций, будет больше зрителей. Будет больше зрителей, в хоккей как в перспективную нишу прийдут квалифицированные журналисты, комментаторы, аналитики. От этого охват и качество освещения чемпионата вырастет еще больше, увеличив аудиторию до того уровня, когда уже сама КХЛ будет диктовать условия спонсорам, а не спонсоры лиге. Но те счастливчики, которые заключат долгосрочные контракты до этого момента, будут иметь колоссальные преимущества.

Удивительно, как такой потенциально астрономически прибыльный продукт, как КХЛ, находится в таком плачевном состоянии с медийной точки зрения. Спонсоры могут аргументировать нежелание идти в хоккей из-за низкой аудитории и невозможности конвертирования ее в потенциальных покупателей. Но, друзья, это равносильно попыткам студента устроиться на работу, когда везде требуется опыт. Откуда ему взяться, если никто не берет? Просто кому-то нужно рискнуть и стать первопроходцем, несмотря на кажущуюся нерентабельность этой затеи. Посадив малое зернышко сегодня и неся расходы на его выращивание, можно в будущем получить такое плодоносное дерево, что доходы от него перекроют все, что угодно. Но руководство Лиги видимо, мало волнует этот вопрос, иначе специалисты по PR уже давно совратили бы первого мало-мальчки богатенького спонсора. И ради бога, не надо стесняться копирования этого механизма. Мы уже и так давно идем по пути копирования некоторых моментов НХЛ (озвучка решений арбитрами по громкой связи, видео-объяснение спорных моментов дисциплинарным комитетом и т.д.). Только вот по извечной русской недальновидности мы копируем самые бесполезные вещи из самой эффективно функционирующей хоккейной системы...