13 мин.

ВВС и Василий Сталин. В команде у сына вождя были лучшие хоккеисты СССР, но в 1953-м её расформировали

 

Непобедимый ЦСКА Тарасова, "Динамо" Аркадия Чернышёва, "Спартак". Во второй половине XX века именно эти клубы доминировали в хоккейной системе СССР, а из их игроков составляли сборную Союза. Советский хоккей для нас сейчас - это жёсткая, но невероятно качественная система с несколькими клубами-титанами, которые могут всё и куда берут только лучших из лучших. Однако кроме многолетних лидеров, без которых и сейчас невозможно представить теперь уже КХЛ, на самой заре чемпионата СССР в нём блистал ещё один клуб с звёздным составом, "всесильным" руководством и мощной репутацией. Центральный спортивный клуб Военно-Воздушных сил Московского военного округа - детище Василия Сталина, младшего сына вождя.

После окончания Великой Отечественной войны страна постепенно стала возвращаться к нормальной жизни. Начал возрождаться и спорт. До войны в Советском Союзе хоккей с шайбой был непопулярен. "Канадскому" варианту игры предпочитали "русский" хоккей, более известный как хоккей с мячом. Кроме того, большинство спортсменов в первые послевоенные годы было универсалами - летом играли в футбол, а зимой выходили на катки, таким образом готовясь к летнему футбольному сезону. Всеволод Бобров же, например, прославился выступлениями во всех трёх видах спорта, хотя он был лишь самым успешным из многих.

Первый чемпионат по хоккею с шайбой прошёл в СССР зимой с 1946-го на 1947-й год. В первенстве приняли участие 12 команд: армейские команды Москвы, Свердловска и Ленинграда, четыре "Динамо" из обеих столиц, Риги и Таллина, московский и ужгородский "Спартаки", Команда города Каунас, архангельский "Водник" (до сих пор собирает полные трибуны на хоккее с мячом) и новообразованный ЦСК ВВС МВО.

Спортивное общество военно-воздушных сил было создано в 1946 году и стало лидером послевоенного хоккея в СССР в том числе стараниями Василия Иосифовича Сталина, закончившего войну командиром авиационной истребительной дивизии. В Москве же за "Василием Красным" закрепилась слава "гусара", вечно живущего на широкую ногу, любителя женщин, алкоголя и... спорта.

В.И. Сталин с отцом

Василий Сталин

Василий - младший сын Иосифа Сталина и Надежды Аллилуевой, единственный в семье, кто унаследовал псевдоним отца. Он рос под постоянным присмотром начальника охраны Сталина Николая Власика, в мужском коллективе. Вася не любил учиться, был своенравен, перечил учителям, но, по-видимому, от природы имел неплохие способности и подлинную страсть - самолёты. Подростком он на весь день уезжал из Кремля на велосипеде на Тушинский аэродром, не переставая мечтать о небе.

Сталин-младший добился своего - окончил Качинскую авиационную школу и курсы усовершенствования командиров эскадрилий в знаменитой академии имени Жуковского. С первых дней войны молодой лётчик рвался на фронт и в 1942 был направлен в боевую часть. Фронтовые товарищи отмечали, что Сталин хорошо летал и свои награды: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского и орден Суворова II степени - получил заслуженно.

В.И. Сталин в своём боевом самолёте. Надпись "За Володю!" в память о друге Владимире Анастасовиче Микояне, погибшем во время Сталинградской битвы

После войны сын генералиссимуса сделал блестящую, стремительную карьеру, уже зимой 1948-го в 26 лет став командующим ВВС Московского военного округа. Именно Сталин в эти годы командует авиационной частью парада на Красной площади. В своём ведомстве он установил довольно жёсткую дисциплину, несмотря на собственный образ жизни, который становился всё более и более развязным. В то же время было известно о человеческом отношении генерала к своим подчинённым, постоянной заботе об улучшении их жилищных условий и переобучении лётчиков и командного состава, поощрении занятий физкультурой. В Москве Василий стал активно заниматься созданными незадолго до этого спортивными командами военно-воздушных сил, одновременно являясь и председателем Федерации конного спорта СССР. Под его покровительством начали активно развиваться футбол и баскетбол, но наибольшего успеха общество ЦСК ВВС МВО добилось именно в "канадском" хоккее.

