13 мин.

Девушка, которая обожает хоккей. В 16 лет работает фотографом на матчах, болеет за «Трактор» и верит в ребят из МХЛ

Проект «Поколение Sport» - о моих сверстниках, которые в свои 15/16/17/18 лет по-настоящему кайфуют от спорта и уже многого в нем достигли. Нам есть, что рассказать, есть, чем поделиться. Ведь спорт - это не про экспертов в дорогих пиджаках. Это про нас. В этих интервью я стараюсь показать, чем живет мое поколение, а также то, что наши успехи тоже заслуживают интереса и внимания.

Привет. Поскольку это интервью будут читать люди, которые тебя не знают, для начала представься. В формате: “Жанна, 16 лет...” 

Жанна. 16 лет. Моя жизнь с самого детства неразрывно связана со спортом. That’s all. 

Какое именно место спорт занимает в твоей жизни? 

Я занималась двумя видами спорта. Это художественная гимнастика (на нее я потратила 7 лет жизни) и волейбол. Волейболом я занималась 2,5 года. 

Назови три твоих главных качества, как человека и в профессиональном плане. 

Наверное, хладнокровие, выдержка и... сдержанность. Да, именно так. 

Это и как человека, и как профессионала? 

Да. 

Я знаю, что, в том числе в связи с хоккеем, у твоей семьи довольно интересная история географических перемещений по карте России. Можешь об этом рассказать? 

Конечно. Вся моя семья родом из Челябинской области: бОльшая часть моих родственники живет там, вся моя родня в этой части, в общем. Но я родилась, единственная в своей семье, в Москве. Родители переехали. И тот факт, что моя семья, можно сказать, из такого хоккейного города, сыграл огромную роль в моей жизни, потому что... в 3 года меня впервые взяли на хоккей. И с тех пор на каждый матч [“Трактора”] в Москве мы исправно ходим. 

То есть вы ходили на каждый матч в Москве и, насколько я знаю, в область вы тоже иногда ездили, на “Витязь”, например? 

Да, и не только на “Витязь” в Подольск. Мы ездили в Ярославль на “Локомотив”, в Казань, в Питер часто ездим. 

У тебя в Instagram ник rantanen. Он связан с твоими предками [у Жанны частично финские корни]? 

Да. 

А она как-то связана с игроком из “Колорадо”? 

Нет. 

Но ты его поддерживаешь по этой причине? 

Естественно. (Смеется). 

Здесь и дальше - фотографии хоккеистов с матча МХК "Крылья Советов" - "Русские витязи". Автор - Жанна Оглоблина

Со скольки лет, еще раз, ты интересуешься хоккеем? 

С 3-х. И клюшку в руки в первый раз тоже взяла в 3 года. 

А ты сама пробовала играть? 

Я всегда стояла хорошо на коньках, и пару раз меня учили “гонять” шайбу. 

Никогда не думала о том, чтобы пойти в женский хоккей? 

Папа бы не разрешил. 

Несмотря на то, что он любит хоккей? 

Нет, конечно. 

Считает, что девушке это не подходит? 

Он избавлен, на самом деле, от этих стереотипов, но тот факт, что меня отдали в художественную гимнастику, говорит сам за себя. 

Насколько я знаю, ты знакома с некоторыми людьми, которые связаны с “Трактором”.

Близкий знакомый нашей семьи - первый тренер Артемия Панарина, Олег Семендяев. 

Следишь за воспитанниками "Трактора" в НХЛ? 

Да, часто слежу за нашими воспитанниками в НХЛ. За Кузей тем же, за Ничушкиным... но, к сожалению. 

Заранее извиняюсь за стереотип. Ты - девушка, которая очень сильно интересуется мужским, жестким, брутальным видом спорта. Хоккей традиционно и в России, и в мире считается мужской игрой. При этом (здесь уже никаких стереотипов нет) ты реально круто в нем разбираешься. Если отбросить географический и семейный фактор, что тебя в нем так привлекает? Что, на твой взгляд, в нем такого крутого? 

Скорость. Потому что ни в одном виде спорта таких скоростей, я думаю, больше увидеть нельзя. Он вообще, как и любой спорт в принципе, воспитывает. Но именно мужские качества никакой спорт, кроме хоккея, так воспитать не может. 

 

Челябинск, как ты правильно сказала, - очень хоккейный город. Это ЧТЗ, Белоусов, традиции... Почему, как тебе кажется, в последнее время с результатами сильно хуже, чем было раньше? 

