Динамо Минск: эволюция бренда или в чем кроются причины неудач
В данном посте я собираюсь поднять одну очень интересную, объемную и трудную тему. Я уже писал об этом в различных хоккейных блогах и форумах, пришло время все собрать вместе и сделать полноценную статью (если кто-то уже читал мои отдельные тезисы по этой теме - сори).
Динамо Минск довольно интересная команда, со своей историей и традициями, лично мне она очень симпатична. Но вот у многих сложился стереотип, что эта команда неудачников. Выдающихся результатов команда не показывает, с брендингом тоже какая-то беда. Возможно, истина кроется в логотипе клуба. Сейчас я попробую детально рассказать о своих мыслях.
В двумерном пространстве есть несколько направлений-векторов. Некоторые из них положительные, некоторые отрицательные. Не сочтите за шарлатанство, это просто интересная теория в науке графического дизайна. Каждый из нас легко может показать, где находится верх и низ. Так же практически любой человек скажет, что направление вперед смотрит направо, а назад налево. Это подтверждается направлением письма в западном мире, ходом стрелки часов и т.д. Если совместить все четыре направления и изобразить суммы векторов, то получится восемь сторон.
Правый верхний угол самый позитивный в двумерном пространстве. Это движение вперед, к вершинам. Противоположный угол - левый нижний, это самый негативный угол. Направление в его сторону может рассматриваться как стремление вперед к провалу. Объект, расположенный в центре, как правило, статичен и находится в надежном состоянии покоя. Эта теория придумана не мной, об этом пишут великие люди мирового дизайна. Не хочется уходить вглубь этого вопроса, потому что это может стать еще одной полноценной темой для разговора. Но для примера могу сказать, что логотип НХЛ раньше тоже был направлен не в правильную сторону, но после косметического ремонта стал направленным в успешный угол.
Разумеется, исключения есть, но не думаю, что Динамо Минск именно оно.
Как мы видим, логотип Динамо Минск стремится вперед к провалу. Здесь есть схожесть с поговоркой "Как корабль назовешь, так он и поплывет".
Немного отойдем от теории и поговорим о создании логотипа. Зубр появился весной 2009 года.
Руководство задумало ребрендинг. Нужно заметить, что он был вынужденным. Подобные проблемы были когда-то и со Спартаком, к счастью, проблема решилась. Забегая вперед, скажу, что и Минску теперь можно использовать литеру "Д".
Из нескольких вариантов, прошедших в финал конкурса, на мой взгляд, выбрали не самый лучший. Мне понравился вот этот вариант.
Конечно он не идеален. У данного варианта плохая типографика. Но вот сам знак вполне приемлем. В нем хорошо читается традиционная для клубов Динамо литера "Д" (хоть и довольно сильно отличается от классической литеры "Д"). Зубр очень стилизован, но тоже хорошо узнается. Лично я здесь еще вижу цифру "1", что в спорте очень часто используется - символизирует стремление к победе, быть первым. Это мое предположение, уж не знаю, умышленно делал это автор или нет. Но небольшая фокус-группа, которую я опросил, разошлась во мнениях, и Зубра практически никто из опрошенных не увидел. Больше было вариантов - "нарисован дельфин". Наверно, поэтому он и не был принят.
Забавная история получилась с названием клуба. После ребрендинга он стал называться Дiнамо Мiнск, что орфографически не верно. На белорусском языке правильно писать так - Дынама. Принцип языка такой - как слышу так и говорю. Предполагаю, что руководство клуба, опасаясь насмешек со стороны многочисленной российской аудитории (согласитесь, Дынама вызывает улыбку), намеренно сделали орфографическую ошибку. Получилось, что название клуба написано на украинском языке. Такой ход мало кто понял. Я общался со многими болельщиками минского Динамо, и они в один голос утверждали, что это бред.
В этом году после решения проблемы с правами на использование бренда Динамо, руководство решило вернуться к славным традициям Динамо и поместить на форму классическую "Д". Но "зубры" уже стали частью клуба. Эту дилемму решили так - устроили еще один конкурс на логотип клуба.
Наиболее известным хоккейным клубным брендом в Беларуси исторически является «Динамо-Минск». Возвращение популярной и почитаемой буквы «Д» в основу логотипа клуба — логичный шаг в восстановлении многолетних традиций команды. Вместе с тем, руководство БФСО «Динамо», хоккейного клуба учитывает и новые реалии. Полюбившийся многим зубр — символ Беларуси — сохранит свое присутствие на форме главной команды, ее неофициальном названии — «зубры». Планируется, что новая «динамовская» команда в МХЛ получит название «Минские зубры». С учетом этого и в целях создания обновленного визуального представления хоккейного клуба объявляется конкурс на создание нового логотипа клуба. Обязательные требования:
1. в основе логотипа должны быть:
- а) стилистически неизменённая буква «Д» (образец см. ниже), либо
- б) синтез стилистически неизменённой буквы «Д» и нынешнего символа — зубра (образец см. ниже);
2. логотип должен содержать не более трёх цветов;
3. логотип не должен быть трёхмерным (3-D).
Кроме того, содержание логотипа предполагает хоккейную направленность (изображение шайб, клюшек, шлемов и т.п. или просто надпись «Хоккейный клуб»). В нем может быть указано наименование клуба или города («Динамо-Минск» или Минск).