1946-1950 - первые сезоны

Первые послевоенные годы не принесли лётчикам громких успехов. В дебютном чемпионате СССР медали символично поделили между собой московские ЦДКА, "Динамо" и "Спартак". Причём все три клуба набрали равное количество очков - динамовцы стали чемпионами лишь по разнице заброшенных и пропущенных шайб. Надо сказать, что первые составы ВВС не были по-настоящему сборной лучших спортсменов Союза, в них входили преимущественно футболисты, летом игравшие во второй по силе лиге страны. Однако именно команда Сталина, а не армейский клуб, как принято считать, стала первой в карьере великого Анатолия Тарасова. В сезоне 46/47 он был играющим тренером, а в составе были его младший брат Юрий и будущий коллега Тарасова по тренерскому мостику в ЦСКА и сборной Союза Борис Кулагин.

В следующем году ВВС занял скромное 7-е место из 10-ти, а сезон был отмечен уникальным достижением хоккеиста другой команды. Выступавший за ЦДКА Всеволод Бобров забросил 52 (!) шайбы в 18 матчах. Рекорд был побит только 15 лет спустя, когда Вениамин Александров забросил на шайбу больше, проведя при этом 36 игр. Ситуация в клубе военно-воздушных сил кардинально изменилась с переездом в Москву Василия Сталина. Он тут же начал стремиться к улучшению результатов команды, и к следующей зиме цвета МВО защищали второй бомбардир предыдущего чемпионата Иван Новиков и его партнёр по парным теннисным соревнованиям (хоккеисты играли и в теннис), звезда московского "Спартака" Зденек Зикмунд. Так спортивный клуб ВВС получил первую народную расшифровку своего названия "Взяли Весь Спартак". Качественное усиление дало свои плоды - хоккеисты получили серебряные медали чемпионата 1948/49, пропустив вперёд лишь ЦДКА с Тарасовым и Бобровым.

Судя по воспоминаниям самих спортсменов, Сталин не был оригинален в методах "ангажирования" спортсменов из других команд. У тех, кто представлял военно-воздушные силы, было всё: покровитель команды обеспечивал им качественные жилищные условия, машины, отпуска. Но, опять же, практически все из них отмечают, что шеф делал это из искренних, человеческих побуждений, почти по-отечески заботясь о хоккеистах. 1949/50-й год должен был стать пиком славы лётчиков. К и без того очень крепкому составу добавился безоговорочно лучший игрок послевоенных чемпионатов СССР - Бобров.

В. Бобров с кубком Чемпионов СССР по хоккею с шайбой

Катастрофа

В начале года ВВС предсказуемо шёл хорошим темпом, идя примерно наравне с ЦДКА. Но судьба распорядилась так, что чемпионом страны команда в этом сезоне не стала. 7 января 1950-го года при заходе на посадку в свердловском аэропорту Кольцово самолёт с одиннадцатью хоккеистами, врачом и массажистом ХК ВВС МВО разбился, рухнув за несколько сотен метров до взлётно-посадочной полосы. Команда летела на матч чемпионата с челябинским "Дзержинцем", но из-за нелётной погоды в Челябинске командир экипажа принял решение сесть в Свердловске. По материалам расследования причиной катастрофы послужили плохие погодные условия: была пурга, "Ли-2" несколько раз уходил на второй круг. По другим версиям крушение было вызвано несколькими причинами, среди которых и неверные действия экипажа, и ошибки диспетчеров, и то, что сами хоккеисты сбились в хвост воздушного судна, повлияв на балансировку самолёта. От удара о землю все пассажиры и члены экипажа погибли. Все они похоронены в братской могиле неподалёку от аэропорта. Хоккейная команда Василия Сталина потеряла капитана и тренера Бориса Бочарникова, вратарей Хария Меллупса и Николая Исаева, защитников Евгения Воронина и Роберта Шульманиса, нападающих Юрия Жибуртовича, Василия Володина, Зденека Зикмунда, Александра Моисеева, Ивана Новикова, Юрия Тарасова, врача Михаила Альперина и массажиста Алексея Галкина.

