В Колумбии канадец основал хоккейную школу. В ней дети получают удовольствие от игры и тренируются в лагере «Тампа Бэй»
Колумбия и хоккей. Звучит странно, не правда ли? Хотя если копнуть глубже, то хоккей в Латинской Америке - это не такая уж диковинка. В 2019 году я ездил в Ушуайю, город расположенный на юге Аргентины, на краю света, как говорят местные, где встретился с представителями хоккейного сообщества Аргентины и даже сыграл с ними в инлайн-хоккей.
Колумбия же считается одними из мировых лидеров в видах спорта, использующих роликовые коньки. Скоростное катание, фигурное катание, инлайн-хоккей, хоккей на квадах, роллер-дерби - все эти виды спорта широко представлены в южноамериканской стране.
Неудивительно, что и катание на коньках тут стало набирать популярность. Колумбия является членом как и Международной федерации хоккея с шайбой, так и Международной федерации хоккея с мячом. И если членство в федерации бенди в данный момент является условным и на практике никто не занимается русским хоккеем, то вот шайба активно развивается и дарит вдохновляющие истории.
Канадец Эрик Тиндал занимался хоккеем в школе, но потом выбрал образование. После армии женитьба на колумбийке изменила его жизнь
Эрик Тиндал родился в канадском городе Виннипег провинции Манитоба. Он, как и большинство канадских детей, рано начал кататься на коньках. «В то время каждый, каждый играл в хоккей. У моих родителей есть фотография 2-летнего меня, стоящего на коньках с двумя лезвиями и небольшой клюшкой. В детстве летом обычно мы играли в футбол, а зимой в хоккей. В возрасте 11-12 лет мы также начинали играть в американский футбол, как вы его называете, или в бейсбол».
В хоккей Эрик играл только на школьном уровне. По его словам, хоть команда была очень сильная и добивалась успехов, в дальнейшем развивать игровую карьеру он не стал. После школы Тиндал поступил в университет, где изучал бизнес-администрирование, а затем пошёл в армию. В это время хоккей для него стал просто развлечением.
Позже Эрик встретил колумбийку, на которой впоследствии женился. Это изменило его жизнь. «Когда я женился, то пошёл в иммиграционный офис в Канаде и спросил, когда моя жена сможет переехать сюда. Мне ответили, что процесс может занять 3, 4, 5 лет. В тот момент я задумался: я женился и хочу быть рядом с моей женой. В этом же и суть. Тогда я пошёл в консульство Колумбии и спросил у них, сколько по времени займёт получение визы для супруга. Мне ответили: 5 дней. Я подал документы и через пять дней получил визу. Таким образом, Рождество 2007 года я встретил в Боготе».
В Колумбии Эрик стал преподавать английский язык, а также начал играть в хоккей на роликах и тренировать местные команды
После переезда в Колумбию Эрик стал преподавать английский язык. Так он встретил колумбийца, который играл в хоккей на квадах. «Он знал, что я канадец. Поэтому он спросил: эй, мы играем в хоккей на квадах, хочешь присоединиться? Я попробовал и мне понравилось.
Хотя мы играли ужасно, это было сумасшедшее время! Команда была возрастная, у нас даже был 78-летний дедуля. А играли мы против 20-летних. Но вообще-то этот дедуля забросил несколько шайб в течение сезона».
Затем Эрик узнал об инлайн-хоккее и стал играть в него. Как и в хоккее, он играл на позиции центра, но затем сменил амплуа и стал защитником: «С возрастом было лучше играть в защите, ведь нападающие катаются больше», - с улыбкой говорит канадец.
В это время его заметила команда под названием «Los Penguinos» («Пингвины») и пригласила стать их тренером. «Я думаю, они были в отчаянии, раз позвали меня, – шутит Эрик. – У меня не было тренерского опыта и мне приходилось учиться на ходу. Было интересно. Хоть я и играл в организованных лигах с 4-5 лет до 18 и представляю, как выглядит процесс, нужно было много времени посвящать самообразованию, смотреть видео на Ютьюб.
Затем я прошёл несколько курсов. У Федерации коньковых видов спорта Колумбии есть курсы двух уровней – 1 и 2, а ещё у меня есть «Double-Goal Coaching Certification» (тренерские курсы, организованные Любительским спортивным союзом США - прим.). Также федерация отправила меня вместе с 3 другими тренерами на курс, организованный «Флоридой Пантерс». Но знаешь, всегда есть чему учится, игра постоянно меняется. Плюс мне объясняют технические нюансы: как управлять клюшкой и шайбой, как двигать шайбу вперёд. Так что образовательный процесс продолжается».
