5 мин.

Хочется обнять подростков, которые задавали эти вопросы

Школьники России задали интересующие их вопросы о тренировках и не только спортивному психологу Марии Огурцовой. О том, как отделять свои ожидания от чужих и работать с вредными привычками в новом материале блога «Дз по физре».

Как психологически настроиться на тренировку?

Правильного или неправильного способа не существует – всё индивидуально. 

Какой-то способ или инструмент может помочь прямо сейчас, но через месяц или в другой ситуации только помешает. Например, в самом начале освоения нового вида спорта музыка поможет преодолеть лень. Но постепенно нужно будет приучать себя работать без музыки, с самим собой. В какой-то момент нужно научиться пользоваться другими инструментами психологической поддержки, иначе тревога может помешать добиться хорошего результата. Один из примеров такого инструмента – использовать то, что тебе приятно: красивая спортивная форма, аромат духов или что-то вкусное, что можно будет съесть после занятия. Важно всегда держать в голове свою цель. Если основная мотивация тренироваться – тусовка и общение, то можно настроиться, придя за двадцать минут до тренировки и пообщавшись с друзьями. Если цель – конкретный результат (получение мастера спорта или попадание в сборную), то очень важно выстроить подробный план вместе с тренером и понять, в чём нужно совершенствоваться. План позволит поставить маленькие цели для каждой тренировки (например, довести до совершенства конкретные два удара). Это поможет настроиться, потому что задача ясна и её интересно выполнить, чтобы сделать шаг к достижению цели.

Как справляться с чувством неоправданных ожиданий тренера, родителей и окружающих?

Когда ребёнок только начинает серьёзно заниматься спортом, он максимально зависим от мнения тренера, родителей и окружения. Но каждый спортсмен должен понять, что он может двигаться самостоятельно. При этом важно слушать и принимать точку зрения тренера. 

Необходимо уметь отделять свои ожидания от чужих. Мнение других людей может негативно влиять на эмоциональное состояние, а это может привести к неудачам на тренировках и даже травмам. Первый шаг – понять, что есть разница между собственными целями и ожиданиями тренера или родителя. Второй – научиться общаться с людьми с разными точками зрения. 

Как самостоятельно научиться выстраивать границы между разными точками зрения?

Для начала нужно осознать, что разные точки зрения могут сосуществовать и не входить в конфликт. Основное правило – уважать позицию другого человека. В начале разговора стоит подчеркнуть, что ты слышишь оппонента. Потом нужно перейти на уровень эмоций – «я вижу, что это тебя сильно волнует» или «мне некомфортно, потому что кажется, что моё мнение не слышат». Следующий шаг – уйти на уровень ценностей, обозначить, что понимаешь другого, но имеешь свою точку зрения. Если вы не сможете совпасть на уровне ценностей, то хотя бы попробуете понять друг друга. Это точно снимет накал между вами. 

Основа границ – чёткое осознание своего мнения и понимание, на чём оно строится. 

Нередко бывают такие ситуации, что у спортсмена есть большое желание работать, но тренер не делает на тебя «ставку». Как можно корректно выйти из такой ситуации

Тренер и спортсмен – очень сильная связка, но в какой-то момент может случиться перекос как в сторону насилия, запугивания, страха, так и в сторону равнодушия. Это может произойти из-за личных причин или выгорания тренера и не иметь отношения к спортсмену. Важно найти середину, где у вас есть понимание, общение и уважение друг к другу. Важно осознать, что тренер – не машина, которая выдаёт знания только для результата подопечных. Тренер – человек со своими мотивами и переживаниями. 

Существует два пути разрешения описанной в вопросе ситуации.

Первый – спортсмен может стать более самостоятельным. Например, Александра Трусова за сезон до Олимпиады приняла решение перейти в академию «Ангелы Плющенко», потому что хотела «сменить картинку». Но к началу Олимпийского сезона спортсменка вернулась в штаб Тутберидзе, а после завоёванного серебра перешла в ЦСКА, в группу Светланы Соколовской. Можно составить список того, что даёт тренер и что нужно подопечному. Возможно, спортсмен вырос и тренер не нужен так, как нужен был раньше.  Второй – проговорить ситуацию с тренером, особенно если отношения близкие. Возможно, получится выстроить тот режим коммуникации, который будет комфортным для всех. В диалоге также можно проговорить цели, способы их достижения и составить план тренировок.

Как работать с вредными привычками, которые могут мешать заниматься спортом?

Обычно такой вопрос задают, когда не чувствуют конкретной прямой связи между действием и вредом от него – «вроде хочется, а вроде говорят, что вредно». 

Прежде чем отказаться от вредных привычек, нужно прислушаться к себе и понять – зачем. Если смысл найден, то лучше избавляться от вредных привычек постепенно. Нужно хвалить даже за незначительные достижения и не гнобить за срывы. Главный посыл – любовь и забота о себе. Надо с любовью и принятием относиться к своим потребностям и находить альтернативные способы их удовлетворения.

Важно во всём соблюдать баланс – например, настраивать свой режим и выделять один день на отдых, чтобы не заставлять себя вставать рано и идти в зал без сил и желания. Если ты переживаешь, что не общаешься с друзьями или твоя жизнь разделяется на «спорт» и «не спорт», а первая категория значительно перевешивает, то можно попробовать пригласить друзей на соревнования или даже на тренировку. Не делай спорт и друзей антагонистами. Основной посыл – не бороться, а подумать о том, как можно сочетать несколько увлечений.

Над материалом работала:

Алёна Орлова