Череповец «Северсталь». Команда или комбинат?
Этот пост я хочу посвятить одной очень интересной команде, как вы поняли из названия – это Череповецкая «Северсталь». Меня просили написать об этой команде, но материал по этой теме к тому времени уже был в разработке, и что бы ни раскрывать секретов, я ответил, что возможно напишу о «Северстали» когда-нибудь.
Наверно многие из читателей моего блога не близко знакомы с этой командой. Показывают ее не так часто, высоких результатов последние годы команда тоже не демонстрирует, да и вообще проблем, как у доброй половины команд лиги, хватает.
Начну с данных о городе Череповец. Это небольшой город с населением приблизительно 310 тыс. человек. Определяющую роль в городе играет металлургическое производство. Градообразующее предприятие «Северсталь».
Собственно, всем понятно, что «Северсталь» самый главный спонсор команды. Более того, логотипом команды является логотип компании «Северсталь». Я знаю, что многим болельщикам не нравится такое положение дел. Особенно оголил эту проблему – недавний ребрендинг компании «Северсталь». Потому как после ребрендинга новый, современный логотип металлургического комбината смотрится инородно на старой, совковой форме команды.
Я вижу два пути выхода из сложившейся ситуации:
1) Сделать самостоятельный логотип команде.
2) Осовременить форму команде.
Честно сказать, я не думаю, что в ближайшее время первый путь реально воплотить в жизнь. Долгое время лого компании было на свитерах команды. Навряд ли сейчас руководство компании надумает, что-то менять. Скажу больше, от этого есть реальные плюсы, но об этом чуть позже.
Так как я не очень люблю рисовать концепты, то я не буду предлагать новый логотип команде. Я постараюсь немного видоизменить форму команды. Если смотреть объективно, то отрисовка огня на нынешней форме это уровень семиклассника.
Когда я начал подбирать информацию по этой теме, то наткнулся на несколько фотографий одноименной женской волейбольной команды.
То, что я увидел, очень удивило меня. Во-первых, дизайн формы полностью совпадал с тем эскизом в моей голове, который я хотел воплотить. Во-вторых, наглядно видно как можно хорошо и ужасно реализовать одну и ту же идею. В-третьих, и волейбольная, и хоккейная форма сделана одним производителем – Лучом (значит, есть в Луче добросовестные дизайнеры).
Немного о логотипе компании «Северсталь». Логотип вполне нормальный, выполнен в современных тенденциях.
Знак, который мы видим над мягким знаком здесь очень к месту. В данном контексте он работает как стрелочка-вектор, которая как раз указывает, в верхний правый (успешный) угол.
Совсем по-другому смотрится логотип хоккейной команды «Северсталь». Казалось бы, от перемены мест слагаемых, сумма не меняется, но нет. В данном случае все сделано из рук вон плохо. Не знаю, чья это идея, руководства хоккейной команды или компании «Северсталь». Я скорее придерживаюсь такой версии, что в клубе испугались использовать нетрадиционный для нашего хоккея лого с надписью и решили переделать его, получив тем самым классический логотип-знак.
Поясню чем плохо это решение. Этот знак, увеличенный и размещенный по центру, делает композицию неуравновешенной. Он уже не выступает в роли стрелочки-вектора с положительным направлением. Он вносит дисбаланс. Простому зрителю кажется, что знак «Уступи дорогу» того гляди свалится со столба.
Я уверен, что в брендбуке компании «Северсталь» строго на строго запрещено такое использование логотипа. К сожалению, мне не удалось найти брендбук «Северстали», если у кого-то есть возможность достать его, то буду очень признателен и обязательно допишу апдайт.
Считаю, что необходимо оставить логотип неизменным. Многие болельщики могу со мной не согласиться, это их право. Но с профессиональной точки зрение это будет правильное решение.
Плюс того, что логотип компании является еще и эмблемой команды в данной ситуации очевиден. Северсталь, пожалуй, самая чистая команда лиги. Не в том смысле, что хоккеисты Череповца реже болеют венерическими заболеваниями, чем другие хоккеисты лиги, а в том плане, что их форма не изуродована рекламой. Никто не будет спорить с тем, что самый главный спонсор, как правило, хочет разместить довольно крупную по площади рекламу на свитерах, что бы всем было понятно кто главный. В данном случае логотип команды выступает и его главным спонсором, занимая при этом одно и то же место. Форму портят два неизбежных мегафоновских плевка (Кстати, Мегафон ответил отказом на запрос лиги сделать нашивки вновь белыми, как и в премьерном сезоне КХЛ). В остальном же форма на ровне с командами НХЛ. Это радует.
Вкратце расскажу о своих мыслях по поводу формы.