Желая научить сына играть в хоккей, Тиндал создал хоккейную школу. Половина детей в школе – девочки, а родители активно помогают в качестве волонтёров
После команды «Los Penguinos» Эрик стал тренировать детей. Сначала это была школьная команда, с которой он впервые поехал на международные соревнования по инлайн-хоккею. «Нас отправили в США на соревнования – AAU Junior Olympic Games (Amateur Athletic Union – Любительский спортивный союз, мультиспортивная организация, которая занимается продвижением и развитием любительского спорта и программ физической подготовки в США - прим.). В первом турнире в котором мы принимали участие нам было тяжело, но во втором к нам присоединились несколько американцев и мы дошли до полуфинала. Сначала мы проигрывали матчи 20-1, 20-2, но мы прогрессировали, смогли дойти до полуфинала и проиграли только с разницей в одну шайбу».
Затем у Эрика Тиндала родился сын и канадец решил организовать свою собственную команду: «Я всегда хотел тренировать своего сына. В моей культуре, где я родился, тренеры всегда являются волонтёрами. Причём зачастую они тренеры высокого уровня. У нас, например, был тренер, который играл за «Питтсбург Пингвинз», другие тренера также играли на юношеском уровне. Поэтому я всегда думал, что хочу вернуть что-то взамен, обучать детей тому, чему обучали меня.
В первую очередь, я хочу, чтобы дети развивались как люди, – делится своей философией Эрик. – Занимаясь спортом дети получают жизненные уроки, учатся работать в команде, играть честно, продолжать работать над собой, уважать других – соперников, судей, болельщиков, игроков по команде.
Я говорю детям: я хочу от вас 3 вещи – быть трудолюбивыми, учится и, в первую очередь, получать удовольствие. Если дети получают удовольствие, то они придут снова на тренировку».
Сейчас в школе Эрика обучаются 18 детей в возрасте от 9 до 12 лет, а также есть три человека младше 9 лет. Примерно половина из них девочки. Находить детей помогает сарафанное радио: «Как-то раз мы с сыном были на дне рождении. Меня спросили: вы проводите тренировки по хоккею? Мы хотим прийти к вам на занятие. Затем об этом узнали все на вечеринки, и к концу дня люди записались на курсы по катанию на роликовых коньках».
Сначала они просто занимались на баскетбольном поле и учились кататься, затем достали пластиковые клюшки и шайбы. Процесс был медленным: «У нас не было возможности достать всё снаряжение сразу. Мы не могли сказать родителям, что они должны заплатить кучу денег, чтобы мы перешли на профессиональный уровень».
Экономический фактор безусловно влияет на то, кто занимается хоккеем в группе Эрика. Родители детей работают инженерами, врачами, юристами, их доход выше среднего по стране. Тем не менее, хоккей в целом дорогой вид спорта, поэтому приходится прибегать и к сбору пожертвований.
Также Эрик отмечает огромную вовлечённость родителей в процесс: «Их отношение к делу невероятно. Когда нам что-то нужно, всегда находится кто-то, кто готов помочь со своими знаниями и опытом. Например, отец одной из девочек, которая играет на позиции вратаря, был игроком сборной Колумбии по инлайн-хоккею. Он помогает тренировать вратарей. У нас также есть юрист, который помогает официально оформить клуб. И он делает это бесплатно.
Когда ребята были помладше, мы организовывали турниры для них, потому что среди этого возраста не было никаких соревнований. Один из родителей работает ди-джеем. Он принёс установку на турнир и отвечал за музыку. Другие – врачи, они принесли необходимое медицинское оборудование. Другие отвечали за время, счёт. Кто-то продавал попкорн».
Также между детьми происходит обмен экипировкой. Когда кто-то из детей вырастает из амуниции, то родители отдают её Эрику. Затем Эрик отдаёт её новому ученику. Но планы Тиндала и родителей шире:
«Мы с родителями на одной волне. Сейчас мы обсуждаем одну вещь. Когда мы станем крупнее, то хотим приглашать детей из неблагополучных семей, чтобы они тоже имели шанс заниматься хоккеем. Чтобы было разнообразие. Для этого было бы классно иметь банк вещей, которые потом эти дети могли бы использовать».