Конкурс продлится до 18:00 7 июня 2010 года. Победителя конкурса определит специально созданная комиссия акционеров клуба.
Участники конкурса, занявшие 2 (второе) и 3 (третье) место, получат памятные призы от Хоккейного клуба «Динамо-Минск».
Победитель конкурса получит вознаграждение в размере 2 000 000 (двух миллионов) белорусских рублей.
На мой взгляд, техническое задание уже обрекало будущий логотип на неудачу. Как и предполагалось, неудачное решение логотипа победило в конкурсе.
Когда все уходят от старинных эмблем, вписанных в кружок с текстом, минчане вдруг решили сделать шаг назад по сравнению с прошлым годом. В качестве примера: Питтсбург Пингвинз и Локомотив Ярославль. У первых двух все логично, а вот у Минска наоборот.
Еще одна проблема, из-за которой логотип клуба направлен в неправильную сторону это то, что у Динамо Минск есть старший брат - Баффало Сейбрз. Если их дизайнеры основываются на теории дизайна, то наши в основном руководствуются каким-то внутренним чутьем и присказкой - "В дизайне самое главное правило - Ни каких правил!" Полагаю, что автор умышленно отзеркалил логотип, чтобы таким образом скрыть их схожесть. Затем логотип попытались замаскировать еще больше. В итоге, логотип из плохого превратился в еще более плохой.
Я с удовольствием бы принял участие в этом конкурсе, но к сожалению узнал о нем только после его окончания. И все-таки я нарисовал свой вариант логотипа. Считаю, что голая критика без своего примера это не правильно.
Я всегда смотрю немного шире технического задания. И если в голове родился какой-то скетч, идущий в разрез с техзаданием, я обязательно реализую его. Чем же плохо техническое задание, опубликованное на сайте Динамо Минск? Да тем, что невозможно сделать хороший логотип из таких требований - "синтез стилистически неизменённой буквы «Д» и нынешнего символа — зубра"
Я считаю что литера "Д" не обязательно должна остаться неизменной. Ее можно изменить, при условии, что она останется узнаваемой. Поискав в интернете информацию о различных клубах Динамо, я понял, что все они как то изменены.
Одной только классической литеры "Д" около 5 различных начертаний.
В моем варианте синтеза зубра и классической литеры "Д", последняя не потеряла своей узнаваемости, зубр хоть и стилизован, но читается. Фокус-группа подтвердила это. Зубра увидели больше 60% опрошенных (причем некоторые сходу отвечали "Динамо Минск").
Два объекта превратились в единый символ, где каждый играет свою немаловажную роль. К тому же, зубр превратил статичную "Д" в динамичный лого (зубр стремится вправо, в правильную сторону, вперед.)
Но все проблемы клуба мы еще не разобрали. В наступающем сезоне Минск еще многих удивит своей ужасной формой. Эталоном неграмотной работы Луча в этом сезоне будет являться светлая выездная форма минчан.
Комментаторы еще не раз будут упоминать о том, как ужасно читаются номера игроков. Светло-серо-голубой на белом, пусть и с более темной обводкой, это сверх моего понимания. И кто бы, что не говорил, виноват в этом Луч. Каким бы ни был заказчик и что бы он ни желал, дизайнер должен объяснить ему как лучше, как правильно, и как надо.
Я хочу предложить свой вариант свитера. Дизайн свитера я намеренно не стал делать сложным, что бы возможно, в будущем, Луч мог его изготовить.
Так как Белоруссия представлена одним клубом в КХЛ, то Динамо просто обязано подчеркнуть свой национальный колорит. Например, Динамо Рига закрыла глаза на все традиции синего в сообществе Динамо и выступает в цветах национально флага. Я не предлагаю Динамо Минск надеть свитера сборной. Но думаю, что национальный узор с флага Белоруссии будет вполне к месту. Все обручи и кольца на талиях и рукавах игроков можно образовывать из этого узора. Будет намного интереснее смотреться, чем тот же аналог из простых белых полос. Я предлагаю два варианта свитеров: У одного свитера узор идет еще и по плечам. Для тех, кто посчитает, что узора на форме довольно много, есть второй вариант с синими плечами.
Но на этом варианте присутствует отличная фишка (ума не приложу, как менеджеры Минска прошли мимо ее) это узор по краю ворота. С таким узором выступали игроки на матче всех звезд.
Уж не знаю, чья сторона это придумала, КХЛ или Луч, но отметить это стоит. В своих вариантах я старался сделать свитер более классическим, но в тоже время любой сразу поймет, что это Динамо из Минска, из Белоруссии. Так же я заменил синий цвет на более чистый синий. Вариант, предлагаемый Лучом, смотрится гразно-синим. Канты у швов можно сделать серебристыми (так будет более зрелищнее) как в кубке открытия у Локомотива.
Стоит отметить фишки, которые всегда делают форму более интересной. Обрамление номера будет комплектоваться рогами и хвостом зубра.
Надеюсь, информация, представленная мной, будет полезна для руководства клуба, и они решат некоторые из клубных проблем.
В противном случае так всё и останется
http://hcdinamo.by/img/hymn/palac_dynamo.mp3
Ссылаясь на авторитетных дизайнеров, ссылочку на параграф Ководства все-таки мог бы дать. ;)
Фокус-группы - зло :)
Друзья, очень всем рекомендую подписаться на этот блог. Вы не пожалеете! :)