Мемориал на братской могиле погибших в авиакатастрофе 07.01.1950 в посёлке Кольцово

Тем не менее по счастливой случайности в самолёте не оказалось нескольких хоккеистов, администратора команды и тренера Матвея Гольдина. Поскольку вылет был назначен на раннее утро, выезжать в аэропорт хоккеистам надо было практически в ночи. В своих воспоминаниях Всеволод Бобров пишет, что заведённый им на 4:00 будильник не прозвонил, и он проспал. Борт задержали на два часа, но в итоге он всё равно поднялся в воздух без нападающего. Прямо из самолёта Борис Бочарников отправил за нападающим администратора команды Кольчугина, и тот тоже остался в живых. Бобров был отправлен в Челябинск на поезде. (По другой версии только что перешедшего из ЦДКА Боброва необходимо было заявить в спорткомитете, из-за чего он и поехал на игру "по земле", позже всех). Кроме того, на выезд не полетел Александр Виноградов, получивший дисквалификацию на две игры. На судьбу ещё двух человек косвенно повлиял сам Василий Сталин. За несколько дней до вылета он заглянул в раздевалку и приказал не брать в Челябинск Виктора Шувалова, незадолго до этого перешедшего в ХК ВВС из "Дзержинца", а ещё за несколько недель до этого отстранил от работы тренера команды Матвея Гольдина. Дело в том, что Гольдин после проигранного лётчиками матча с "Динамо" поздравил с удачным матчем игрока соперника Василия Трофимова. Это услышал Сталин и уволил тренера, чем, как оказалось, спас ему жизнь.

Восстановление команды

Катастрофа команды военно-воздушных сил замалчивалась в прессе, широкой публике о ней не сообщали. 7-го января до игры оставалось ещё несколько дней. Василий Сталин вызвал к себе 4-х оставшихся в живых хоккеистов. Из воспоминаний Виктора Шувалова:

"Нас позвали к Сталину, который усадил нас и сказал: «Ребята, несчастье. Команда разбилась. Вам надо собраться и поездом ехать в Челябинск на игру». Мы сели и поехали. В Челябинск, потом в Свердловск и так далее… И никто нас не спрашивал, что мы чувствуем, трясёт нас или нет… В то время все обязаны были быть крепкими и здоровыми. А родственники в Челябинске даже после моего звонка не поверили, что я живой… Мы из Челябинска поехали в Свердловск, где нас повели в ангар. Там лежали искорёженные тела ребят. Смотреть на это было невозможно. Но мы смотрели. Потом играли. А после игры хоронили…"

За несколько суток шеф собрал новый состав. Капитаном и тренером был назначен Бобров, в экстренном порядке из других клубов были возвращены Анатолий Архипов, Александр Афонькин, Александр Стриганов, Андрей Чаплинский. Пришёл ряд новичков. Среди них были Евгений Бабич из ЦДКА, Евгений Рогов из "Дзержинца". Именно тогда в команду попали Виктор Тихонов и Николай Пучков, в будущем легендарные хоккеисты сборной СССР. Доходило до совсем курьёзного: Павел Жибуртович, брат погибшего Юрия, старшина ПВО, за год до катастрофы приезжал к нему в Москву и, застав его на катке, пятнадцать минут поиграл в непривычный для него хоккей с шайбой. Получилось неплохо. Об этом случае в январе 1950-го вспомнили Виноградов и Шувалов, и Павел стал игроком команды авиации. В усечённом составе команда доиграла сезон, заняв лишь 4-е место.

1950-1953 - три чемпионства

К сезону 1950/51 благодаря своему покровителю ХК ВВС МВО пополнился ещё несколькими высококлассными хоккеистами из столичных клубов-конкурентов и обрёл лучший состав в своей истории. Ведомые Бобровым, с молодым Тихоновым, с Анатолием Викторовым, Бабичем, Пучковым, пришедшим из ЦДКА Григорием Мкртычаном, считающимся теперь основателем советской школы хоккейных вратарей, лётчики с лёгкостью прошли групповой этап. В пяти матчах в ворота соперников влетели 43 шайбы. В финальном турнире "Ватага Василия Сталина" не проиграла ни одного матча и заняла 1-е место, опередив закончившее вторым "Динамо" на 5 очков. Бобров в 15-ти матчах забросил 42, Шувалов 28, и Василий Сталин наконец получил долгожданную победу. Именно в этом году за "Динамо" в качестве хоккейного вратаря сыграл Лев Яшин, а матч между динамовцами и московскими "Крыльями Советов" был впервые показан по телевидению.