Начав с тренировок на роликах, сейчас дети тренируются на льду, а школа Эрика даже сотрудничает с «Тампа-Бэй Лайтнинг»
Изначально команда Эрика была вовлечена исключительно в инлайн-хоккей. Они проводили товарищеские матчи, начали принимать участие в различных турнирах. Правда, приходилось играть против команд на 2-3 года старше. Тем не менее, результаты были успешными: победы и призовые места.
Но Эрик всегда хотел переключится на хоккей с шайбой, так как считает, что там больше возможностей. Переход на лёд даётся непросто. Сначала необходимо было найти коньки. С этим помогли брат Эрика, который достал коньки в Канаде, и пожертвования. Затем лёд. »Изначально тренировки проходили в цирке, потому что там есть ледовая поверхность. Затем мы стали ходить по воскресеньям в торговый центр, где есть каток. Там мы катаемся, практикуем навыки, учимся ставить корпус, играем 1 на 1».
В Колумбии есть несколько публичных и частных площадок. Есть даже очень хорошего качества, которые принадлежат федерации. Тем не менее, ледовой подготовки явно не хватает. Поэтому, чтобы сделать шаг на новый уровень и помочь детям развиваться в хоккее в июне 2021 года Эрик вместе с учениками ездили в хоккейный лагерь, организованный «Тампа-Бэй Лайтнинг».
«Я просто написал им, что у меня есть хоккейная команда, которую я хотел бы привезли в лагерь. Они ответили: давайте сделаем это. Так просто.
«Лайтнинг» вкладывают много усилий на развитие хоккея, а также на разнообразие в хоккее. Они действительно стараются помогать всем, кому могут. Эта организации находится на ином уровне. В хорошем смысле».
Изначально поездка планировалась на весну 2020 года, но из-за пандемии её пришлось отменить. Однако, «Тампа» не бросила детей. «Во время карантина «Молнии» организовывали виртуальные тренировки по субботам. Они пригласили и нас. Я переводил, а дети занимались в своих домах. Делали упражнения, веселились, получали удовольствие. Тампа сделала доступными для нас много вещей.
В этом году я снова контактировал с командой, с менеджером Аароном Хампфри: можем ли мы приехать этим летом? Они ответили согласием и сказали, что будут ждать нас.
Чтобы организовать поездку и найти финансирование, мы проводили различные мероприятия. Снова проявили себя невероятные родители. Например, мы организовывали лотерею, затем продавали пиццу, потому что одни из родителей владеют пиццерией. Также мы организовывали краудфандинг. Нашли спонсоров, которые сделали униформу.
Мама одного из игроков, является менеджером крупной компании. Она помогла нам со страховкой. Я не мог ничего найти, а она сказала: я помогу. И нашла страховку по разумной цене. А также она помогла найти отель для детей и родителей, которые поехали с нами – просто обзванивала отели и спрашивала про скидки. После лагеря мы прожили ещё около недели в Орландо. Один из родственников игрока владеет строительной компанией. Он устроил нам бесплатное проживание в течении недели в резорт-отеле.
Команда Эрика ездила в США, где тренировалась в лагере «Тампа-Бэй». А ещё ребята играли в хоккей на арене «Лайтнинг», и о них делали сюжеты американские СМИ
Во время визита Тампа-Бэй, Эрик не уставал восторгаться уровнем организации и доброжелательности, желанием каждого сотрудника «Молний» помочь. «Джош Дрейт, их директор, ходил по раздевалке и смотрел на экипировку детей. Он отмечал, какая амуниция необходима детям: у кого-то чего-то не было, у какого-то был неправильный размер. Затем он сходил на склад и принёс всё необходимое, а если чего-то не хватало, то они просто покупали это. Среди детей были брат с сестрой. Им купили полный набор экипировки вместе с хоккейными сумками».
В программе поддержки развития детского хоккея «Lightning Made Hockey» работают Джейсен Каллимор – обладатель Кубка Стэнли-2004 в составе «Тампы Бэй», Мэтью Гарон – запасной вратарь в составе «Питтсбурга» 2009 года, с которым он выиграл Кубок Стэнли (а также играл за «Авангард» в 2013 году). Именно они занимались с детьми и развивали их навыки. Кстати, ещё одним из тренеров был россиянин Дмитрий Афанасенков, который также является обладателем Кубка Стэнли-2004, а сейчас работает тренером по развитию хоккейных навыков.
