5 мин.

Malmö Redhawks – отдельная песня

Ув. Владимир, прокомментировав предыдущий текст, был чертовски прав – рассказ о шведской хоккейной экономике будет неполным, если не упомянуть команду из Мальмё. Сегодня мы зарисуем досадное белое пятно цветными мелками.

Коротко о главном

Мальмё – третий по величине город Швеции, в котором проживает 300 тысяч человек. Город связан автомобильным и железнодорожным мостами со столицей Дании Копенгагеном.

В городе находится открытая в 2008 г. Malmö Arena, способная вместить 13 000 человек. Это вторая по вместимости арена Швеции (после знаменитой Globen Arena), и самая большая из тех, где регулярно играет шведский хоккейный клуб.

Хоккейный клуб сейчас называется Malmö Redhawks. И всё было бы хорошо, если бы клуб этот играл в Elitserien. Но вот уже несколько лет клуб зависает в Allsvenskan.

Толстосум спешит на помощь

Ситуация, прямо скажем, неприятная. Так думают многие, так подумал и шведский богатей Ян Стенбек. В конце января 2011 г. он решил принять посильное участие в судьбе клуба.

За 10 млн. крон Стенбек приобрёл 51 процент акций команды. При этом никто не был обездолен – под нового спонсора был организован дополнительный выпуск ценных бумаг. Заметим, что шведские законы запрещают единоличное владение хоккейным клубом (египетские миллиардеры могут расслабиться), однако Стенбек всё-таки планирует увеличить свой акционерный вес до 66% в ближайшие годы.

Впрочем, 10 млн. крон были только началом. Ещё 60 млн. Стенбек будет выделять команде в течение ближайших трёх лет, по 20 млн. на сезон. Текущий бюджет клуба составляет 45 млн. крон, так что прирост существенный – а на фоне конкурентов по Allsvenkan, живущих на 20-30 млн. в год, просто астрономический.

Самый высокооплачиваемый хоккеист Швеции

 Естественным результатом пришествия Стенбека стала агрессивная трансферная кампания.

В соответствии с каноническим сюжетом первым делом решено было пройтись огнём и мечом по ростерам главных конкурентов. Сразу трёх игроков лишился Södertälje – в Мальмё переехали 26-летний вратарь Понтус Сьёгрен (говорят, от его имени произошёл широкоизвестный хоккейный термин), 33-летний силовой форвард Роберт Карлссон и 22-летний атакующий защитник Тим Хеед. Второй претендент на успех, Leksand, потерял капитана, 29-летнего форварда Томаса Коллара. Попал под горячую руку середнячок IK Oskarshamn. Оттуда выписаны 22-летний нападающий Лукас Эрикссон (второй бомбардир клуба в минувшем сезоне) и 26-летний защитник Терро Континен (самый результативный блюлайнер).

Затем, естественно, последовал активный поиск кандидатов за водными преградами. Из-за Атлантики прилетел 27-летний финский вратарь Хану Тойвинен (в 2005-2008 гг. провёл 61 матч в НХЛ, последний сезон берёг ворота фарма "Сент-Луиса"), через Балтийское море перебрался 28-летний нападающий сборной Германии Александр Барта (капитанивший в Hamburg Freezers). На восточном берегу Ботнического залива был найден 30-летний американский защитник с сериальным именем JD и киношной фамилией Форрест (последний сезон отыграл в Jokerit).  Наиболее спорным приобретением стал 33-летний словак Мирослав Лазо, успевший немного попылить в "Автомобилисте". Более интересным может стать вероятное подписание его земели и ровесника Ивана Черника, а так же 25-летнего датского защитника Стефана Лассена.   

Впрочем, всё это – лишь гарнир. Главное блюдо было подано в мае 2011 г. Клуб подписал контракт с 25-летним нападающим Линусом Класеном. Сезон 2010/2011 Класен провёл в системе Nashville Predators: четыре безрезультатных игры в NHL и 45 (22+23) очков в 47 играх за Milwaukee Admirals. До этого Класен провёл два сезона в Södertälje, став вторым бомбардиром команды в 2009 г. и лучшим - год спустя. Причём тогда Класен набрал 51 (19+32) очка в 51 игре, став седьмым бомбардиром Elitserien, а его ближайший клубный конкурет - всего 33.

В сборной Класен пока толком не засветился, и будет интересно, сыграет ли он за «Тре Крунур» на ЧМ2012. Ведь теперь Класен – самый высокооплачиваемый хоккеист Швеции. По слухам реалистичным трёхлетний контракт стоит 12 млн. крон. По слухам оптимистичным – Класен получил 8-миллионный подписной бонус, и будет получать ещё по 500 000 крон ежемесячно до мая 2014 г.

 Если у Вас есть 8 свободных минут – Вы можете посмотреть, как Класен выглядит на хай-лайтах.

 

Вершки и корешки

История взаимоотношений клуба и стадиона напоминает известную русскую сказку про медведя и мужика. Первый контракт, действовавший в течение двух сезонов (08/09, 09/10) предусматривал совместный делёж билетной добычи, за аренду клуб не платил.

«Миссия Elitserien» дважды провалилась. Энтузиазм по поводу нового стадиона тоже стал угасать. В первом сезоне шоу в исполнении Redhawks собирали в среднем 5916 человек, во втором уже 5592. Руководство стадиона, здраво рассудив, что дальше может быть хуже, решило перейти к другой системе оплаты – теперь была установлена фиксированная арендная плата, 9 млн. крон за сезон. Решение для стадиона оказалось удачным, поскольку в сезоне 10/11 клуб завис в середине турнирной таблице, надежд на повышение статуса не осталось довольно скоро, и в итоге средняя посещаемость упала до 4437 человек за игру.

Конракт был подписан по системе 2+2, то есть теоретически 9-миллионную сумму клуб мог бы платить до 2014 г. Однако в январе 2011 раздался сильный запах денег Стенбека, и руководство арены поняло, что ситуация может сильно изменится уже в следующем сезоне, а после почти неизбежного (как представляется многим) подъёма в Elitserien цена аренды станет невыносимо низкой.

В предстоящем сезоне условия аренду останутся прежними, однако дальнейшее сотрудничество сегодя - объект переговоров. Переговоров жестких. Руководство арены заявляет, что сможет заработать и без хоккея. Менеджмент клуба пугает – мол, мы и в старом ледовом дворце на 5 900 человек прожить сможем. Очевидно, что в итоге Redhawks будут играть в Malmö Arena. Вопрос в том, кто в итоге угадает с частью растения, которая окажется вкуснее в 2012 году.

Так будет лучше почти  для всех

В конечном итоге выход Malmö в Elitserien пойдёт на руку почти всем. Полноценное хоккейное посольство третьего по величине города Швеции поднимет и без того высокие телерейтинги, а значит, и суммы, выплачиваемые центральным маркетинговым агентством клубам. Почти гарантированная средняя посещаемость в 10-12 тысяч человек (как минимум, в первом элитном сезоне) обеспечит некоторое увеличение стоимости рекламных баннеров на форме других клубов. Ну а уж как хорошо будет всем жителям Мальмё и некоторым жителям Копенгагена...

Хорошо будет почти всем. Кроме того «двенадцатого лишнего», который уступит своё место в элите клубу из Мальмё.