В следующем году тарасовский ЦДСА составил авиации более достойную конкуренцию. В течение группового и заключительного этапа обе команды не проиграли ни одного матча, за исключением личных встреч, в которых они обменялись победами (3:1 в пользу ВВС в первом матче, 3:2 в пользу ЦДСА во втором). Несмотря на превосходство армейцев по разнице забитых и пропущенных шайб, было решено провести "финал". В нём лётчики победили - 3:2. Хоккеисты Василия Сталина стали первой командой в истории Советского Союза, которая сумела сделать дубль, завоевав одновременно и кубок страны. В финале были повержены прошлогодние победители, "Крылья Советов", Всеволод Бобров оформил хет-трик.

Футбольная команда ЦСК ВВС МВО

Сезон 1952/53 Бобров полностью пропустил из-за травмы. Лучшим бомбардиром чемпионата наконец стал Шувалов с 44-мя шайбами, до этого бывший "вечно вторым" после своего капитана. Вновь ни одного поражения на групповом этапе, и лишь одно - в финальной части. Обыграть ХК ВВС удалось московскому "Динамо", единственной командой, не проигравшей им, стали "Крылья", сумевшие оба матча свести вничью. В третий раз подряд "лётчики" стали лучшими хоккеистами страны, опередив завоевавший серебро ЦДСА на 1 очко. Кубок, правда, на сей раз достался "Динамо", но главным соревнованием всё равно считался чемпионат. В этом же году чемпионом страны единственный раз в своей истории стал баскетбольный клуб военно-воздушных сил.

Расформирование и дальнейшая судьба

5 марта 1953-го года умер Иосиф Сталин. Василия вызвали к министру обороны Булганину и после отказа уехать из Москвы командовать одним из военных округов уволили в отставку. Практически сразу же было покончено и с главным детищем сына вождя вне армейских кругов - спортивным обществом ВВС. Только баскетбольный клуб просуществовал до 1959-го года, хоккейная и футбольная команда были распущены сразу же. Большая часть игроков перешла в ЦДСА: формально спортивное общество авиации было слито с армейским как подведомственное. Бобров, Пучков, Павел Жибуртович, Шувалов, Мкртычан - все они продолжили и дальше блистать в высшей лиге чемпионата СССР и сборной, уже в рядах команды Тарасова. ЦСК ВВС МВО, трёхкратный чемпион Союза быстро был забыт (клуб не имеет ничего общего с играющим в наши дни в Высшей хоккейной лиге самарскому ЦСК ВВС).

"Василий Красный" предсказуемо не ужился с новой властью. Утверждая, что отца отравили, он пытался связаться с китайским посольством в Москве, был арестован, а спустя два с половиной года следствия осуждён на 8 лет за антисоветскую пропаганду и превышение служебных полномочий.

Всеволод Бобров навещал Василия в опале во время лечения последнего в клинике, сохранив дружбу. "Бобёр" стал легендой советского спорта, выиграв со сборной СССР её первый чемпионат мира в 1954-м и Олимпиаду-56 в Кортина-д'Ампецца. Он же руководил сборной во время знаменитой Суперсерии СССР-Канада 1972-го года. Евгений Евтушенко, главный из русских поэтов, писавших о спорте, посвятил ему стихотворение "Прорыв Боброва", в котором есть строчки:

Шаляпин русского футбола,

Гагарин шайбы на Руси.

О взаимоотношениях хоккеиста и сына вождя в 1991-м году был снят фильм "Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа".

После освобождения Василия выслали в закрытую для иностранцев Казань, выдав паспорт на фамилию Джугашвили. 19 марта 1962 года бывший генерал авиации, всесильный покровитель команды ВВС умер от алкогольного отравления. Началась новая страница истории советского хоккея.

Фотографии: zen.yandex.ru, sports.ru, russian7.ru, history.mediasole.ru, zvezda-fc.ru, legendapress.ru, spartakworld.ru, yekaterinburg.sm-news.ru, ice-hockey-stat.com