Политика. Губернатор Челябинской области, который абсолютно не воспринимал хоккей как что-то цельное по отношению к городу. И руководство клуба было таким же. 

Было. А сейчас что-то поменялось? 

К счастью. Его убрали. 

То есть, ты думаешь, что в ближайшие несколько сезонов что-то поменяется? 

Я думаю, что да, потому что на смену пришел новый спортивный директор, который был до всего этого, при котором “Трактор” брал серебро-бронзу. И мы все надеемся, что ситуация изменится. 

Что ты подумала, когда Гатиятуллин ушел вторым тренером в СКА? Человек, который вывел в принципе объективно слабую команду в полуфинал Кубка Гагарина. Тогда вы прошли команды, которые были сильнее вас. Понятно, что на бумаге, но тем не менее. 

Это было очень грустно. Потому что это проблема всей лиги - покупать постоянно тех, кто показывает лучший результат, не оставляя выбора другим командам, которым действительно эти люди нужны, им нужно развитие. С этим нужно как-то бороться. Пока никто не пытается. 

Соответственно, следующий вопрос - твое мнение о базовых клубах сборной? 

Провоцируешь... (Смеется). 

Конечно, тот результат, который показывает взрослая сборная на первых турнирах мира, не соответствует ожиданиям. Как следствие, схема не работает. Конечно, нужно что-то менять. И именно поэтому я больше слежу за молодежным хоккеем. За МЧМ тем же. 

Чем он отличается? Там нет базовых клубов, там все честнее? 

Там все, во-первых, намного быстрее. Гораздо интереснее смотреть этот скоростной хоккей, который наполнен, грубо говоря, моментами острыми, чем, я извиняюсь, вот это медленное катание и растягивание “в никуда”. 

То есть, он искреннее, там меньше подковерной борьбы, там не отрабатывают за контракты, можно так сказать? 

Да. Пацаны играют на результат. Им нужно это, они за это борются. А когда выходят на лед звезды из первых клубов лиги и просто катаются несколько смен в свое удовольствие, ничего не делая при этом, без сопротивления... 

 

Окей. Интерес к хоккею — это прекрасно. Но я бы не пригласил тебя во всем этом участвовать, если бы дело ограничивалось простым интересом. В какой момент ты поняла, что твой интерес к хоккею перерастает во что-то большее, что тебе хочется заниматься этим в профессиональном плане? Или у тебя не было конкретного момента? 

У меня не было переломного момента, просто я, как всегда, смотрела хоккей и поняла, что: “Можно же с этим что-то сделать! Я могу не просто смотреть, я могу как-то развиваться, как-то “нести хоккей в массы”. 

Хорошо, тогда как ты пришла именно в спортивную журналистику? Потому что одно дело сказать себе, что “Я могу этим заниматься”, а совсем другое - найти осуществление, найти, где тебя будут в этом понимать и принимать. 

Я просто взяла фотоаппарат, поехала на игру. Это был “Авангард” - “Трактор” в Балашихе в декабре. Поехала на игру, пофоткала, потому что я давно хотела. Игры раз в два месяца ведь, достаточно редко выпадает шанс. На огромных эмоциях написала отчет о том, как мы ездили в Балашиху, с какими приключениями мы туда ездили, и я поняла, что я могу писать для большей аудитории. Не просто дать почитать знакомым, а действительно могу донести многие мысли до большего количества людей. 

По себе знаю, что в спортивной журналистике одна из самых сложных вещей, особенно на первом этапе и именно когда ты пишешь, — это перейти от эмоций к какому-то четкому анализу ситуации и пониманию устройства и структуры твоего предмета. Удалось ли тебе это преодолеть и, если удалось, то как? 

Во-первых, нужно реально “шарить”. Потому что надо разбираться в правилах, в текущей ситуации, в причинах, последствиях, к чему конкретное событие может привести. Когда ты во все это погружаешься и у тебя создается какая-то цельная картина, конечно, ты будешь это излагать структурированно. Для этого нужно читать, смотреть, общаться и, соответственно, это все объединять. 

Где можно увидеть твои фото, тексты? 

Фото в свободном доступе на моей странице Вконтакте, в Instagram, ребята, подписывайтесь, ссылочка в описании. (Смеется). 

А свои тексты я публикую на достаточно закрытом ресурсе, которого нет в свободном доступе. 