Тренировочный лагерь позволил изучить новые навыки не только детям, но и Эрику: «Когда я был на льду вместе с Каллимором, то подмечал у него различные тренерские детали. Различные мелочи: я видел их и понимал, почему это работает. А после упражнений он мне объяснял: «Я делаю это из-за этого, этого и этого». Я всё время делал заметки. Это по сути выглядело как тренерский курс».
Также во время визита колумбийцев в США с ними связывались крупные телеканалы: ABC, NBC, об Эрике и его школе писали на сайте НХЛ, делали сюжет на FOX. Им помогли достать билеты на матч против «Айлендерс». Тот самый, в котором «Молнии» победили со счётом 8-0. Дети, конечно, были в восторге.
По окончании тренировочного лагеря, команда Эрика принимала участие в турнире «Sunshine Cup», проходившем в одном из тренировочных комплексов «Флориды Пантерс». «Это был первый в их жизни турнир в хоккею с шайбой, – делится впечатлениями Эрик. – И соперниками были очень хорошие команды, играли ребята, у которых набралось больше 100 игр. Было сложно, но дети были мотивированы. Хоть мы и проиграли все игры, ребята не опускали головы. Я не шучу. Сидя на скамейке, они постоянно спрашивали меня: «Могу я вернуться в игру? Когда я снова выйду на лёд?» Отношение детей к процессу было потрясающим. Они очень трудолюбивые, не важно, проигрывают они или побеждают, они хотят ещё и ещё. Они учатся и продолжают расти».
Однако, пожалуй, самое яркое впечатление от поездки колумбийцы получили сразу по прилёту в США.
«Незадолго до нашего отъезда из Колумбии, – рассказывает Эрик. – Я получил сообщение от Джоша Дрейта, менеджера программы молодёжного и уличного хоккея «Тампа Бэй»: «Эй, завтра на стадионе будут смотреть выездную игру «Тампы» против «Айлендерс», могла бы ваша команда провести небольшой матч во время перерыва между периодами?»
Мы прилетели в 4 часа вечера в Орландо, поехали до Тампы прямиком на арену. Мы были в спешке. Представляешь, менеджеры «Тампы» стали помогать детям с экипировкой, завязывать коньки. При этом они были опрятно одеты, в пиджаках и тп. На таком уровне среди менеджеров нечасто такое увидишь.
На трибунах было около 8000 человек, полагаю, дети нервничали. Они играли, зрители им аплодировали. Когда мы уходили в подтрибунку нам устроили овации. Это было невероятно».
Эрик ставит целью развитие детей, как личностей, а также надеется, что кто-то из них сможет заиграть в хоккей в североамериканском университете
Говоря о своих планах на будущее Эрик в первую очередь ставит целью развитие детей, как личностей. Хотя и не оставляет надежд, что кто-нибудь из них сможет добиться успеха и как хоккеист:
«Главное, я хочу быть хорошим человеком для детей. Возить их на как можно больше турниров. И, конечно, побеждать. Если это произойдёт, то это действительно то, чего мы хотим. Но даже если мы не победим, мы всё равно будет продолжать учиться и прогрессировать.
Когда мы были в США, дети увидели другой уровень инфраструктуры, другой стиль жизни. В США дети были погружены в американское общество, и они видели его в наилучшем представлении: доброта, щедрость, профессионализм. Они научились многим хорошим привычкам и идеям от этих людей. Большинство детей ходит в итальянскую частную школу, они учат итальянский язык. Так что в Италию мы бы тоже съездили. Там они тоже могут получать удовольствие и развиваться.
Я не очень уверен, но у меня есть мечта, чтобы 1-2 из моих учеников получили стипендии в американском или канадском университете и смогли бы там играть в хоккей, а там могут прийти и другие возможности.
В хоккее нет программ поддержки для хоккеистов. А вот в бейсболе, например, такая программа есть. Мой сын играл в бейсбол с парнем, который получил стипендию, чтобы поехать учится в школу в США и играть в бейсбол. Думаю, такие возможности рано или поздно появятся и в хоккее.
Я знаю одного колумбийца, который переехал с семьёй в Канаду, начал там играть в хоккей и попал в школьную команду. И факт того, что игрок в инлайн-хоккей может переехать в Канаду, начать играть в хоккей и попасть в юниорскую команду, говорит о том, что тут есть талант.
Много колумбийских команд по инлайн-хоккею ездят на международные соревнования и успешно соревнуются там. Женская сборная даже входит в топ-4. Я уверен, что в будущем Колумбия может добиться результатов и в хоккее с шайбой».
Фото: автора (2), facebook.com/Lightning-Hockey-Colombia (1, 3-16)