Домашнюю форму нужно оставить черно-желтой. Это очень красивые цвета, и на данный момент таких сочетаний цветов в лиге больше не у кого нет. К тому же я уверен, что многие болельщики Северстали этим по праву гордятся. Домашнюю форму нужно только немного подправить и внести несколько фишек. Если немного пофантазировать, то можно было бы на домашней форме оставить старый логотип компании «Северсталь» слегка осовременив его (лично мне он очень симпатичен). Получилась бы этакая ретро форма, для родных болельщиков, все равно трансляции из Череповца мы не видим. Я слышал, что многим болельщикам Северстали тоже нравится их старый чан с раскаленным металлом.
С формой на выезд немного сложнее. У меня несколько мыслей на этот счет. Так как фирменные цвета компании оттенки синего и красный, то есть смысл сделать графику на свитерах в корпоративных цветах, по аналогии с формой женской волейбольной команды (одна форма черно-желтая, другая бело-голубая)
Все-таки выезды это и есть прямая реклама бренда. Но это больше нужно не клубу, а самой компании, поэтому этот вариант уходит на второй план.
Лучше оставить традиционные для команды языки пламени.
Перейдя непосредственно к макетам, можно увидеть, что кардинально ничего не изменилось. Поменялось только то, что я описывал чуть выше: Лого, заново отрисованные языки пламя, немного другое лекало, чем у луча (Считаю, что Лучу давно пора расширять линейку лекал для свитеров лиги).
Цифры номера написаны немного модернизированным шрифтом «EGO» студии «Flat-it».
Огненный силуэт цифр на черном фоне, на мой взгляд, смотрится зрелищно, не избито и актуально для команды металлургов. При этом номер остался читабельным. Вы можете со мной поспорить, но если немного расфокусировать взгляд «83» будет все так же читаться. Нарукавный номер находится в огненном шаре со шлейфом из языков пламени.
Я не претендую на то, что мой вариант формы самый лучший. Обязательно найдутся люди, которым нравится нынешняя форма, или более сдержанная, чем предложенная мной.
P.S. Для тех, кто все-таки ждал от меня варианта логотипа, я покажу чужой вариант, аналогичной команды сталеваров.
Чисто зрительно - есть ощущение пустого места между надписью и языками пламени. При том, понятно, что надпись, ввиду её длины, не расширить.
Ну и бело-синих команд у нас навалом. В качестве 3-4 формы - можно было б, но чёрно-жёлтый, имхо, основной.
Первое время после смены логотипа меня не покидало чувство, что он похож на седушку унитаза)
Про бело голубую форму я уже писал чуть ниже в комментах. Я не предлагаю ее. Я просто сказал-показал, что по идее, компания «Северсталь» может потребовать сделать так, потому что это их фирменные цвета.
http://www.khl.ru/documents/rules/KHL_official_rulebook_2010-2011.pdf
«201. Капитан команды
----
в) на видном месте спереди своего свитера капитан команды должен иметь букву
«К», а его заместители букву «A». Буквы должны быть по высоте размером 8 см и
отличаться по цвету;»
------------
Т.е. тогда вопрос снимается
Правда, в другом месте (240-Б) написано про латиницу на свитерах, чего вроде быть в этом году не должно. Там же такая ещё формулировка, не знал - «Основной цвет должен составлять приблизительно 80% от цвета каждой части формы, за исключением номеров и фамилий.» (240-А-1)
жаль. не про отказ, а про то что повлиять никак нельзя...
Понимаешь, какое дело, везде есть люди ответственные за форму. По началу сезона, особенно сейчас, когда изменить уже ничего нельзя, все претензии и даже предложения воспринимаются очень болезненно (получается, что человек не доработал в этом вопросе или вообще провалил его). Если же подобные посты дойдут до вышестоящего руководства, то он получит по шапке. Никому этого не хочется. Поэтому и включается ответная реакция.
Хотя с другой стороны, если сделать большой резонанс, и тема получит огласку, человек курирующий вопрос формы ответит на мои предложения злобным постом, тем самым прикрывая свою задницу, скажет что все мои предложения бред. Получится, что я приму огонь на себя. Но на следующий сезон этот менеджер будет все это помнить и обязательно хорошо поработает над формой. Вот и получается два пути: или героически поступать как с городом-героем Минском, или писать все это для узкого круга блогеров. Конечно, мне бы хотелось, что бы мои идеи приносили реальную пользу. Когда почувствую необходимость, достучатся до руководства какого-нибудь клуба, обязательно это сделаю.
Менять расположение значка относительно логотипа я бы вообще не стал. Потому как, во-первых, это не правильно, во-вторых, лого сделан грамотно и знак расположен, где нужно. Повторюсь, я уверен, что это запрещает и брендбук. Тут не может быть универсального решения. Или адаптировать его для хоккейной команды, наплевав на брендбук и саму компанию «Северсталь» (что по идее не правильно) или оставить как есть по брендбуку. Есть, конечно, и еще вариант нарисовать самостоятельный логотип, но тогда потянутся и другие проблемы, место под рекламу и т. д.