Сложно ли в 16 лет получить полноценную журналистскую аккредитацию на хоккейный матч? 

Не сложно, если на тебя будут смотреть и видеть, что ты хочешь. 

А ты получала аккредитации на МХЛ, на ВХЛ, на КХЛ ты ходила без аккредитации, так? 

На КХЛ да, я ходила фотографировать перед раскаткой, на ВХЛ у меня не было аккредитации, но я стояла в течение матча фотографировала, то есть, это можно было, а на МХЛ я получила аккредитацию. 

Перечисли клубы, на которые ты ходила фотографировать как журналист. 

“Крылья Советов”, 4 игры. 

В чем кайф ехать из Новой Москвы черт знает куда... 

В Сетунь? (Смеется). 

Да. ...на матч не “своей” команды, за которую ты не болеешь, и фоткать никому не известных (пока) молодых парней? 

Это интересно, это огромный опыт, новые знакомства. Потому что это очень любопытно - наблюдать за хоккеем с какой-то третьей стороны, когда ты не за этого и не за того. Когда ты просто стоишь, нейтральная, как Швейцария, и смотришь на все это. Но при этом ты фотографируешь, подмечаешь. Это такая обратная сторона хоккейной жизни. Хотя бы раз нужно сходить на команды, за которые ты не болеешь, чтобы просто прочувствовать. 

Тебе удается через объектив фотокамеры следить именно за ходом игры? 

Ну поначалу, наверное, это сложно. Потом просто набиваешь руку. Главное, чтобы был красочный, яркий кадр. И, чтобы он был, тебе, конечно же, нужно следить за игрой. 

Я уже примерно понимаю, какой сейчас будет ответ, но, тем не менее, поиграем немного в Дудя. Тебе за это платят? 

Ну понятно, что сначала это чисто для себя. И это, в первую очередь, чтобы получить опыт. И только во вторую очередь, может быть, когда-нибудь, если тебе будут платить, то будет хорошо. 

Во время твоей работы на матчах случались ли какие-то забавные, веселые, интересные случаи? 

Знакомство с хоккеистами считается? (Смеется).  

Я приходила всегда задолго до начала матча. Может быть это как-то очень самоуверенно или самовлюбленно, но, я извиняюсь, когда на площадке разминаются 20 с лишним молодых парней и тут входит такая “девчонка с фотиком”, конечно, за этим, может быть, что-то там последует. 

Смешные ситуации... Когда я, опять же, фотографировала раскатку на МХЛ. Просто приравнивала, где свет, позиция хорошая, точка удачная, некоторые ребята, которые выполняли, условно, какое-то упражнение, останавливались, делали позу и дальше ехали. И таких ситуаций очень много, на самом деле, потому что все ребята в МХЛ очень веселые, скромные. 

Потому что это не КХЛ, где одни звезды собрались, а это обычные парни, условно говоря, из Чехова, у которых есть вот этот спорт, и они все в него вкладывают. Это совершенно разные миры: КХЛ и МХЛ. 

Можешь назвать конкретно несколько человек, с которыми ты познакомилась? 

Какую-то часть я знаю. (Смеется). 

Скажем так, эти ребята подают очень большие надежды. Например, Пономарев Вася. Это игрок “Крыльев Советов”. Если я не ошибаюсь, он хочет уехать на следующий сезон за океан в какую-то юниорскую канадскую хоккейную лигу. Но это тоже такое шапочное, скорее, знакомство. И вот таких ребят, на самом деле, несколько, которые реально могут составить какую-то конкуренцию старым звездам в ближайшем будущем. 

Немного провокационный вопрос. Кто-то из них тебе понравился? 

Это тоже для интервью? (Смеется). 

Обратная сторона личной жизни.

(Шутя). Конечно, они мне нравятся все, потому что мальчики-хоккеисты — это потрясающе. Веселые ребятки. С ними можно поговорить. 

 

Нравится ли тебе, естественно, с профессиональной точки зрения, как работают соцсети/SMM хоккейные КХЛ или Матч ТВ? 

К Матч ТВ я отношусь достаточно скептически с точки зрения хоккейного обозревания. Мне очень нравится пресс-служба КХЛ. 

Хотела бы с ними поработать? 

Все мы так или иначе работаем на какую-то спортивную лигу. Да я думаю, каждый спортивный журналист хотел бы. 

Есть ли у тебя какой-то пример в спортивной журналистике, какой-то эталон? На кого бы ты хотела равняться, предположим? 

Думаю, все знают Дарью Миронову. Мне нравится, как она работает, у нее есть опыт за океаном. Она там росла, в Америке, и начала работать в НХЛ, там же работала в микст-зоне. И потом ее уже пригласили сюда. Мне очень нравится, как она работает. Шевченко - интересно смотреть, интересно читать. 

У меня такое... смешанное к нему отношение, но в этом его стиль. 

Да у всех, на самом деле. 

Ну, в принципе, все из таких более-менее известных. 

Тогда, по твоему мнению, топ-3 спортивных журналиста в России, связанных с хоккеем. 

Кроме Шевченко и Мироновой, есть еще Тубольцева Дарья. 

Не знаю такую. 

Очень хорошие у нее интервью. Ну и еще несколько девушек, которые работают в МХЛ. А, и еще очень хороший портал “Челябинский хоккей”. Все материалы очень доступные, честные, что редко встретишь. 

На твой взгляд, какая главная проблема хоккея в нашей стране? 

Отсутствие развития у клубов с низким бюджетом. Если наша лига хочет добиться таких же результатов, как в НХЛ, где последняя команда в регулярке вдруг становится обладателем Кубка Стэнли, нам нужно попытаться уравнять бюджет всех команд, а не только иметь 2-3 клуба, которые будут везде тащить. И их игры, естественно, будут самыми посещаемыми. Хоккей должен быть интересен. Многие говорят, что он менее популярен, чем футбол, за хоккеем меньше следят... А вы начните что-то делать для этого. Вы начните, хотя бы, с малого. Просто приведите в порядок бюджет, устройство клубов, и тогда люди будут смотреть, потому что это будет интересно. Ведь хоккей — это спорт, а не бизнес. Здесь должны быть скорость, эмоции, интрига и, соответственно, конкуренция. Тогда это будет интересно. 

Если есть такое, главная проблема спортивной журналистики в нашей стране? 

Я не думаю, что существуют прямо-таки глобальные проблемы в спортивной журналистике. Наверное, просто нужно больше внимания уделять тем или иным видам спорта. Например, американский футбол или, не знаю, та же художественная гимнастика. Все смотрят на девочек, которые порхают на ковре. И этому виду спорта внимания уделяют достаточно. Но именно журналистики, как мне кажется, там маловато. 

По твоему мнению, что наше поколение может привнести в хоккей и в принципе в спорт нового, свежего, необычного? Или как оно может изменить его? 

Наши сверстники могут сделать его более интересным, более свежим. Потому что сейчас у нашего поколения намного больше возможностей, чем было раньше. Даже, начиная с малого, какие-нибудь секции вблизи от дома, в двух шагах. Этого не было раньше. Я, например, с этим столкнулась в детстве, когда не было ничего рядом. Сейчас это все есть. Иди и делай, меняй историю, твори историю! Потому что я думаю, что мы способны на все, в принципе, в спорте, если мы захотим. Спорт должен занимать все мысли, если человек этим занимается. И сейчас, в эпоху инновационных технологий это достаточно трудно. Но это должно быть так, потому что по-другому это просто не работает. 

Когда ты говоришь “сделать спорт интереснее”, ты имеешь в виду работу, примерно, которую мы с тобой делаем, то есть что-то вокруг, освещение или ты имеешь в виду то, как мы непосредственно занимаемся спортом, наше поколение? 

Это все связано. Если ребята будут творить интересный спорт, который будет на 99% состоять именно из спорта и только на 1% из чего-то другого, тогда и вокруг спорта тоже будет, извините, “движуха”. Огромная. Все упирается в интерес. Творите - и тогда будет интерес. Творите - и вокруг что-то будет делаться, создаваться, реализовываться. 

И последний вопрос. Продолжи фразу: “Мое поколение...” 

Мое поколение... ну я говорила уже фразу, что оно способно на многое. Потому что у нас есть, опять же, то, чего не было раньше. Мы должны быть за это премного благодарны, и мы это должны, конечно, использовать. Потому что, когда у тебя есть возможности, огромные возможности, их нужно реализовывать. И, на самом деле, мне очень грустно смотреть на ребят, которые занимаются ничегонеделанием, когда они могут, я не знаю, пойти заняться спортом, чем-нибудь еще. У нас же есть все, абсолютно все. Просто нужно начать и делать. Это всегда так работает.